Литературное чтение в 3-м классе. Тема: "Л.Н.Толстой «Лев и собачка»"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: литературное чтение, Л.Н.Толстой, УМК «Школа России», «Лев и собачка»


Тип урока: приобретение новых знаний.

Цель:

  • Углубить знания о творчестве Л.Н.Толстого; расширить представления о жизни животных.
  • Развивать речь и логическое мышление учащихся; продолжить работу над выразительным чтением.
  • Воспитывать доброе отношение к животным, учить понимать чужую боль.

Учебные задачи урока:

  • учебные задачи направленные на достижение предметных результатов:
    • формирование позитивной самооценки, самоуважения;
    • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
    • рзвитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – отзывчивости.
  • учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД)
    • формирование умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
    • формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её, умение взаимодействовать в статичных парах, группах;
    • развитие способности активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций.
  • учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
    • формирование навыка чтения: чтение целыми словами, безошибочное чтение, выразительное чтение;
    • формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
    • формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре, дружбе, любви; формирование потребности в систематическом чтении;
    • развитие творческих способностей.

Формы работы учащихся:индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Техническое оборудование:доска, компьютер, проектор.

Ход урока

1. Организационный момент

Прозвенел звонок на наш урок.

Добрый день, дети! Мне приятно вас видеть.

Пусть этот день несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

Самое удивительное явление в мире - это человеческая доброта. Подарите улыбки друг другу. Передайте своё хорошее настроение.

Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь.

2. Актуализация знаний учащихся

Работа в парах.

Ребята, каждая пара получает карточку №1, на котором напечатаны названия произведений: "Акула", " Ворона и лисица", " Прыжок".

- Прочитайте названия произведений.

- Какое произведение "лишнее" и почему?

- К какому жанру относится? (ответ: Басня)

- Что такое басня? (ответ:Басня- небольшое нравоучительное произведение, где автор высмеивает недостатки людей.)

- Кто автор данной басни? (ответ: И.А.Крылов)

- К какому жанру отнесете остальные произведения? (ответ: рассказ)

- Что такое рассказ? (ответ детей:Рассказ – небольшое произведение. В нем автор описывает события, которые бывают в жизни.)

- Кто написал эти рассказы ? (ответ: Л.Н.Толстой)

- С творчеством, какого писателя мы продолжим знакомство?

Слайд №2 - портрет Л.Н.Толстого.

- Что о нём, вы можете рассказать?

Лев Николаевич был очень добрым, щедрым человеком и умел чувствовать чужие беды и страдания. И эти качества он сохранил в себе до конца жизни.

3. Проверка домашнего задания

а) -С какими рассказами Л.Н.Толстого мы познакомились на прошлом уроке?

- А насколько внимательно вы изучили эти произведения, мы узнаем, проведя игру.

Правила игры: Два ученика: 1 ученик и 2 ученик получают карточки с написанным словом: у одного - «Прыжок», у другого - «Акула». Карточки никому не показывают. Остальные учащиеся получают карточки, на которых написаны слова к 1, 2 карточкам. Дети начинают двигаться по классу, подходя к любому ученику, здороваются с ним и смотрят в его карточку, если его слово или фраза подходит к его заданию, то остается, если нет, то идёт дальше. Игра продолжается, до тех пор, пока не будут распределены. В итоге все выстраиваются у доски, и учитель просит озвучить, что же получилось у ребят.

б) Выразительное чтение.

4. Физкультминутка

Все ребята дружно встали

Все ребята дружно встали
(Выпрямиться)
И на месте зашагали.
(Ходьба на месте.)
На носочках потянулись.
(Прогнуться назад, руки положить за голову.)
Как пружинки мы присели
(Присесть.)
И тихонько разом сели.
(Выпрямиться и сесть.)

5. Знакомство с новым произведением

Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Л.Н. Толстого. Расшифруйте пожалуйста шифровку и прочитайте название нового произведения.

Слайд №4 акулалевисобачкапрыжок

(ответы детей: Лев и собачка)

Слайд №5 «Лев и собачка».Быль.

- Что означает слово быль?

- Обратимся к «Большому толковому словарю русского языка» Ожегова и уточним значение этого слова.

Слайд №6

Быль - 1. То, что было в прошлом. 2. Рассказ о действительном происшествии.

- Ребята, посмотрите на слайд №7 кто это? (Лев)

- Что вы знаете о таком животном, как лев? (ответы детей)

Карточка для ученика. Лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг.Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет.

- А это кто? (собака)

- Что можете сказать о собаке? (ответы детей)

- О чём нам может рассказать заголовок? (о хищном льве и маленькой собачке).

Сейчас я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно, в далёком городе Лондон – столице Англии. Сам Лев Николаевич никогда не был в городе Лондон. Возможно, эту историю ему рассказали моряки, которые бывали в Лондонском порту. Услышав её, Лев Николаевич не остался, к ней равнодушен и написал об этом рассказ. – «Лев и собачка».

Внимательно послушайте эту историю. И потом вы должны ответить на вопрос: О чём эта быль?

Включается аудиозапись были «Лев и собачка».

6. Беседа после первичного прослушивания

Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? (печаль, грусть, тревогу)

- Где происходит действие? (в зверинце)

- Кто герои этой были? (лев и собачка)

- Было ли вам кого-нибудь жалко? Почему?

7. Словарная работа

Перед прочтением текста поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.

Смысл, каких слов вам был непонятен?

Слайд №8

Подле – около, близко, совсем рядом.

Зверинец –  место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Ощетинился –  поднял дыбом шерсть, щетину (когда сердится, недоволен).

Барин - богатый человек, который имеет прислугу (помещик).

Бился - ударялся, колотился, совершал резкие движения.

Метался - беспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла - умерла.

Засовы большие дверные задвижки.

8. Физкультминутка

Все ребята дружно встали (Выпрямиться)
И на месте зашагали. (Ходьба на месте.)
На носочках потянулись, (Встать на носки, потянуться.)
А потом назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки за голову.)
Как пружинки мы присели (Присесть.)
И тихонько разом сели( Выпрямиться и сесть.)

9. Организация художественного анализа текста

1) Чтение первой части (начало) ъ

- Какие чувства вызвал поступок этого человека?

- Что собачка чувствует в этот момент (Тревогу, она маленькая, беззащитная.)

Слайд № 9 слово "тревога".

2) Чтение второй части

- Как ведет себя лев? Прочитайте.

- Какими словами автор показал, что он хищник? (Поделимся. Лев оторвал кусок.)

- Какое это чувство (Забота.)

Слайд №9 слово "забота".

Автор показал благородство льва. Так произошла их встреча.

3) Чтение третьей части

- Какие чувства испытывает собачка (Вечером ... и сложила свою голову.)

- Как одним словом можно сказать, когда кто-то полагается на друга? (Доверие.)

Слайд №9 слово "доверие".

- Найдите слова, показывающие, что чувства льва и собачки переросли в дружбу.

4) Чтение четвертой части

- Какие чувства испытывает лев после смерти собачки (Тоска.)

Слайд №9 слово "тоска".

- Найдите слова, с помощью которых автор передает эту тоску?

- Что лев не может понять?

Прочитайте до конца. Выделите слова, которые показывают, как ведет себя лев, когда собачка умерла.

Даже животные испытывают глубокие, сильные чувства, но проявляются они у них по-разному. Лев - хищник. Он в ярости разрывает другую собаку.

Прочитайте два последних предложения.

- Что вы почувствовали, читая эти строки?(Лев был преданным другом, поэтому, потрясенный гибелью собачки, он пережил ее несколько дней.)

10. Организация художественного творчества

Творческая работа в группах

Приступая к творческой работе, давайте вспомним правила работы в группе.

Обсудим и примем единые критерии оценивания предполагаемого результата и процесса.

Перед вами конверты с заданиями. Возьмите конверт №1 прочитайте задание и выполните. Составление синквейна. Вспомним правила составления синквейна.

Синквейн (собачка)

Название (1 сущ.) собачка
Описание (3 прил.)маленькая, ласковая, беззащитная
Действия (3 глагола) прижалась, вскочила, заболела
Чувства (фраза из 3-х слов) Собачка понравилась льву.
Суть (существ.) дружба

Синквейн (лев)

Название (1 сущ.-ное) лев
Описание (3 прил.- ных) сильный, верный, заботливый
Действия (3 глагола) понюхал, играл, тосковал
Чувства (фраза из 3-х слов). Лев полюбил собачку.
Суть (существ.) верность

- Расскажите о результатах своей работы. Чтение детьми составленных синквейнов.

Ребята другой группы оцените пожалуйста работу своих товарищей.

А сейчас выполним 2 творческое задание. Составляют логические цепочки:

Слайд №11

Жизнь льва и собачки.(5)
Лондонский зверинец. (1)
Собачка попадает в клетку.(2)
Печальный конец. (7)
Встреча со львом. (3)
Лев делится едой.(4)
Беда.(6)

11. Итог урока. Рефлексия

Вам нужно выбрать пословицу соответствующую теме урока и объяснить смысл этой пословицы.

Слайд №12

1) Жить вместе – и умереть вместе.

2) Ленивому всегда праздник.

3) Не топор кормит, а работа.

Ребята, у вас на столах лежат смайлики, с помощью которых вы можете показать мне ваше настроение от проведённого урока.

12. Домашнее задание вам предлагается на выбор

  1. Придумайте другую концовку рассказа. Составить вопросы по произведению.
  2. Подготовьте пересказ. Нарисовать иллюстрации.