Цель праздника:
- формировать представление о героическом прошлом русского народа;
- воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать;
- развивать двигательные навыки детей;
- создать положительный эмоциональный настрой, веселое, бодрое настроение.
Действующие лица: дети в русских костюмах (2 мальчика), ведущая в русском народном костюме, ростовая кукла «Змей-Горыныч».
Ход праздника
Под звуки фанфар выходят ведущие (два мальчика в русских народных костюмах) и взрослый в народном костюме:
Мальчик 1:
Дорогие папы, деды
Мы вам рады от души.
Мальчик 2:
С днём Защитников Отечества
Всех поздравить вас спешим.
Мальчик 1:
Мы желаем вам здоровья
Крепкого, на много лет,
И от всей души сегодня
Шлём вам праздничный…
Оба: Привет!
Ведущий: В древние, давние времена охраняли родную землю от врагов первые русские защитники – славные богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Много ратных подвигов на их счету богатырском! Есть чему поучиться и позавидовать. Вот почему сегодня, через много лет и веков, в канун праздника Дня защитника Отечества решили мы вспомнить с вами про дела ратные, по честь богатырскую, про удаль молодецкую.
Под песню «Богатырская наша сила» А.Н.Пахмутовой исполняется танец «Богатырская сила»
Мальчик 1.
Покой всех городов и сел старинных
Стерег дозор богатырей былинных.
Пускай те дни прошли, но слава вам,
Не давшим Русь врагу богатырям!
Мальчик 2:
И если богатырь стоит на страже,
То может быть из вас уверен каждый,
Что от врагов любых защищены
Все рубежи родной страны!
Ведущий: Ребята, напал на нашу землю русскую злой Змей-Горыныч. И вышли на поле битвы богатыри русские, но не справиться им самим со змеем лютым. Просят они помощи у нас. Поможем им? Тогда становитесь в две команды-дружины.
Звучит "Богатырская симфония" И. Бородина, выходят участники поединка.
(В начале каждой команды становится по одному мальчику - помощнику в эстафетах в народном костюме).
Ну, коли так, разудалые добры молодцы и девицы!
Покажите свою силушку богатырскую да удаль молодецкую!
Позабавьте-ка вы нас рукою твердою да глазом зорким!
Приветствие команд
«Витязи»: (читает мальчик-помощник)
Витязи в строю едином-
Всех дружнее и храбрей.
И на честный поединок
Мы зовём своих друзей!
«Богатыри»: (читает мальчик помощник)
Победить желает каждый,
И в команде слабых нет!
От богатырей отважных
Славным «Витязям» - привет!
Ведущий: А рассудить бои ратные, забавы молодецкие мы попросим судей неподкупных. С удовольствием их представляю.
Ведущий: для начала испытаем вашу силу молодецкую. Традиционно на Руси битвы начинались с боя богатырей – поединщиков, так и мы начнем состязания наши. Путь к логову Змея – Горыныча труден и далек. И начинается он с реки глубокой, да широкой. А перейти реку мы можем по мостику.
1 эстафета, разминочная «Пройди по мосточку»
Цель: развитие координации движений, ловкости, формирование навыка в перешагивании препятствия.
Выполнение: ребенок идет до закрепленной веревочки на расстоянии 10-15 см. от пола и перешагивая через веревочку возвращается обратно.
Материалы: 2 ребристые доски.
Ведущая: Перед нами дремучий лес. Сколько в нем кочек, пенечков да пригорочков.
2 эстафета комбинированная « Пройдем через дремучий лес»
Цель: развитие умений согласовывать свои действия с действиями других членов команды, развитие навыка прыжков, укрепление мышечного корсета позвоночника, развитие разносторонней координации движений, подвижности нервных процессов.
Выполнение: прыжки с колючего коврика на коврик (кочки), перешагивание мягких модулей-пенечков правой (левой) ногой, ходьба по канату - тропиночке.
Материалы: 4 резиновые колючие коврики, 2-4 мягких модулей, 2 каната.
Ведущий: Молодцы! Но есть у меня для вас ещe испытания, а пока поединщики отдохнут, а девицы красавицы для них хоровод заведут.
Девочки в русских костюмах исполняют хоровод.
Ведущий: А теперь пора в дорогу. Команды заняли свои боевые позиции. Ребята пред нами подземный ход в логово змее. Что бы попасть в него, надо проползти по туннелю.
3 эстафета «Путешествие по туннелю».
Цель: развитие умения держать равновесие, координацию движений, укрепление тонуса в крупных и мелких мышечных группах.
Выполнение: ребенок проползает с опорой на кисти рук и коленей в туннеле и возвращается обратно.
Материалы: 2 туннеля.
Ведущий: Вот и подобрались мы к самому логову Змея-Горыныча. Ребята, давайте применим хитрость, сделаемся невидимыми. А для этого нам надо всем надеть шапку-невидимку.
4 эстафета «Шапка-невидимка»
Цель: развитие координации движений, укрепление тонуса в крупных и мелких мышечных группах.
Выполнение: ребенок надевает на себя обруч-шапку и возвращается обратно.
Материалы: 2 обруча в виде шапок-невидимок без дна.
Ведущий: Впереди нелегкое сражение. Чтобы победить злость змея нам надо попасть витамином доброты в самую пасть.
5 эстафета «Самый меткий»
Цель: развитие координации и быстроты движений в крупных и мелких мышечных группах, формирование навыков при разнообразном метании мешочка.
Выполнение: ребенок левой (правой) рукой должен попасть в цель (нарисованная пасть змея) на расстоянии 1,5-2 метра.
Материалы: мешочки по количеству детей, 2 мишени.
(Выходит добрый Змей - Горыныч с призами).
Змей: Спасибо, вам, ребятушки, что победили своей добротой, отвагой, смекалкой злобу лютую. А значит, не перевелись на Руси богатыри. Не топтать врагу землю русскую.
Ведущий: Ребята, в Древней Руси дуб считался священным деревом. Считалось, что лист дуба придает воину силу и выносливость.
И пока жюри подводит итоги, давайте, встанем в круг и сделаем хороводный обряд - поклонение дубу:
У нас рос дубок - Вот таков! (Стоя тянут руки вверх.)
Корень его - Вот так глубок! (Наклоняются вниз, показывая корень.)
Листья его - Вот так широки! (Развести руки в стороны.)
Ветки его - Вот так высоки! (Руки вверх.)
Ах, ты дуб-дубок,
Дай мне силы, отваги, добра, (Правая рука на сердце.)
Чтобы землю родную защищать от врага!
Ведущий: Слово предоставляется нашим уважаемым судьям. (Победила доброта, смелость, дружба)
Участники соревнований совершают круг почета под музыку Глинки «Славься!».