Конспект НОД «Звуковая культура речи: звук «Ш»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: средняя группа, Звук [ш]


Цель: учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах).

Задачи:

  • учить детей различать слова со звуком «ш»;
  • показать детям артикуляцию звука «ш»;
  • совершенствовать грамматический строй речи;
  • развивать связную речь координацию речи с движением, слуховое внимание, фонематическое восприятие;
  • воспитывать звуковую культуру речи, умение слушать других.

Предшествующая работа: д/и «Развиваем речь», д\и «Кто что делает?», разучивание чистоговорок, артикуляционная гимнастика.

Оборудование: зеркала, шарик, письмо, картинки

Методические приемы: организационный момент, игровой сюжет, беседа, динамическая пауза, использование яркой наглядности, ИКТ; смена статического положения, звуковое оформление, сюрпризный момент, рефлексия.

Планируемый результат: у детей совершенствуется грамматический строй речи, дети научатся четко произносить звук «ш»,  улучшится слуховое внимание, фонематическое восприятие.

ХОД НОД

- Ребята, давайте посмотрим в окно и скажем: какое сейчас время года? (зима)

Какие признаки зимы вы знаете? (ответы детей)

А сейчас я загадаю вам загадку…

С неба падают зимою и кружатся над землею,
Легкие пушинки, белые… (снежинки)

Дыхательная гимнастика «Сдуем снежинку».

Сильный ветер вдруг подул,
И снежинку нашу сдул. (2-3 р)

- К нам в гости пришел веселый Язычок и предлагает с ним поиграть. Возьмите зеркала и слушайте внимательно.

- Язычок очень любит выглядывать из домика. Посмотрите, как он это делает.

Однажды решил Язычок поиграть: вообразил, что он лисичка, распустил хвостик (сделал его широким) и выставил на улицу, чтобы лисий хвостик погрелся на солнышке.(показ)

Вдруг Язычок заметил большую собаку. Он испугался, вбежал в домик и спрятал хвостик за верхние зубы, и домик закрыл, чтобы собака не вбежала за ним следом. А хвостик все равно держал за верхними зубами. Попробуйте и вы спрятать кончик языка за верхние зубы.

Подождал Язычок немножко и опять решил посмотреть, где собака. Он открыл домик, но хвостик не опустил. Уж очень он боялся, что собака где-то рядом. Он все время держал хвостик поднятым кверху. Вот так (показ). Несколько раз Язычок открывал и закрывал домик, а хвостик все держал поднятым кверху. Вот так (показ). Но собаки нигде не было. Она давно убежала.

- А теперь поиграем так. Я скажу: «Хвостик греется на солнышке», а вы положите язык на нижнюю губу – на крылечко домика. Потом я скажу: «Собака!», а вы поднимите кончик язычка кверху и спрячьте его в домике. Потом вы будете домик открывать и закрывать, а Язычок будет сидеть в домике и держать хвостик поднятым кверху. Домик закрывайте, а кончик языка не опускайте!»

- Поднимите кончик языка кверху, округлите и вытяните губы, произнесите: «ш-ш-ш»

- А теперь следующая игра: положите на ладошки ватку, произнесите звук «ш», посмотрите, что произойдет с ней?

Сейчас вы будите изображать гусей. Как шипят гуси? (ш-ш-ш) Теперь гуси шипят громко, тише, совсем тихо.

- Язычок принес вам в подарок шарик. Ребята, давайте, вспомним, какая песенка у шарика? (ш-ш-ш)

- Посмотрите, к шарику привязан конверт, давайте посмотрим, что в нем?

- В конверте задания, которые нам надо выполнить.

Задание 1 «Доскажи словечко». Если вы правильно отгадаете, то на доске появятся картинки-отгадки.

Сегодня все ликуют
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные… (шары)
Носит яркий гребешок
Наш веселый …(петушок)
Рисуют дружно малыши,
У них в руках …(карандаши)
Вот бежит малышка
Серенькая …(мышка)
Зашуршали тихо шины –
Это едет к нам …(машина)

- Ребята, скажите, что общего у этих слов (во всех словах есть звук «ш»).

- Придумайте слова, которые начинаются со звука «ш».

Задание 2

- Язычок любит чистоговорки, давайте вместе с ним повторим:

Ша-ша-ша… наша Маша хороша
Шу-шу-шу… дали кашу малышу
Ши-ши-ши… съели кашу малыши
Шо-шо-шо… после каши хорошо

Задание 3 «Поймай звук».

Нужно хлопнуть в ладоши, когда услышите звук «ш».

(Шапка, снегурочка, шуба, елка, шар, шарф, снег, зима)

Задание 4 Игра «Кот на крыше».

Все мышки, которых поймали, должны произнести слово со звуком [ш].

Тише, мыши… Тише, мыши…
Кот сидит на нашей крыше.
Мышка, мышка, берегись
И коту не попадись…

Задание 5.

- Язычок вас приглашает за покупками в магазин (правильное употребление окончаний существительных во множественном и единственном числе в родительном падеже) (развивающий мультфильм)

Задание 6.

- Следующее задание: на предложенных карточках выберите те картинки в названии которых есть звук «ш» и раскрасьте их, а для того чтобы справиться с заданием, давайте потренируем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Зима».

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять (стучим пальчиками по столу)
Бабу снежную лепили (имитируем лепку комков)
Птичек крошками кормили («крошим хлебушек» всеми пальчиками)
С горки мы потом катались (ведем ладошкой правой руки по ладошке левой руки)
А еще в снегу валялись (кладем ладоши на стол, то одной то другой стороной)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладоши)
Съели суп и спать легли (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щечку).

- За то, что вы выполнили все задания, Язычок приготовил вам сюрприз - шарики.

- Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались с веселым Язычком?

- Что вам понравилось больше всего?

- А с каким звуком мы сегодня познакомились?

- Вы сегодня молодцы!

Список литературы

  1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2016.
  2. Перегудова Т.С., Османова Г.А. Вводим звуки в речь. Картотека заданий для автоматизации звуков «Ш», «Ж». - Санкт-Петербург. КАРО, 2015.
  3. Косинова Е.И. Уроки логопеда. Игры для развития речи. - М.: Эксмо, 2011.