Наставничество в образовательной среде

Разделы: Профессия — педагог

Ключевые слова: наставнивничество


 «При изучении наук примеры полезнее правил», – сказал И.Ньютон. И в самом деле, одной из важнейших задач на современном этапе образования является преемственность. Ключевой фигурой в воспитании и образовании молодых кадров всегда оставался учитель в широком смысле этого слова, наставник. От его личности зависит, на что в результате практики будет сориентирован молодой специалист. При этом наибольшее значение имеет жизненный пример, а не теория.

Наставник обязан всячески способствовать раскрытию потенциала молодого специалиста, вовлекая его в жизнь коллектива. Сформировать у него общественно значимые интересы и профессиональный кругозор, выработать своим примером потребность к самообразованию и повышению квалификации – в этом и состоит смысл высказывания И.Ньютона.

Актуальность данной темы обусловлена следующим. В новых социально-экономических условиях развития России требуется значительное повышение качества потенциала воспитываемых кадров в любой области, что, несомненно, приведет к модернизации системы непрерывного образования. Молодому специалисту жизненно важна поддержка и одобрение коллектива, особенно со стороны опытных коллег. Поэтому вовремя оказанная практическая помощь сможет однозначно повысить теоретическую и практическую компетенцию молодого специалиста.

Я согласна с И.Ньютоном в том, что наставник, сам обладая высокими профессиональными качествами, должен стремиться передать свой опыт молодому специалисту, в частности, своим личным примером. Задача наставника – помочь молодому специалисту раскрыть свои творческие способности и личностные качества и таким образом реализоваться в выбранной специальности.

Организация наставничества – важнейшее направление деятельности любого коллектива. Высокий потенциал наставничества можно объяснить так: во-первых, наставничество – одна из наиболее эффективных практик обучения, поскольку подразумевает под собой гибкую адаптацию нового члена коллектива; во-вторых, это ценностно-ориентированная мотивация, которая позволит молодому специалисту безболезненно влиться в коллектив; в-третьих, в наставничестве нет особых правил или требований, это процесс живой, творческий, поэтому как наставник, так и обучаемый могут реализовать себя. Одновременно с этим будет проводиться координация и стимуляция адаптационного процесса.

Прежде всего наставник должен четко представлять, к какой цели движется обучение, знать индивидуальные особенности обучаемого, владеть профессиональными навыками на высоком уровне. Кроме того, к функциям наставника можно отнести умение наладить межличностный контакт, осуществлять диагностирование и контроль результатов, и, что является наиболее важным, быть образцом для подражания в сфере межличностных отношений и в личной самоорганизации.

Обратимся теперь к зарубежному опыту. В 90-е годы в США опыт наставничества стал активно использоваться в менеджменте. Исследования Л.Рая и Г.Льюиса отразили мысли о том, что наставничество необходимо в крупных фирмах, в коих преемственность возводилась в ранг философии и считалось, что передача опыта – важнейший инструмент воспитания кадров. На этой основе возникли слова «тьютор» и «коуч», которые мы употребляем и сейчас, придавая несколько иную окраску, но в любом случае понимая их как «тренерство», «сопровождение». Все сказанное подтверждает мысль Ньютона о значении примера в обучении.

Неоднократно идеи наставничества обретали воплощение в кинематографии. В фильме, снятом по сценарию Г.Полонского, «Доживем до понедельника», наравне с другими важными проблемами учительской морали поднимается вопрос наставничества. Хотя как таковое оно в фильме не показано, но, на мой взгляд, все же можно говорить об этом, потому что для молодого специалиста очень важен пример поведения старших коллег, особенно в нестандартных ситуациях. Жизненные принципы, отношение к работе, ученикам, влияние личной жизни на работу – все это нашло отражение в фильме. И все это является немаловажным фактором формирования будущего специалиста.

Сюжет фильма прост. Молодой учитель английского языка, Наталья Сергеевна Горелова, приходит работать в ту школу, где она училась. Там же работает и ее бывший классный руководитель, учитель истории Илья Семенович Мельников, к которому она испытывала симпатию еще в школьные годы. Образ Мельникова очень неоднозначен. Фильм начинается с фрагмента, в котором класс ловит в кабинете ворону, которую кто-то выпустил. Молодая учительница с содроганием смотрит на учеников, гоняющих птицу, призывает их к порядку, пытается безболезненно поймать ворону и выпустить, показывая себя человеком милосердным, с тонкой душевной организацией.

Зашедший на шум Мельников делает Гореловой выговор о недостойном поведении учителя. Он считает, что учительница выбрала неправильную линию поведения, так можно и «распустить» детей. После этого Гореловой более ничего не остается, как выкинуть ворону в окно, проявив беспощадность от беспомощности. На что дети тут же реагируют протестом, не понимая, почему так изменилась манера поведения. Одновременно сам Мельников допускает поблажки некоторым слабым ученикам, позволяет себе отступить от принципов.

В школе Илью Семеновича знают как человека честного и принципиального. Он наблюдает за конфликтом своего класса с учителем английского и в результате понимает, что не его слова убедили учащихся закончить конфликт, а простое извинение Гореловой. Этот и некоторые другие факты приводят Мельникова к мысли о профессиональном выгорании.

Однако зритель наблюдает не только за этими учителями. Перед нами еще и учитель литературы, Светлана Михайловна, которая, несмотря на свой предмет, является черствым, недалеким человеком. Она не хочет видеть личностей в своих учениках, работая по шаблону. На ее фоне сразу становится понятно, что ни Мельников, ни Горелова не являются равнодушными людьми.

Илья Степанович, пытаясь быть откровенным, беседует с Натальей Сергеевной, дает советы молодому учителю. Но для него самого многое непонятно. Мельников хочет уволиться в этой двусмысленной ситуации. Он понимает, что чаще проявляет себя как хороший человек, а не принципиальный учитель, и это его угнетает. Он не понимает главного – для Гореловой он своим поведением показывает пример того, каким должен быть учитель: прежде всего он должен обладать человеческими качествами, видеть в каждом ученике личность, а в своем предмете – способ воспитания человека человеком. Жить так, чтобы после тебя осталось в истории хотя бы 15 строк, а не только черта между датами рождения и смерти.

Таким образом, Мельников нехотя показывает своим жизненным примером, как может учитель воздействовать на души учеников, воспитывать их порядочными людьми. В то время как Светлана Михайловна является антипримером. Нельзя замыкаться на прописных истинах, как учитель литературы, не позволявшая ученикам иметь собственное мнение даже в ответе на такой личный вопрос, что такое счастье.

Итак, можно сделать вывод, что главное в процессе наставничества – личный пример, на основе которого должны базироваться все остальные принципы воспитания и образования молодого специалиста.