Программное содержание:
- формирование экологического мышления детей, культуры;
- развитие познавательной, творческой активности детей;
- мотивация детей к участию в природоохранных мероприятиях, пропаганда экологических идей;
- воспитание бережного отношения детей к природе нашего края.
Опорные знания: правила ТБ.
Предварительная работа:
- Оформление станций;
- Письмо, девизы, 27 газетных страниц, маршрутный лист;
- Ребусы, таблица «вопрос, ответ»;
Спил дерева, пастель, морской камень-голыш, краски, кисти.
- Плакат «Время разложения мусора», схема «Вторичная переработка», условный знак «Переработка»;
- Жетоны с буквами.
Оборудование: Штатиф с пробирками, химический стакан, воронка, вата, растительное масло, активированный уголь, песок, вода.
Ход мероприятия
Организационная часть
П: Приветствую Вас, дорогие друзья! В парк «ЦРТДиЮ» «Город детства» пришло очень тревожное письмо. Я обеспокоена и хочу вам его прочитать. Послушайте (Приложение 1).
П: - Ну что, ребята, поможем нашим гостям из будущего?
Д: - Да!
П: - Для этого я предлагаю Вам принять участие в экологическом квесте «Эко-ассорти».
Каждой команде предстоит пройти 5 станций. Выполнив задания, вы станете экспертами в решении современных экологических проблем. На станциях вас встретят инструкторы. Путеводителем будут служить маршрутные листы с указанной очередностью прохождения станций (Приложение 2).
Помните правила игры:
- Отправиться на игру по команде, строго следуя маршруту.
- На станции внимательно выслушать задание и выполнить его.
- Отнестись к заданиям максимально серьёзно и внимательно.
- На станцию не заходить, если там есть другая команда.
- После выполнения маршрута сдать маршрутный лист для подведения итогов Татьяне Александровне.
- На каждой станции получать жетоны с буквами, из которых в конце квеста вы сложите ключевую фразу.
- Прежде чем отправиться на станции, Татьяна Александровна проведёт командообразование.
Командообразование
П: - Придумайте название вашей команде и выберите капитана.
- Из предложенных слов составите экологические девизы и громко проговорите их хором (Приложение 3). У вас 4 минуты на выполнение заданий.
(обучающиеся придумывают названия своей команде, составляют девиз и хором озвучивают).
П: - А теперь, посмотрим на сколько дружна каждая команда. Для этого вы должны пройти через «болото» (обучающиеся проходят «болото»).
- Молодцы!
- Пришло время капитанов получить маршрутные листы (вручить маршрутные листы - Приложение 2)
ИТАК, экологический квест начинается…
(звучит звуковой сигнал - дети отправляются по станциям, согласно своему маршруту)
Основная часть. Игровые станции
1. Станция. Умники и Умницы
Задание 1: Чтобы спасти животных и растений, необходимо ответить на вопросы. (Приложение 4)
Ответы выберите из предложенных: Гербарий. Арбуз. Зверобой. Тысячелистник. Лук. Колокольчик. Америка. Из жира. Лягушка. Летучая мышь. Слон.
Задание 2: Расшифруй ребусы (Приложение 5)
(обучающиеся получают первые баллы и 1 букву).
2. Станция Фильтр
По некоторым данным в Мировой океан поступает около 10 миллионов тонн нефти в год. В результате уже треть всей водной поверхности планеты покрыта нефтяной пленкой разной толщины. Рыбный промысел в местах наибольшего загрязнения приходит в упадок. Но больше всего страдают морские животные и птицы. Самый верный способ борьбы с загрязнениями - не допускать аварий. Наносят вред природе и люди, моющие автомобили в реках.
Задание: вам предстоит эксперимент по очистке воды.
Оборудование: штатиф с пробирками, химический стакан, воронка, вата, растительное масло, активированный уголь, песок, вода.
Ход работы (Приложение 10)
(обучающиеся получают баллы и 2 буквы).
3. Станция "Природа и творчество"
Дифференцированное задание «Совушка» или «Пейзаж»:
Оборудование: спил дерева, морской камень-голыш, краски, кисти, ёмкость для воды.
Примечание: Работать в технике рисование на морском камне-голыш можно как в группе, так и индивидуально.
П: - Предлагаю вашему вниманию релаксирующий творческий мастер-класс по расписыванию камешков и превращению их в интересные поделки из подручных материалов. Эти красивые камни можно использовать в качестве сувениров, украшения интерьера, разнообразив предметами искусства пространство вокруг себя. Это занимательное и непродолжительное по времени занятие, которое может послужить хорошим примером творческих занятий. Вы будете учиться чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; развивать мелку моторику рук. С вопросами и за помощью вы можете обратиться к моим помощникам.
(Дети с увлечением расписывают «голыши», демонстрируют друг другу изображения котиков).
П: - Мастер-класс на спилах деревьев приготовлен для детей от 10 лет. Выполняя пейзаж, вы сможете свободно выразить свой замысел, развить пространственное мышление, найти творческое решение при помощи воображения и фантазии. (Дети, вспоминая время, проведённое на природе, расписывают спилы деревьев, демонстрируют друг другу изображения.
Педагог «Арт-студии»: - Ребята, что вам понравилось на станции «Природа и творчество»?
Обучающиеся: - Я получил(а) эстетическое удовольствие и хорошие эмоции;
- Я приготовил(а) подарок бабушке;
- Мы заработали очки для нашей команды!
(обучающиеся получают баллы и 2 буквы).
4. Станция "Вторая жизнь старых вещей"
Оборудование: экологический плакат (Приложение 6), показывающий время разложения различных материалов; условный знак «переработка» (Приложение 7)
Задание 1 - Поставьте запятую: Загрязнять нельзя перерабатывать. (Приложение 8)
Если выполнено всё верно, то дальше необходимо рассказать и показать СЛЕДУЮЩУЮ ИНФОРМАЦИЮ (ребята знакомятся с условным обозначением «Переработка» - Приложение 7).
Задание 2: В течение 30 секунд изучите время разложения различных материалов, повернитесь плакату спиной и ответьте на вопросы инструктора о временных рамках разложения различных отходов.
Задание 3: Предложите варианты использования вещей и приборов, вышедших из употребления. Сравните ваши предположения с изображением на схеме (Приложение 9).
Задание 4: Какой вывод вы можете сделать?
Д: - Современные люди потребляют намного больше, чем предыдущие поколения, поэтому увеличиваются объемы отходов. Проблема мусора на сегодняшний день уже не просто трудность, а глобальная экологическая задача, которая требует немедленного решения.
(обучающиеся получают баллы и 4 буквы).
5. Станция «Песенная радуга»
Оборудование: плакат с названиями нот (приложение 12), музыкальная аппаратура для озвучивания.
П: - Дорогие ребята! Наконец, мы опять собрались все вместе. Ведь вместе, сообща, мы сможем предотвратить любые катастрофы и помочь природе.
Задание будет общим для всех.
1 задание: Нужно вспомнить названия песен или строчки из песен, в которых встречаются названия животных, растений, природных явлений (называют по очереди).
2 задание: Назовите музыкальные инструменты, в изготовлении которых использовалось дерево
3 задание: Для выполнения этого задания вам достаточно знать названия нот, составляющих всем известную гамму: до, ре, ми, фа, соль, ля, си (плакат с изображением нот, Приложение 12)
- Назовите животное, в названии которого есть нота "ре" (чеРЕпаха.)
- Назовите растение, в названии которого есть нота "соль" и еще одна нота. (Фасоль.)
- Назовите птицу и цветок, в названиях которых, есть нота "си" (СИница, СИрень.)
- Назовите лекарственное растение, в названиях которых есть нота "до".(поДОрожник.)
4 задание «Вместе весело шагать»
Всем участникам выстроится в одну линию (паровозиком), и, не разрывая цепи, под музыку двигаться по танцевальной площадке.
5 задание: вспомните текст гимна Российской Федерации. О чём поётся во втором куплете гимна? Напойте 2 куплет (участники квеста поют)
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная земля!
Вот эти слова - девиз сегодняшнего мероприятия! Родная земля - одна такая, и в наших силах сделать её чище, красивей и экологичнее!
Заключительная часть. Подведение итогов
П: Друзья! Вот и закончился наш экологический маршрут. Все команды удачно прошли все игровые станции и получили буквы (Приложение 11), из которых мы составим все вместе ключевую фразу: призыв к защите природы.
(дети объединяются и собирают эко-призыв)
(педагоги подсчитывают баллы, заработанные командами)
П: Внимание, прошу команды озвучить, что у вас получилось в итоге. Эко-призыв: Сохраним природу. Сохраним будущее!!
П: Пришло время объявления победителя квеста.
(объявляются победители и призёры)