Формирование основ экологической компетенции и экологического сознания начинается с раннего возраста и у некоторых продолжается всю жизнь. Наиболее приемлемым периодом для формирования экологической культуры является школьный возраст.
Повышению уровня осознания школьниками экологических проблем современности способствует проектная деятельность. Она может использоваться в качестве компонента системы образования как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
Практика работы в школе показывает, что проектная деятельность является ведущей при формировании экологической культуры детей. Проекты экологической направленности способствуют повышению у школьников уровня экологических знаний и формируют правильное отношение к миру природы. Экологические проекты позволяют учащимся выполнять активные познавательные действия, выявлять связь человека с окружающей средой, учат самостоятельно формулировать проблему, планировать пути решения проблемы, анализировать, делать выводы. Возможности метода проектов для экологического воспитания, для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника. Рассмотрим это на примере экологического проекта «Бытовой мусор и экология нашего села».
Название проекта |
Бытовой мусор и экология нашего села |
Класс, предметы |
8, экология, информатика и ИКТ |
С каким стандартом связан проект |
Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ. Базовый уровень. |
Основополагающий вопрос проекта |
Влияет ли загрязнение территории на экологию села? |
Проблемные вопросы проекта |
Как привлечь жителей села к личному участию в решении экологических проблем? |
Учебные вопросы проекта |
Какие способы утилизации бытовых отходов экологически безопасны? |
Этапы проекта с указанием времени |
Что делают ученики? |
Что делает учитель? |
Подготовительный (организационный) этап. |
|
Вовлечение детей в проект. |
Формирование групп, распределение обязанностей |
Оказывает помощь при формировании групп. |
|
Предварительное планирование предстоящей работы в группах |
Коррекция предложений учащихся по планированию предстоящей работы. |
|
Основной этап. |
Изучение теории по теме проекта |
Консультационная помощь учащимся. |
Выполнение необходимых исследований |
Контроль соблюдения техники безопасности. |
|
Обработка и анализ результатов проведенных исследований. |
Консультационная работа |
|
Оформление результатов, создание презентации проекта |
Даёт рекомендации по оформлению презентаций. Приложение 3 |
|
Заключительный этап, рефлексия. |
Представление и защита презентации. |
Оценивание конечного продукта. |
Участвуя в экологическом проектировании, школьники вырабатывают навыки бережного отношения к природе, овладевают природоохранным и социальным опытом, реализуют его на практике.