Формирование экологической культуры школьников через проектную деятельность

Разделы: Информатика, Экология

Класс: 8

Ключевые слова: проектная деятельность, экологическая культура


Формирование основ экологической компетенции и экологического сознания начинается с раннего возраста и у некоторых продолжается всю жизнь.  Наиболее приемлемым периодом для формирования экологической культуры является школьный возраст.

Повышению уровня осознания школьниками экологических проблем современности способствует проектная деятельность. Она может использоваться в качестве компонента системы образования как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Практика работы в школе показывает, что проектная деятельность является ведущей при формировании экологической культуры детей. Проекты экологической направленности способствуют повышению у школьников уровня экологических знаний и формируют правильное отношение к миру природы. Экологические проекты позволяют учащимся выполнять активные познавательные действия, выявлять связь человека с окружающей средой, учат самостоятельно формулировать проблему, планировать пути решения проблемы, анализировать, делать выводы. Возможности метода проектов для экологического воспитания, для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника. Рассмотрим это на примере экологического проекта «Бытовой мусор и экология нашего села».

Название проекта 

Бытовой мусор и экология нашего села

Класс,  предметы

8, экология, информатика и ИКТ

С каким стандартом связан проект  

Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ. Базовый уровень.
Создание и редактирование графических объектов.
Создание презентаций. Поиск информации

Основополагающий вопрос проекта

Влияет ли загрязнение территории на экологию села?

Проблемные вопросы проекта

Как привлечь жителей села к личному участию в  решении  экологических проблем?
Как правильно утилизировать мусор?

Учебные вопросы проекта

Какие способы утилизации бытовых отходов экологически безопасны?

 

Этапы проекта с указанием времени

Что делают ученики?

Что делает учитель?

Подготовительный (организационный) этап.
1 день

 

Вовлечение детей в проект.
Приложение 1

Формирование групп, распределение обязанностей

Оказывает помощь при формировании групп.

Предварительное планирование предстоящей работы в группах

Коррекция предложений учащихся по планированию предстоящей работы.

Основной этап. 
5 дней

Изучение теории по теме проекта

Консультационная помощь учащимся.

Выполнение необходимых исследований

Контроль  соблюдения техники безопасности.
Знакомит с основными требованиями к итоговой работе. Приложение 2

Обработка и анализ результатов проведенных исследований.
Подготавливают письменные отчеты о проделанных опытах

Консультационная работа

Оформление результатов, создание презентации проекта

Даёт рекомендации по оформлению презентаций. Приложение 3

Заключительный этап, рефлексия.
1 день

Представление и защита презентации. 
Отзывы учащихся о проекте, о работе в творческой группе

Оценивание конечного продукта.
Подведение итогов работы над проектом. Приложение 4

Участвуя в экологическом проектировании, школьники вырабатывают навыки бережного отношения к природе, овладевают природоохранным и социальным опытом, реализуют его на практике.