Цель: формирование у детей нравственной ценности Добро и добрых правил жизни человека.
Задачи:
- ознакомить дошкольников с нравственной ценностью Добро, способствовать осознанию ее значимости в жизни людей и своей жизни;
- формировать представления о добрых поступках человека и способность их правильно определять;
- формировать у детей положительное отношение к нравственной ценности Добро, добрым качествам души;
- формировать умение распознавать эмоции людей в различных ситуациях нравственного и безнравственного поведения и выражать их, а также проявлять эмоции сочувствия и сорадости;
- воспитывать адекватные эмоциональные реакции на нравственные и безнравственные действия;
- формировать нравственное поведение детей;
- развивать способность осмысливать свои поступки, адекватно оценивать свою деятельность;
- закрепить знания детей о добрых правилах жизни.
Материалы и оборудование: книга с рассказами В. Осеевой, мягкая игрушка «Сердечко», лист ватмана размера А 2, цветные восковые мелки, полоски бумаги с напечатанными правилами, музыкальный диск учебно-методического комплекта «Добрый мир», магнитофон.
Ход занятия
Доброе утро утром проснулось.
Глазки открыло, всем улыбнулось!
Всем пожелало «Доброе утро!»
И наступило лето как будто!
(Е.А. Алябьева)
- Действительно, ребята, стало как будто теплее. Доброе утро желает нам оставить все плохое, что в нас сейчас есть (обиды, капризы, сердитость) - почувствовать в своей груди доброе сердце, т.к. только с добрым сердцем можно попасть в страну Доброты, где нет зла и все дружны. Дети закрывают глаза.
- Раз, два, три – мы попали в страну Доброты. В этой стране необходимо знать и выполнять особые правила – правила доброй жизни. И самое первое правило – всегда встречать друг друга добрым взглядом, улыбкой, высказывать добрые пожелания. Давайте с улыбкой скажем добрые пожелания друг другу. Дети высказывают свои пожелания.
- Ребята, а что такое добро? Что такое зло? (Добро, это когда человек делает добрые поступки, помогает людям. Зло, когда обижает кого-нибудь).
- Послушайте стихотворение и постарайтесь найти ответ.
Доброе и злое
В мире нашем есть.
Доброты людей всех
Нам не перечесть.
Но всего добрее
Бог – Он есть Добро.
Кто ушел от Бога,
Тот попал во зло.
- Что есть в нашем мире? (Доброе и злое)
- Кто попал во зло? (Тот, кто ушел от Бога)
- Кто есть Бог? (Он есть Добро)
- Правильно. Бог – есть Добро. Добро – это все хорошее, полезное. Бог любит каждого человека. Он хочет, чтобы люди были добрыми. И люди стараются быть такими. Добрый человек любит делать добрые дела, совершать хорошие поступки и не требует от других ничего взамен. Люди любят добрых людей, им всегда рады. К сожалению, люди иногда свершают злые поступки, тогда окружающим становится очень плохо, грустно, больно. Важно беречь и создавать хорошее настроение у окружающих людей - улыбаться им, говорить добрые слова, уважать, быть внимательным и заботливым. Важно, чтобы добро жило в сердце каждого человека. Оно помогает нам сделать мир добрее вокруг нас.
- А мы с вами, ребята, можем сделать мир добрее вокруг нас? Как? (Быть добрыми, не обижать, не обзывать, не злиться, делиться друг с другом, говорить вежливые слова, помогать друг другу)
- Правильно. Это добрые правила жизни. Их можно объединить в одно главное правило, которое нам дает Бог: ты должен относиться к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. А как? Вот, например, поступай так:
- Ты плачешь, когда другие тебя обижают? – Не обижай никого ни словами, ни делами.
- Тебе не нравится, когда мешают твоим играм? – Не мешай и сам другим.
- Ты хочешь быть здоровым? – Желай здоровья и всем людям.
- На грубые слова не отвечай, со злыми товарищами не дружи.
- Не ссорься ни с кем.
- Никого не осуждай, и тебя не будут судить.
- Приноси добро, помогай другим, и люди принесут добро и любовь.
- В стране Доброты мы можем услышать добрую музыку, нарисовать что-то красивое. А еще поиграть в игры и почитать книги, которые учат нас тому, как обращаться с ближними, как поступать в разных жизненных ситуациях, как совершать добрые поступки и стараться не причинять никому зла…
Давайте возьмем одну из книг и почитаем.
Чтение и обсуждение рассказа В.Осеевой «Хорошее»
Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.
И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.
Вот сидит он и думает:
«Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»
А сестрёнка тут как тут:
— Погуляй со мной, Юра!
— Уходи, не мешай думать! Обиделась сестрёнка, отошла. А Юра думает: «Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»
А няня тут как тут:
— Убери посуду, Юрочка.
— Убери сама — некогда мне!
Покачала головой няня. А Юра опять думает:
«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»
А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет:
«Дай мне попить, Юра!»
— Пошёл вон! Не мешай думать!
Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:
— Что бы мне такое хорошее сделать? Погладила мама Юру по голове:
— Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.
Вопросы по тексту:
- Что хотел Юра сделать утром?
- Что предложила сделать Ване сестра, няня, собака Трезорка, и помог ли им Ваня?
- Как можно назвать поведение мальчика (Злым, ведь он отказался делать добрые дела).
- Как обращался Юра со своими близкими? (Грубо, со злостью)
- Как вы думаете, что почувствовали сестренка, няня, собака, когда мальчик им нагрубил? (Обиду, огорчение, грусть, боль)
- Вы хотели бы оказаться на их месте? (Нет). Конечно, мы им только посочувствуем.
- Стал ли мир в этой семье добрее после такого поведения мальчика? (Нет)
- Давайте подумаем, что могло произойти дальше: что почувствовал Юра, когда мама назвала хорошие поступки, которые он должен был совершить? (Ему стало стыдно, он огорчился).
- Что нужно сделать Юре для того, чтобы настроение сестренки, няни изменилось? (Попросить у них прощения, всегда помогать им, стараться больше не совершать таких плохих поступков).
- Правильно, и мальчик, и няня с сестрёнкой сразу почувствуют на душе радость, а их дом наполнится теплом, добром, любовью!
Когда человек плохо относится к ближнему, он очень его огорчает, делает ему больно, и сам рано или поздно почувствует грусть, боль в душе. И наоборот, когда человек добрый, старается во всем помочь, вежливо обращается со всеми, то у него на душе всегда будет спокойно и хорошо, а мир вокруг него станет добрее, наполнится любовью.
Игра «Добрые поступки».
- А теперь поиграем.
Воспитатель предлагает детям образовать круг.
- Как вы думаете, ребята, вас можно назвать добрыми?
- В чем проявляется ваша доброта? Какие добрые поступки вы совершаете?
Передавая друг другу сердечко (мягкую игрушку), дети говорят о своих добрых поступках.
Ситуации нравственного выбора «Закончи историю»
- Сейчас я вам расскажу несколько историй про ребят, но истории эти рассказаны не до конца. Вам нужно подумать и продолжить историю ребят. Продолжать будем друг за другом, по очереди.
1) Миша и Коля играли в догонялки. Миша убегал, а Коля догонял. Вдруг Миша упал. Тогда Коля... Что сделал Коля? Почему?
2) Ваня гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Ваня… Что сделал Ваня? Почему?
3) Таня и Полина играли в «магазин». К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть с вами. – Мы тебя не возьмем, ты еще маленький», – ответила Полина. А Таня сказала.... Что сказала Таня? Почему?
- Какие вы молодцы! Такие хорошие окончания историй придумали. Надо помогать и заботиться о взрослых, детях, животных. А также не забывать хвалить и радоваться друг другу.
Рисуем радугу «Добрые правила жизни»
- Ребята, все, кто попадает в страну Доброты, в конце пути повторяют, записывают добрые правила жизни, чтобы, взяв с собой, никогда их не забывать и всегда им стараться следовать. Все вы хорошо теперь знаете, как правильно поступать, чтобы мир вокруг нас сделался добрее. И сейчас изобразим добрые правила жизни в виде радуги:
*Не обижать (словами, делами) – красный цвет.
*Не мешать – оранжевый.
*Желать всем здоровья – желтый.
*Не грубить – зеленый цвет.
*Не ссориться – голубой.
*Не осуждать – синий.
*Делать добро всем людям – фиолетовый.
Дети создают коллективный рисунок фломастерами или яркими мелками под спокойную музыку (Песенка про ангелов. Муз. Ю.Пастернак), повторяют правила, записывают печатными буквами (или наклеивают готовые распечатанные) на каждом цвете.
- А теперь, нам пора возвращаться в детский сад. Возьмём нашу Радугу. Закрываем глаза. Раз, два, три, четыре, пять – вот мы в садике опять.
- Ребята, где мы сегодня побывали? Что вам больше всего запомнилось? Что нового вы узнали? Давайте поместим наши добрые правила, которые мы изобразили в виде радуги, на доске. Быть добрыми, хорошими, послушными порой очень непросто, нужно много трудиться над собой, учить себя правильно поступать, говорить и даже думать. И в этом нам поможет наша радуга. Всегда, когда нам трудно будет справиться со злостью, раздражением, плохим настроением, посмотрим на радугу и вспомним добрые правила жизни, которые помогут нам сделать мир вокруг себя добрее!
Использованная литература
- Добрый мир. Православная культура для малышей. Методические разработки занятий. / Редактор-составитель Л.Л.Шевченко. – М.: Центр поддержки культурно-исторический традиций Отечества, 2015
- Космачева Н.В. Формирование нравственных ценностных ориентаций у дошкольников: монография / Н.В.Космачева. – Коломна: Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, 2011. – 158 с.
- Муратова, И.С. Стратегия воспитания духовно-нравственных отношений у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / И.С.Муратова; под ред. М.И.Старова; М-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВО «Тамб. гос. ун-тим. Г.Р.Державина». – Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2018. – 352 с.
- Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. – М.: Центр поддержки культурно-исторический традиций Отечества, 2014. – 208 с.
- Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Хрестоматия. Книга 2. Хорошо – плохо. – М.: Центр поддержки культурно-исторический традиций Отечества, 2011. – 96 с.