Технологии и эстетика культуры лоскутного шитья

Разделы: Технология

Ключевые слова: лоскутное шитье


Класс: 5 класс

Предмет: Технология

Тема раздела: " Я познаю палитру ремесел Дона"

План – конспект урока "Технологии и эстетика культуры лоскутного шитья"

Тема урока: «Воспитательный потенциал технологии декоративно-прикладного искусства «Лоскутной мозаики»

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений с выполнением практической работы

Цель урока:

  • развитие творческого образного мышления через применение на практике простейших приёмов составления узоров «Лоскутной мозаики»;
  • развитие творческого образного мышления через осознание стилевых особенностей узоров "Лоскутной мозаики";
  • развитие представлений учащихся о традиционных орнаментах и цветосочетаниях Лоскутной мозаики, как одной из ярких явлений народной художественной культуры Донской земли.

Задачи урока:

Обучения:

Расширить кругозор учащихся в процессе изучения такого вида прикладного творчества на Дону, как "Лоскутная мозаика".

Развития:

Исследовать палитру ремёсел Донского края;

Развивать наглядно образное мышление, познавательный интерес, рациональное использование времени и памяти, точность движений, художественный вкус, творчество.

Воспитания:

Воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе, настойчивость в достижении цели, аккуратность, бережливость.

Метод: продуктивный;

Форма: индивидуально-групповая;

Интеграция: изобразительное искусство;

Профессиональное самоопределение: художник-декоратор, дизайнер;

Средства обучения:

Наглядные:

  • образцы декоративных салфеток в технике "Лоскутной мозаики";
  • презентация «Палитра ремёсел Донского края». <Приложение1 >

Учебные:

Тетрадь, заготовки- лоскутки

План урока

1 этап. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности обучающихся (2 мин).

Цель этапа: Открытие на общение. Создание эмоциональной комфортности, доверительности и готовности сотрудничать.

2 этап. Актуализация знаний и умений (5 мин)

Цель этапа: Выявление субъектного опыта учащихся, систематизация обретённых знаний; стимулировать развитие образного мышления

3 этап. Вступительная часть. Введение (3 мин)

Цель этапа: Самостоятельное определение темы обучающимися, умение принимать и сохранять учебную цель. Понимать смысл целеполагания и логику поэтапного достижения цели.

4этап. Создание проблемной ситуации.

Цель этапа: Творческое пробуждение (3 мин)

5 этап. Инф. часть. (10 мин)

Цель этапа: Расширение кругозора учащихся в процессе изучения такого вида прикладного творчества на Дону, как Лоскутная мозаика.

6 этап. Творческое применение знаний в новой ситуации (проблемное задание). Практическая работа (20 минут).

Цель этапа: Целедостижение. Творческое применение и систематизация знаний, полученных на прошлых уроках. Обучение навыкам сотрудничества на уроке с учителем, одноклассниками, в группе, в коллективе. Развитие творческого отношения к работе.

7 этап. Рефлексия. (3 мин)

Цель этапа: осмысление процесса и результата деятельности.

8. Дом. задание по выбору. (2 мин)

9. Эмоциональное завершение урока. (2 мин)

Ход урока.

1. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности. <Приложение 1> (Слайд №1).

Здравствуйте, ребята! Как Ваше настроение? Я думаю, что сегодня работа на уроке кому-то может показаться простой, а кто-то столкнётся со сложностями. И тем не менее, я надеюсь, что процесс будет увлекательным и понравится всем Вам. А у кого-то в конце урока, даже, появится повод уважать себя! Сегодня такой замечательный день: солнце, небо, деревья в листве... И у нас с Вами возникает возможность поучаствовать в приумножении этой красоты. Нам сегодня предстоит стать творцами!

2.Актуализация знаний учащихся. <Приложение 1 > (Слайды №2,3, 4, 5, 6).

Итак, нам сегодня предстоит стать творцами!

Давайте вспомним и проанализируем:

  1. Какие виды изобразительных искусств Вы знаете?
  2. Какие виды ДПИ вы знаете?
  3. Какие виды ДПИ были развиты в нашем родном, Донском крае?
  4. Есть ли особенности цветового решения лоскутного шитья в донской и великорусской традициях?
  5. Какие цвета традиционно являются основными, а какие дополнительными, какие теплые и холодные, контрастные и родственные?
  6. В чем эстетика гармоничного сочетания цвета?
  7. Какие законы: правила и приёмы орнаментальной композиции мне надо учитывать при изготовлении изделий в технике лоскутного шитья?

3.Вступительная часть. Введение.

Русская народная пословица гласит: «Всякий человек у дела познаётся». Я предлагаю Вам познать себя, и именно так звучит творческая тема нашего урока. Прекрасен Донской край, в котором мы живём, своей удивительной культурой, однако время неумолимо уносит память поколений, размывает традиции, трепетно создаваемые столетиями. Человечество в 21 веке более чем когда поставлено перед проблемой сохранения и возрождения исконных традиций донского этноса, прошедшего долгий и сложный путь своего становления. С целью познать себя, свою культуру, при изучении раздела «Художественные ремёсла» я предлагаю учащимся изучать палитру ремёсел Донского края. Исследуя палитру ремёсел <Приложение > (Слайд № 2)

Донского края, меня очень заинтересовала "Лоскутная мозаика" – как один из ярких явлений ДПИ на Дону, которую ещё называют "Лоскутная пластика", "Лоскутное шитьё". Например, в фильме "Тихий Дон" 1957 года лоскутных изделий много. <Приложение 1 > (Слайд № 2)

Нужно отметить обереговый контекст традиции лоскутного шитья на Дону. Первыми пелёнками ребёнка -малыша на Дону была рубаха отца. Считалось, что она хранит защитную родительскую силу- это убережёт ребёнка от несчастий и бед, дурного глаза и порчи. Да ещё и бедность заставляла бережливых хозяек из остатков старой одежды шить новую, а из лоскутков- изделия для домашнего обихода. И сегодня на уроке я предлагаю вместе со мной совершить маленькое путешествие по традиционным видам декоративно-прикладного творчества и народных промыслов на Дону <Приложение 1 > (Слайды №5, 6, 7) , провести анализ узоров Лоскутной мозаики: "Шахматка" , "Изба", "Колодец".<Приложение > (Слайды №8, 9, 10)

А в ходе выполнения практической части урока, предлагаю Вам самостоятельно выбрать и выполнить своими руками прихватку с узором "Шахматка", "Изба", "Колодец" . Именно созданная своими руками вещь приносит в дом приятную атмосферу уюта и покоя. Так что трудно удержаться от желания создать хоть один маленький шедевр самостоятельно и поучаствовать в приумножении красоты!

4.Создание проблемной ситуации.

Вам нужно украсить интерьер кухни? Сделать подарок для родных и близких на день рожденья своими руками? Не ограничивайте свою фантазию!

Познайте себя, как говорится, «Глаза боятся, а руки делают». Творческое пробуждение. <Приложение 1> (Слайды № 11, 12,13).

5.Информационная часть.

Далеко в века уходит начало художественных ремесел. Народные мастера создавали полезные и красивые вещи для своей семьи и односельчан: кухонную утварь, орудия труда, игрушки, бельё, одежду. Материалами служили древесина, металл пряжа, ткань, глина. До сих пор существуют и совершенствуются народные художественные промыслы, сохраняя и приумножая традиции старых мастеров. Исследуя творчество народных умельцев нашего Донского края пришла к выводу, что на Дону издавна были развиты такие виды ДПИ, как:

  1. Лоскутное шитьё
  2. Вязание крючком
  3. Вышивка
  4. Семикаракорская керамика <Приложение 1 > (Слайды № 2,3,4).

Сегодня на уроке предлагаю познакомиться с таки древним видом декоративно-прикладного творчества, как "Лоскутное шитье", "Лоскутная мозаика", Лоскутная пластика".Техника шитья из кусочков ткани- лоскутков- в России известна издревле. вначале бедность заставляла бережливых хозяек из остатков старой одежды шить новую, а из лоскутков- изделия для домашнего обихода. Как вид творчества лоскутное шитьё распространилось в России только в XIX в., когда в деревни стали завозить фабричные ткани - ситцы и сатины. На Дону лоскутная пластика тоже было любимым занятием Донских казачек, что подтверждают кадры из фильма "Тихий Дон", в фильме "Тихий Дон" 1957 года лоскутных изделий много. <Приложение 1> (Слайды № 4-7).

Сейчас лоскутное шитье переживает новое рождение. Оно стало для многих женщин любимым занятием. Лоскутные вещи шьют и профессиональные художники по текстилю, и домашние хозяйки. Лоскутными изделиями украшают свой дом, их преподносят в качестве подарка. Из разноцветных лоскутков можно получить оригинальные вещи: жилеты, юбки, сумки, одеяла, подушки, покрывала. Чтобы создать изделие, нужно научиться шить отдельные узоры. Изделия, сшитые из разноцветных лоскутков, напоминают мозаичные картинки, поэтому лоскутное шитье иначе ещё называют "Лоскутная мозаика"

Прежде чем перейти непосредственно к технологии изготовления лоскутного изделия необходимо отметить, что "Лоскутная мозаика" на Дону пропитана символизмом Донского казачества - духом свободы, веселья, звонкости жизни. Сегодня на уроке я предлагаю Вам начать пробовать свои силы по изготовлению прихватки или салфетки с узором Шахматка" или "Изба" или "Колодец". А на последующих уроках освоить более сложные узоры, а уже затем попробовать разработать свои узоры для лоскутных изделий.

Примечание: Как говорит народная мудрость, "Нетрудно сделать, да трудно придумать". Учитель демонстрирует и анализирует совместно с учащимися таблицу-схему сборки узоров "Колодец", "Изба" Озарение, Восхождение. <Приложение 1> (Слайд №7 )

6.Практическая работа( по выбору учащихся)

6.1.Восхождение и Воспроизведение выбранного художественного образа в своём узоре, в своём маленьком шедевре. Каждая учащаяся выбирает тот узор, то сочетание цветов, по-своему настроению, по своему вкусу. Учащиеся на практике осваивают простейшие приёмы сборки узоров «Колодец", "Изба", "Шахматка". Как говорится, "Взялся за гуж - не говори, что не дюж".

Учитель демонстрирует и анализирует совместно с учащимися технологические карты, схемы сборки узоров.< Приложение 2>

6.2 Я - творец.

Демонстрация готовых изделий, их творческое представление в течение 3 мин. В итоге каждая учащаяся может проявить фантазию и дать название своим маленьким шедеврам в зависимости от переданного ими художественного образа изделия.

Мы приближаемся к завершению работы и, как говорится " Чем труднее дело, тем выше честь", предлагаю Вам попробовать разработать свои узоры для лоскутных изделий.

Практические действия по варьированию цветовой гаммы и созданию своего узора для лоскутного изделия.

В завершение нашего урока, хочу вам пожелать в повседневной жизни успешно сочетать изученные компетенции, а именно компетенции художника-декоратора. Предлагаю вам искать творческие идеи для украшения одежды и интерьера. И мне очень хочется надеяться, что предлагаемые мною новейшие дизайнерские идеи, сделанные своими руками, принесут удовольствие вам и вашим родным и близким!

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Что вы сегодня «кладёте» на рабочий стол? (составьте 5 предложений, отражающих тему) <Приложение 1> (Слайд №14)

  1. Было интересно…..
  2. Я поняла, что…….
  3. Я научилась…..
  4. Теперь я могу…….
  5. Меня удивило…….

Выставка работ учащихся.

8.Домашнее задание по выбору учащихся.

  1. Завершить процесс изготовления лоскутных салфеток, незаконченных на уроке;
  2. Самостоятельно расширять коллекцию лоскутных узоров ;
  3. Попробовать разработать свой узор для лоскутного изделия

9. Эмоциональное завершение урока.

В итоге дети составляют на память учителю из заготовленных шаблонов-лоскутков цветочек настроения урока.

Технологическая карта

Презентация

Приложение