Цель: знакомство с понятием «семейный бюджет».
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом.
- Формировать представление о структуре семейного бюджета.
- Повторить изученные экономические понятия.
Развивающие:
- Формировать целостность взглядов на семью, её роль в обществе, её экономические, социальные устои, традиции.
- Развивать познавательный интерес, речь детей.
- Развивать умение делать оптимальный выбор.
Воспитательные:
- Формировать умение работать в группе.
- Воспитывать организованность, бережливость, самоуважение.
Оборудование: карточки-схемы, карточки с новыми словами, раздаточный материал для команд.
Организационные формы общения: коллективная, индивидуальная, групповая.
Литература
- А. А. Плешаков «Мир вокруг нас» учебник для 3 класса в 2-х частях. Часть 2. – М.: Просвещение, 2016.
- О.Д. Дмитриева Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 3 класс. – М.: Вако , 2016.
Ход занятия
I. Организационный момент
Ребята, я рада вас всех приветствовать на занятии. Спасибо, что для работы вы разделились на группы (команда Ивановых, Петровых и Сидоровых). (СЛАЙД 1)
Я знаю про такой ключ, который открывает все «замки» в душах людей. Это улыбка. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне, друг другу.
Мы спокойны, добры, приветливы. Я желаю вам хорошего настроения.
- Получилось? А с ключом, изображённом на слайде, на нашем занятии мы ещё встретимся.
- Определите свое настроение на начало занятия (оценивают своё настроение). (СЛАЙД 2)
II. Актуализация опорных знаний
Блиц-опрос (СЛАЙД 3)
- Что такое государственный бюджет? (План доходов и расходов государства).
- Что обозначает выражение «денежная сумка»?( Бюджет страны).
- Как называются деньги, которые в неё кладут? (Доходы).
- Как называются деньги, уходящие из государственного бюджета? (Расходы).
- Что составляет доход государства? (Налоги граждан и организаций).
- Молодцы! Все команды справились. Ваши ответы-кирпичики я соберу и прикреплю на доску.
III. Формулирование темы занятия. Постановка целей
- Итак, мы повторили знания о бюджете. А теперь, ребята, попробуйте отгадать ребус на слайде. (Семья) (СЛАЙД 4)
- Попробуем с вами сформулировать тему нашего занятия. Помогут нам и таблички - названия команд.
- Молодцы! Тема занятия «Семейный бюджет». (СЛАЙД 5)
- А что же мы будем учиться делать на занятии? Попробуем сформулировать цель.
- Молодцы.
Цель занятия: знакомство с понятием «семейный бюджет» (СЛАЙД 6)
IV. Открытие новых знаний
- Может ли у семьи быть свой бюджет?
- Из чего он складывается? (Из доходов и расходов) (СЛАЙД 8)
- Что такое доходы? (Сумма, заработанная членами семьи за месяц.)
- Что такое расходы?
- Обсудите в командах и ответьте на такой вопрос: какие доходы могут быть в вашей семье? (СЛАЙД 9) (з/плата, пенсия, стипендия, пособие, рента – доход от сдаваемой в аренду квартиры, проценты от сбережений.)
- Мы рассмотрели, из чего состоит доход семьи, но нам предстоит выяснить: куда тратится семейный бюджет.
- Какие расходы могут быть в вашей семье? (СЛАЙД 10)
(Налоги, квартплата, питание, транспортные услуги, одежда, обувь, сладости, оплата за телефон, оплата за газ, покупка новой техники, незапланированные расходы).
Мини-итог
Я соберу ваши ответы - кирпичики и прикреплю их на доску. Таким образом, бюджет – это своеобразный план семьи. При распределении средств должны учитываться интересы всех членов семьи.
– А вы принимаете участие в планировании семейного бюджета? Высказывания учеников.
Крошка-сын к отцу пришел
И спросила кроха:
«Как спланировать бюджет,
Чтоб жилось неплохо?» (СЛАЙД 12)
- Важно помнить, чтобы расходы не превышали доходы.
Запомните, друзья,
Суть истины простой:
Забудешь о бюджете,
Карман будет пустой. (СЛАЙД 13)
- У вас, у каждой семьи, есть список товаров и услуг. Выберите то, на что вы потратите свой месячный бюджет.
Список товаров и услуг (СЛАЙД 14)
Товар или услуга |
Цена, у.е |
Ваш выбор |
Лекарства |
5 |
|
Продукты |
50 |
|
Одежда |
10 |
|
Обувь |
10 |
|
Бытовая химия |
4 |
|
Транспорт |
10 |
|
Велосипед |
15 |
|
Музыкальная (спортивная) школа |
10 |
|
Книги |
5 |
|
Компьютер |
40 |
|
Игрушки |
5 |
|
Платежи и налоги |
30 |
|
Диски с мультфильмами |
6 |
|
Посещение цирка |
6 |
|
Посещение боулинга |
7 |
|
Туристическая поездка |
80 |
|
Поход в кино |
4 |
|
Мороженное, конфеты |
5 |
|
Фрукты |
8 |
|
- Выслушаем, что у вас получилось. Какие траты первоочередные? стоят на первом месте?
- А на чём можно сэкономить?
- Какая сумма расходов у вас получилась?
- Однако, бюджет вашей семьи составляет 200 у.е. Вы смогли уложиться в эту сумму?
- Я соберу ваши ответы-кирпичики и прикреплю их на доску.
IV. Первичное закрепление изученного материала
- Подумайте и ответьте на вопрос: как могут распределяться доходы и расходы в семье? (СЛАЙД 15)
(Доходы могут быть равны расходам, могут быть больше расходов или превышать расходы).
- Какая формула будет лучшей? (Доходы больше расходов)
- Итак, в бюджете вашей семьи дефицит или экономия? (Ответы учащихся) (СЛАЙД 16)
- Что нужно делать, если в вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? (Если дефицит – нужно на чем-то экономить, если экономия – можно делать сбережения).
– На чем можно сэкономить?
(Сладости и излишества в еде; транспорт (использование проездного билета);
коммунальные услуги (экономия электричества); одежда и обувь (если беречь, то продлится срок службы.)
- Как вы думаете, жадный и экономный – это одно и то же?
Мини-итог
Итак, семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства. (СЛАЙД 17)
V. Самостоятельная работа. Применение знаний на практике
- У нас, ребята. Уже есть небольшой опыт составления бюджета. Вместе мы выяснили, каковы основные источники доходов и расходов семейного бюджета. Как вы думаете, могут ли в семье появиться незапланированные доходы? (Премия, наследство).
– А непредвиденные расходы? (Болезнь, несчастье).
– Какие советы по экономии семейного бюджета вы бы предложили? (СЛАЙД 18)
Список советов по экономии семейного бюджета
Ваш выбор |
|
Планируйте семейный бюджет, исходя из доходов |
|
Уходя из дома, выключайте свет |
|
Просите у родителей новую игрушку к каждому празднику |
|
Бережно относитесь к своим вещам |
|
Чаще пользуйтесь услугами такси |
|
После похода в магазин оставляйте сдачу себе |
|
Пользуйтесь услугами доставки горячей пиццы |
|
Чаще разговаривайте с друзьями по сотовому телефону |
|
– Ваши советы замечательные. Я соберу ваши ответы-кирпичики и прикреплю их на доску.
Но как вы думаете, что нужно, для того, чтобы доходы семейного бюджета были больше, чем расходы?
Нужно много трудиться.
– Совершенно верно. Вспомните пословицы о труде.
- Без труда – не выловишь и рыбку из пруда.
- Кто любит труд, того люди чтут.
- Труд человека кормит, а лень портит.
VI. Закрепление изученного материала. Тест
– Сейчас вам предстоит в группе выполнить тест. Обведите верный, на ваш взгляд, вариант ответа на каждый вопрос. (СЛАЙД 19)
Тест
Вопрос |
Вариант ответа |
1. Из чего складывается семейный бюджет? |
а) из заработной платы, пенсии, стипендии; |
2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи, – это… |
я) расходы; |
3. Авторское вознаграждение – это… |
б) зарплата; |
4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, – это… |
ш) доходы; |
5. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы… |
е) больше расходов; |
6. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды… |
т) доходов; |
- Выпишите буквы выбранных вариантов ответов. Какое слово у вас получилось? (Бюджет)
- Абсолютно верно! Молодцы!
Я соберу ваши ответы-кирпичики и прикреплю их на доску.
VII. Подведение итогов занятия. Рефлексия
Вспомните: в начале занятия, ребята, мы говорили о ключе. Посмотрите на доску. Что же получилось из ваших кирпичиков – ответов на доске? (Дом)
- Это наш дом, который мы построили. Крыша - тема занятия. Есть ключ - совет.
Больше работаешь – лучше живешь,
Лучше живешь – больше людям даешь,
Старым и малым, и тем, кто в нужде.
А будет нужно – помогут тебе.
Помни, мой друг, – в делах не зевай,
Прибыль свою ты всегда умножай.
Прибыль – трудам и уменью награда.
Как получить ее? Думать тут надо.
Сложно? Не просто! Но ты уж прости,
В жизни у нас нет другого пути.
Попробуем перевернуть крышу - там записано высказывание словами немецкого писателя Бертольда Авербаха.
Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство.
Рефлексия
– Сожмите руку в кулак и:
- кому было интересно – разогните большой палец,
- кто считает, что знания пригодятся в жизни, – указательный,
- кто хорошо потрудился – средний,
- кто помогал работе в группах – безымянный,
- кому урок понравился – мизинец.
– Всем спасибо за работу на занятии!