Семейный бюджет

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: семейный бюджет, домашнее хозяйство


Цель: знакомство с понятием «семейный бюджет».

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом.
  • Формировать представление о структуре семейного бюджета.
  • Повторить изученные экономические понятия.

Развивающие:

  • Формировать целостность взглядов на семью, её роль в обществе, её экономические, социальные устои, традиции.
  • Развивать познавательный интерес, речь детей.
  • Развивать умение делать оптимальный выбор.

Воспитательные:

  • Формировать умение работать в группе.
  • Воспитывать организованность, бережливость, самоуважение.

Оборудование: карточки-схемы, карточки с новыми словами, раздаточный материал для команд.

Организационные формы общения: коллективная, индивидуальная, групповая.

Литература

  1. А. А. Плешаков «Мир вокруг нас» учебник для 3 класса в 2-х частях. Часть 2. – М.: Просвещение, 2016.
  2. О.Д. Дмитриева Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 3 класс. – М.: Вако , 2016.

Ход занятия

I. Организационный момент

Презентация

Ребята, я рада вас всех приветствовать на занятии. Спасибо, что для работы вы разделились на группы (команда Ивановых, Петровых и Сидоровых). (СЛАЙД 1)

Я знаю про такой ключ, который открывает все «замки» в душах людей. Это улыбка. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне, друг другу.

Мы спокойны, добры, приветливы. Я желаю вам хорошего настроения.

- Получилось? А с ключом, изображённом на слайде, на нашем занятии мы ещё встретимся.

- Определите свое настроение на начало занятия (оценивают своё настроение). (СЛАЙД 2)

II. Актуализация опорных знаний

Блиц-опрос (СЛАЙД 3)

  1. Что такое государственный бюджет? (План доходов и расходов государства).
  2. Что обозначает выражение «денежная сумка»?( Бюджет страны).
  3. Как называются деньги, которые в неё кладут? (Доходы).
  4. Как называются деньги, уходящие из государственного бюджета? (Расходы).
  5. Что составляет доход государства? (Налоги граждан и организаций).

- Молодцы! Все команды справились. Ваши ответы-кирпичики я соберу и прикреплю на доску.

III. Формулирование темы занятия. Постановка целей

- Итак, мы повторили знания о бюджете. А теперь, ребята, попробуйте отгадать ребус на слайде. (Семья) (СЛАЙД 4)

- Попробуем с вами сформулировать тему нашего занятия. Помогут нам и таблички - названия команд.

- Молодцы! Тема занятия «Семейный бюджет». (СЛАЙД 5)

- А что же мы будем учиться делать на занятии? Попробуем сформулировать цель.

- Молодцы.

Цель занятия: знакомство с понятием «семейный бюджет» (СЛАЙД 6)

IV. Открытие новых знаний

- Может ли у семьи быть свой бюджет?

- Из чего он складывается? (Из доходов и расходов) (СЛАЙД 8)

- Что такое доходы? (Сумма, заработанная членами семьи за месяц.)

- Что такое расходы?

- Обсудите в командах и ответьте на такой вопрос: какие доходы могут быть в вашей семье? (СЛАЙД 9) (з/плата, пенсия, стипендия, пособие, рента – доход от сдаваемой в аренду квартиры, проценты от сбережений.)

- Мы рассмотрели, из чего состоит доход семьи, но нам предстоит выяснить: куда тратится семейный бюджет.

- Какие расходы могут быть в вашей семье? (СЛАЙД 10)

(Налоги, квартплата, питание, транспортные услуги, одежда, обувь, сладости, оплата за телефон, оплата за газ, покупка новой техники, незапланированные расходы).

Мини-итог

Я соберу ваши ответы - кирпичики и прикреплю их на доску. Таким образом, бюджет – это своеобразный план семьи. При распределении средств должны учитываться интересы всех членов семьи.

– А вы принимаете участие в планировании семейного бюджета? Высказывания учеников.

Крошка-сын к отцу пришел
И спросила кроха:
«Как спланировать бюджет,
Чтоб жилось неплохо?» (СЛАЙД 12)

- Важно помнить, чтобы расходы не превышали доходы.

Запомните, друзья,
Суть истины простой:
Забудешь о бюджете,
Карман будет пустой. (СЛАЙД 13)

- У вас, у каждой семьи, есть список товаров и услуг. Выберите то, на что вы потратите свой месячный бюджет.

Список товаров и услуг (СЛАЙД 14)

Товар или услуга

Цена, у.е

Ваш выбор

Лекарства

5

 

Продукты

50

 

Одежда

10

 

Обувь

10

 

Бытовая химия

4

 

Транспорт

10

 

Велосипед

15

 

Музыкальная (спортивная) школа

10

 

Книги

5

 

Компьютер

40

 

Игрушки

5

 

Платежи и налоги

30

 

Диски с мультфильмами

6

 

Посещение цирка

6

 

Посещение боулинга

7

 

Туристическая поездка

80

 

Поход в кино

4

 

Мороженное, конфеты

5

 

Фрукты

8

 

- Выслушаем, что у вас получилось. Какие траты первоочередные? стоят на первом месте?

- А на чём можно сэкономить?

- Какая сумма расходов у вас получилась?

- Однако, бюджет вашей семьи составляет 200 у.е. Вы смогли уложиться в эту сумму?

- Я соберу ваши ответы-кирпичики и прикреплю их на доску.

IV. Первичное закрепление изученного материала

- Подумайте и ответьте на вопрос: как могут распределяться доходы и расходы в семье? (СЛАЙД 15)

(Доходы могут быть равны расходам, могут быть больше расходов или превышать расходы).

- Какая формула будет лучшей? (Доходы больше расходов)

- Итак, в бюджете вашей семьи дефицит или экономия? (Ответы учащихся) (СЛАЙД 16)

- Что нужно делать, если в вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? (Если дефицит – нужно на чем-то экономить, если экономия – можно делать сбережения).

– На чем можно сэкономить?

(Сладости и излишества в еде; транспорт (использование проездного билета);

коммунальные услуги (экономия электричества); одежда и обувь (если беречь, то продлится срок службы.)

- Как вы думаете, жадный и экономный – это одно и то же?

Мини-итог

Итак, семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства. (СЛАЙД 17)

V. Самостоятельная работа. Применение знаний на практике

- У нас, ребята. Уже есть небольшой опыт составления бюджета. Вместе мы выяснили, каковы основные источники доходов и расходов семейного бюджета. Как вы думаете, могут ли в семье появиться незапланированные доходы? (Премия, наследство).

– А непредвиденные расходы? (Болезнь, несчастье).

– Какие советы по экономии семейного бюджета вы бы предложили? (СЛАЙД 18)

Список советов по экономии семейного бюджета

Совет

Ваш выбор

Планируйте семейный бюджет, исходя из доходов

 

Уходя из дома, выключайте свет

 

Просите у родителей новую игрушку к каждому празднику

 

Бережно относитесь к своим вещам

 

Чаще пользуйтесь услугами такси

 

После похода в магазин оставляйте сдачу себе

 

Пользуйтесь услугами доставки горячей пиццы

 

Чаще разговаривайте с друзьями по сотовому телефону

 

– Ваши советы замечательные. Я соберу ваши ответы-кирпичики и прикреплю их на доску.

Но как вы думаете, что нужно, для того, чтобы доходы семейного бюджета были больше, чем расходы?

Нужно много трудиться.

– Совершенно верно. Вспомните пословицы о труде.

  • Без труда – не выловишь и рыбку из пруда.
  • Кто любит труд, того люди чтут.
  • Труд человека кормит, а лень портит.

VI. Закрепление изученного материала. Тест

– Сейчас вам предстоит в группе выполнить тест. Обведите верный, на ваш взгляд, вариант ответа на каждый вопрос. (СЛАЙД 19)

Тест

Вопрос

Вариант ответа

1. Из чего складывается семейный бюджет?

а) из заработной платы, пенсии, стипендии;
б) из доходов и расходов;
в) из денег

2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи, – это…

я) расходы;
е) проценты;
ю) доходы

3. Авторское вознаграждение – это…

б) зарплата;
г) налог;
д) гонорар

4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, – это…

ш) доходы;
ж) расходы;
х) прибыль

5. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы…

е) больше расходов;
и) равны расходам;
а) меньше расходов

6. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды…

т) доходов;
п) расходов;
к) гонорара

- Выпишите буквы выбранных вариантов ответов. Какое слово у вас получилось? (Бюджет)

- Абсолютно верно! Молодцы!

Я соберу ваши ответы-кирпичики и прикреплю их на доску.

VII. Подведение итогов занятия. Рефлексия

Вспомните: в начале занятия, ребята, мы говорили о ключе. Посмотрите на доску. Что же получилось из ваших кирпичиков – ответов на доске? (Дом)

- Это наш дом, который мы построили. Крыша - тема занятия. Есть ключ - совет.

Больше работаешь – лучше живешь,
Лучше живешь – больше людям даешь,
Старым и малым, и тем, кто в нужде.
А будет нужно – помогут тебе.
Помни, мой друг, – в делах не зевай,
Прибыль свою ты всегда умножай.
Прибыль – трудам и уменью награда.
Как получить ее? Думать тут надо.
Сложно? Не просто! Но ты уж прости,
В жизни у нас нет другого пути.

Попробуем перевернуть крышу - там записано высказывание словами немецкого писателя Бертольда Авербаха.

Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство.

Рефлексия

– Сожмите руку в кулак и:

  • кому было интересно – разогните большой палец,
  • кто считает, что знания пригодятся в жизни, – указательный,
  • кто хорошо потрудился – средний,
  • кто помогал работе в группах – безымянный,
  • кому урок понравился – мизинец.

– Всем спасибо за работу на занятии!