Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.
Продолжительность: краткосрочный (1 неделя).
Участники: дети, воспитатели, родители.
Актуальность темы
Сказки для детей раннего возраста просты, носят цикличный характер: повторение сюжета с небольшими изменениями. Эта особенность народных сказок позволяет ребенку лучше запомнить её, побуждает интерес к слову, вовлекая в активную речевую работу. Сказка является помощником не только в развитии речи у детей раннего возраста, но и в развитии разнообразных сенсорных эталонов.
Также сказка нужна для того, чтобы в иносказательной форме показать процесс становления ребёнка от маленького, бессильного и неумелого до большого, сильного, и умелого. Для этого герой проходит ряд испытаний, из которых каждый раз выходит победителем: то есть растёт, взрослеет, становится умнее.
Цель проекта: расширение представления детей о русских народных сказках (на примере сказки «Колобок») развитие воображения, мышления, звукоподражания; привлечение родителей воспитанников к совместной деятельности по реализации проекта.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с народным творчеством на примере сказки «Колобок»
- Побуждать детей к звукоподражанию, проговариванию слов
- Побуждать детей отвечать на вопросы
- Обогащать сенсорный опыт детей (осязание)
- Формировать умение узнавать в игрушках, на картинках персонажей сказки и называть их.
Развивающие:
- Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей и мелкую моторику рук;
- Пополнять и обогащать словарный запас детей:
- существительными: колобок, заяц, волк, медведь, лиса, мордочка;
- прилагательными: жёлтый, румяный, круглый;
- глаголами: постудить, покатился.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие: стимулировать любознательность. Продолжать работу по обогащению сенсорного опыта детей.
- Речевое развитие: пополнять и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами.
- Художественно-эстетическое развитие: развивать интерес к различным видам изобразительной деятельности. Приучать детей к слушанию народных сказок, сопровождая их чтение показом различного вида театра.
- Физическое развитие: сохранять, укреплять здоровье детей; предупреждать утомление.
Предполагаемый результат:
- Дети проявляют интерес в рассматривании картин и иллюстраций к сказке «Колобок».
- Речь детей активизируется, они отвечают на вопросы воспитателя.
- Обогащается сенсорный опыт детей.
- Дети следят за развитием действия в драматизации сказки.
- Родители принимают участие в изготовлении поделок по сказке.
Этапы работы над проектом
I ЭТАП - Подготовительный
Создание условий, необходимых для реализации проекта. Обогащение предметно-развивающей среды, сбор и анализ литературы по данной теме.
- Дидактические игры:
- «Катится Колобок или нет?» на сравнение куба и шара, что покатится, а что нет?;
- «Собери героев сказки» (пазлы) на развитие мелкой моторики рук;
- «Найди такую же картинку» на развитие внимания
- «Провести колобка по тропинке»: на развитие внимания, мелкой моторики;
- Наглядно-дидактические пособия:
-
Картинки и иллюстрации к сказке
- Макет по сказке «Колобок»
- Тактильная книга «Колобок»
- Подборка различных видов театра: настольный, перчаточный, на фланелеграфе, магнитный
- Подборка пальчиковой гимнастики
3. Разработка ОД по развитию речи.
II ЭТАП - Основной
Деятельность с детьми:
- Чтение русской народной сказки «Колобок»;
- Рассматривание картин, иллюстраций к сказке;
- Драматизация сказки «Колобок»;
- Разучивание пальчиковой гимнастики;
- Проведение дидактических игр;
- П/и «Пройти по дорожке колобка»: упражнять в ходьбе по ограниченной площади, развивать чувство равновесия, ловкость;
- П/и «Догони Колобка»: упражнять детей в беге в разных направлениях, не задевая друг друга;
- Развитие движений «Колобок»: учить детей становиться в круг, расширять и сужать его;
- Развитие движений: учить детей имитировать движения сказочных героев;
- Дыхательные упражнения «Чей колобок дальше катиться?» - укреплять круговые мышцы рта, тренировать навыки правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах;
- Проведение артикуляционная гимнастики«Варенье»: выработка подъема языка вверх; подвижности кончика языка;
- Игровая ситуация «Построим дом для колобка»;
- Проведение НОД «Колобок» по речевому развитию;
- Оформление выставки детских работ.
Взаимодействие с родителями:
- Выставка творческих работ «Такой разный Колобок»;
- Консультации:
-
«Прививаем детям любовь к сказкам»;
- «Почему важно перечитывать ребенку одну и ту же книгу. Снова и снова».
III ЭТАП - Заключительный
Обобщение материалов проекта, анализ деятельности детей.
Публикация материала на сайте ДОУ, на образовательном портале «Продлёнка».
Презентация проекта
Результаты проекта:
В ходе реализации проекта дети познакомились с русской народной сказкой «Колобок», рассмотрели иллюстрации и картинки по теме. Был пополнен и активизирован словарный запас, разучены новые дидактические и подвижные игры, пальчиковая гимнастика.
Дети посмотрели драматизацию сказки в различном исполнении. Проведены занятия по различным видам деятельности, а также с использованием нетрадиционной техники - аппликация «рваной бумагой».
Совместно с родителями была создана выставка «Такой разный Колобок», тактильная книга «Колобок» и сделан макет по сказке.
Я считаю, что реализация проекта прошла успешно.
Презентация проекта:
- Выставка работ по теме «Наш веселый Колобок» (дети);
- «Такой разный Колобок» (родители).
Приложения:
- Пальчиковая гимнастика «Быстро тесто замесили».
- Конспект НОД «Колобок» по речевому развитию.
- Подборка фотографий продуктивной деятельности.
Список литературы
- Русская народная сказка «Колобок»;
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. - 336;
- Карпухина Н.А.Конспекты занятий в ясельной группе;
- Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. - М.: Карапуз. - 2010;
- Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. - М: ООО Издательство «Дом. ХХ век». - 2008. - 249с.;
- Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика для малышей. - М.: Сфера, 2017. - 869 c.