Проектная деятельность в начальной школе. Проект «Чайные традиции в разных странах мира»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 4

Ключевые слова: проектная деятельность, чайные традиции, чай


Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. Современная педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. Одной из них является проектная деятельность. Она позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем-то знакомым и понятным из реальной жизни. Проектная деятельность не нуждается в рекламе. Она активно используется педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Проектная деятельность направлена на:

  • развитие критического мышления
  • развитие творческого мышления
  • развитие умения работать с информацией
  • развитие умения работать в коллективе;
  • развитие владение культурой коммуникации.

Проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы.

Я хочу представить проект «Чайные традиции в разных странах мира» созданный вместе с учащимися 2 Б класса.

Биография этого божественного напитка уходит в глубь веков.

Мы пьём чай каждый день. Чай - это прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Чаепитие укрепляет дружбу. Церемония чаепития является частью культуры народов.

В ходе работы над данным проектом дети узнали о том, как проходят чайные церемонии в разных странах, расширили свой кругозор об истории появления чая, географии распространения чая, чайных традициях стран. В процессе работы над проектом шло формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой и современными источниками информации. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, развивались познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность. Участвуя в проекте, каждый учащийся ощущал себя значимым в группе сверстников, видел свой вклад в общее дело, радовался своим успехам.

Цель проекта: Изучить традиции чайных церемоний в разных странах мира.

Задачи:

  • Развивать навыки работы с информацией, навыки планирования деятельности, коммуникативные навыки.
  • Развивать художественные и творческие способности средствами изобразительного искусства, музыки, хореографии.
  • Формировать позитивное отношение к традициям своего народа и других стран.

Этапы

Деятельность  учителя

Деятельность детей

1.Проблема

На этом этапе важно создать положительный настрой на предстоящую работу, вызвать у детей интерес к предложенной теме «Чайные традиции в разных странах мира» и определиться с выбором подтемы: «Чайные традиции Англии», «Чайные традиции Китая», «Чайные традиции России».

Ребята обсуждают тему проектной деятельности, определяют необходимость изучения данной темы.

2.Планирование

Вместе детьми обсуждается план работы на выбранной темой, где можно взять материал по интересующей теме (интернет, энциклопедии, музеи), как его можно оформить. Определяется дата презентации проекта.

Каждый выбирает понравившуюся подтему, в результате образуются три группы.
Учащиеся совместно с учителем определяют собственные задачи. Составляют план работы, уточняют возникшие вопросы по оформлению. согласовывают способы совместной деятельности.

3.Поиск и обработка информации

На данном этапе учитель выступает в роли консультанта, координатора действий участников группы. Помогает в отборе информации, в её обработке.

 Учащиеся собирают материал в зависимости от выбранной темы. Далее ребята работают с текстовой информацией, отбирают информацию для составления выступлений и презентации.
В процессе работы дети разучивают песни, танцы народов разных стран слушают музыку, которая сопровождает чайные церемонии. Ребята собирают информацию о национальных костюмах и чайных атрибутах. Дети готовят сообщения на темы: «Из истории чая», «Самовар кипит, искрится», «Знакомство с чайным фольклором» «Английское чаепитие», «Чайная церемония в Китае»,   «Русское чаепитие, традиции» и представляют их на классных часах.  Готовят выставку детских рисунков «Чайные фантазии», посещают музей «Старая Тула», музейно-выставочный комплекс «Тульские самовары», оформляют выставку «Всё о чае».

4.Продукт

На этом этапе учитель помогает объединить весь материал в презентацию «Чайные традиции в разных странах мира»

Дети участвуют в коллективном обсуждении итоговой презентации и сценария выступления.

5.Презентация

Презентация проекта «Чайные традиции в разных странах мира» для обучающихся начальной школы и родителей.

Очень важно после презентации обсудить с ребятами всю работу, которая была проделана в ходе работы над проектом.

Сценарий выступления

Звучит музыка. На сцену выходит Шерлок Холмс.

Шерлок Холмс играет на фортепиано, входит Ватсон.

Д.В. - Привет, Холмс. Ты знаешь приезжает тётушка. У… из Австралии. Она уезжает в кругосветное путешествие и хотела бы получить информацию о традициях чаепития в Китае, Англии и России.

Ш.Х. - Элементарно, Ватсон. Я знаю ребят, которые нам помогут. Они как раз проделали большую работу по сбору такой информации. У меня на флэшке всё записано. Посмотри. (отдаёт флэшку Д.В.и комментирует файлы на экране).

Ш.Х. - Ребята изучили много различной литературы. Каждый собирал информацию об одной стране и готовил доклад, который потом защищал перед классом.

- Кроме того ученики познакомились с музыкой этих стран и даже разучили некоторые музыкальные произведения.

- Сами нарисовали рисунки к этой теме.

- Ездили в старинный русский город Тула, где посетили музей пряников «Старая Тула» и музейно-выставочный комплекс «Тульские самовары».

Д.В. - А где я могу найти этих учеников?

Ш.Х. - Россия. Посёлок Липки. «Первая Московская гимназия» ученики, 2 Б класса. (Д.В. и Ш.Х. уходят)

Китайское чаепитие (ведущие в национальных костюмах)

Ученица играет на фортепиано китайскую мелодию.

Ведущий. Чай – один из самых распространённых напитков в мире, второй после обычной воды. Его история берёт начало более 5000 лет назад в Древнем Китае.

Китайский танец (в национальных костюмах)

Ведущий. Чай представляет собой напиток или заварку, сделанную путём погружения чайного листа в горячую воду на несколько минут. В Древнем Китае чайная церемония начиналась с того, что, человек должен был внутренне и психологически подготовиться: освободиться от всего неприятного, только тогда считали жители Древнего Китая, он готов был к чайному ритуалу.

Ведущий. Когда-то чай, пили лишь в императорских дворцах и домах аристократов, потом его полюбил и простой народ. Немного позже специально для проведения чайных церемоний стали строить чайные павильоны: необыкновенно красивые, изысканные сооружения. Как правило, они располагались на лоне природы. В павильонах стояли небольшие диванчики, стулья, столики, отдельно находились чайные принадлежности. По вечерам здесь зажигали красочные бумажные фонарики, приглашали музыкантов. Главное в приготовлении чая -  раскрыть весь букет его вкуса и аромата и наслаждаться напитком, получая при этом наслаждение от суеты.

Ведущий. Китайская чайная церемония начинается с размеренного процесса заваривания чая. Прежде всего следовало правильно выбрать чай, соответствующий желанию и настроению. Это мог быть чёрный, зелёный, красный или очень редкий и дорогой «императорский» жёлтый чай.

Второе, не менее важное, это вода, которую используют для приготовления чая. Она должна быть свежей, взятой из родника, ручья или реки.

Третье - посуда. По китайским традициям посуда должна храниться вне кухни, заваривание чая тоже происходит в другом месте, чтобы ни какие запахи не повлияли на его аромат. Посуду используют фарфоровую или керамическую. Даже ложечку или совок, которыми насыпают чай, делают из фарфора или бамбука.

Ведущий. С пятнадцатого века в Китае начали заваривать чай в гайванях. Гайвани – это специальные чашки типа пиал объёмом 200-250 мл с крышечкой. В такую ёмкость засыпают 4-5г чая, заливают кипятком. Время заваривания -2-3 минуты. Из гайвани чай переливают в чашку  так, чтобы крышка не приподнималась. Чай пьют в горячем виде маленькими глоточками без сахара и молока. Китайцы считают возможным заливать, как мы говорим, «заварку» до четырёх раз. Используют в Китае и заварочные чайники. Они всегда маленькие. Но есть любители чайного напитка, имеющие свой персональный чайник, и чай они пьют прямо из носика.

Английское чаепитие (ведущие одеты строго)

Ведущий. Английскому чаю - три с половиной века, но вряд ли другая чайная культура сравниться с ней в богатстве традиций.
Первой, кто сделал чайный напиток постоянным в жизни англичанина, стала юная королева Виктория. Её мы обязаны не только индийским, но и цейлонским чёрным чаем. Англия- одна из самых «чаелюбивых» стран в мире. Англичане пьют чай три раза в день в строго определённое время: утром за завтраком, в 13 часов за ленчем и «файв-о-клок» в 17 часов.

Ведущий. Современная английская чайная церемония не столь сложна. Стол обычно покрывается белой скатертью, желательно белой с салфетками в тон скатерти. На столе обязательно должна стоять ваза с живыми цветами. На столе размещают чайные пары, сахарницу с сахаром, молочник с молоком или сливками, ситечко для чая, чайные ложки. Вся посуда, конечно, должна быть из одного сервиза. Фарфорового. Белого или бело-синего цвета.

 В чайник заваривают чай, исходя из того, что он не будет разбавляться кипятком в чашках. Чай можно пить с молоком, обязательно наливают чай в молоко, а не наоборот. Чай предлагается гостям на выбор из нескольких сортов. Престижным для хозяина считается предложить гостям собственную смесь. К чаю подаются небольшого размера сэндвичи, масло, джем, кексы.

Английское чаепитие, как и всякая церемония, не терпит суеты. Всё призвано к максимуму приятных ощущений: и от изысканного вкуса, и от общения в приятной компании.

Чай – самый национальный напиток и важная часть британской жизни.

Русское чаепитие (ведущие одеты в национальные костюмы)

Ведущий.

Приглашаем к самовару!
Вкусным чаем угощаем!
И внакладку, и вприкуску.
Пейте чай, друзья, по-русски!

Россия познакомилась с чаем в 17 веке, когда посол Иван Перфильев доставил из Китая в столицу необыкновенную траву. Сначала чай использовали при дворе как лекарственное средство. В России новый напиток приживался трудно: русские люди относились к нему настороженно, как, впрочем, и ко всему чужеземному. Кроме того, очень уж дорог был китайский чай.

Как же пили чай наши дедушки и бабушки? Что такое русское чаепитие? Главное – теплота общения, столь свойственная русскому человеку. Важную роль в обряде чаепития играл самовар. Самовар покупали не только для себя, но и для внуков и правнуков, его свято берегли. Стоили самовары дорого - ведь лучше всего умели их делать тульские мастера, земляки знаменитого Левши. Самовар - символ уюта, домашнего тепла, семейного очага. Русское чаепитие проводится в гостиной, не веранде или открытом воздухе.

Ведущий. Стол должен быть круглой формы. Скатерть - цветная, ручной работы, салфетки в тон скатерти. Чай пьют из чашек с блюдцами. Чашка ставится на блюдце ручкой вправо. На чашку кладётся чайная ложка, слева от неё тарелка для закусок и маленький ножик. Кроме того, на столе должна быть: тарелочка для лимона и сахарница- с щипцами для кускового сахара, а также вазочки для варенья, мёда фруктов. Заварочный чайник должен быть круглой формы. Для чайника лучше использовать льняную подушку- грелку. Этим грелкам придают форму петухов, сказочных птиц или кукол-матрёшек. Благодаря им стол становится ярким и нарядным. Наливает чай хозяйка. Если в доме есть старшая дочь, то эта обязанность  передаётся ей, эта работа несложная, но требует ловкости, грации, умения.

Ведущий. Чаепитие органично вписалось в старинные традиции русского народа. Каждая эпоха вносила что-то своё, но оставались неизменными правила гостеприимства, предписывающие встречать гостей хлеб-солью и добрым отношением. В России пьют чай не ради чая, а ради беседы. Качество чая и оформление помещения имеют второстепенное значение. Чай-напиток дружбы. Поэтому приглашайте на чай тех людей, которым будет комфортно вместе, тогда вы получите необычайное удовольствие от проведённой вместе чайной церемонии. Давайте позвоним родным, бабушкам, дедушкам и встретимся всей семьёй, как в те времена. Сядем вокруг самовара или современного чайника и просто побеседуем.

Ведущий. Любая чайная церемония способствует объединению семьи и помогает людям разного возраста в разных странах мира.

Ученица поёт песню «Русский чай».

Все участники хором. Приятного вам чаепития!