Сценарий проведения новогоднего турнира "Скоро-скоро Новый год!"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Классы: 2, 3

Ключевые слова: сценарий, Новый год, викторина, кроссворд, сценарий праздника, новогодние традиции


Цель: Расширять кругозор участников, повышать их интеллектуальный и культурный уровень.

Задачи:

  • Знакомить участников с новогодними традициями России и народов мира.
  • Развивать познавательный интерес учащихся, их творческую активность.
  • Развивать интуицию, эрудицию, смекалку и находчивость.
  • Воспитывать дух соревнования, упорство в достижении победы.
  • Формировать дружеские отношения, умения работать командой.
  • Формировать толерантное отношение к культуре и людям разных национальностей.

Подготовительная работа. Организаторам турнира необходимо подготовить помещение, где он будет проводиться, подобрать наглядное и музыкальное оформление, реквизит для конкурсных туров по числу команд.

Участие в турнире способствует развитию мышления, речи, памяти, внимания, воображения детей, их коммуникативных способностей, расширяет кругозор воспитанников, развивает их общую культуру, формирует у них умения и навыки работы в коллективе. В то же время каждый ребенок имеет возможность проявить свои индивидуальные творческие способности, смекалку, эрудицию.

Звучат песни о зиме и о Новом годе.

Чтецы:

Новый год
Еловой веткой
Снова в сказку
Манит нас.
Скоро-скоро отсчитают
Стрелки
Свой волшебный час.

Дед Мороз

Для всех подарки
Обязательно найдет,
Новый год
Со счастьем новым
Скоро-скоро
К нам придет!
А.Войт «Новый год»

Ведущая: Каждый год в ночь на 1 января к нам приходит новогодняя сказка - с Дедом Морозом и Снегурочкой, с душистым ароматом ели, блеском карнавальных огней. Новый год - это праздник, который дарит всем хорошее настроение и ожидание чуда!

Весь мир ждет чудес! Новогодний праздник объединяет всех нас, а разные традиции встречать его делают каждую страну неповторимой и удивительной.

Тур I – «Символ года»

Ведущий: Вы знаете, что наступающий год согласно восточному календарю будет годом Крысы (или Мыши). Поэтому первый тур нашего турнира мы посвятим этому животному.

Конкурсная программа этого тура состоит из двух заданий.

Задание 1.

Ведущая: Вам предстоит сейчас ответить на вопросы «мышиной» викторины.

На ваших столиках лежит все необходимое для работы.

Я буду читать вопросы викторины, а вы должны написать свои ответы против номера вопроса.

По окончании викторины карточки сдаются в жюри.

Вопросы:

  1. Как завали крысу, напугавшую Буратино в каморке папы Карло? (Шушара)
  2. Как звали мускусную крысу из сказки Р.Киплинга «Рикки-Тикки-Тави»? (Чучундра)
  3. Как звали садовую крысу, двоюродную сестру мускусной крысы Чучундры, из сказки Р.Киплинга «Рикки-Тикки-Тави»? (Чуа)
  4. Назовите имя подруги старухи Шапокляк. (Лариска)
  5. Назовите имя правительницы страны Мышляндии из сказки Э.Т.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король». (Мышильда)
  6. Назовите героя мультфильма, любившего распевать песенку «Какой чудесный день!». (Мышонок)

За каждый правильный ответ команда получает по одному жетону-снежинке.

Задание 2.

Проводится дидактическая игра «Клубок сказок» - тема «Сказка о мышках».

Задача детей: Назвать сказки, которые «спутались» в клубок.

Ведущая задает ситуацию:

Как-то книжку я листала,
Сказку сыну я читала.
Только в сказке той, друзья,
Я ничего не поняла.
Сказки спутались в клубок.
Не возьму никак я в толк:
Кто, откуда и куда?..
Идет кругом голова!
Клубок распутать помогите,
Сказки, дети, назовите!

Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.

А рядом в домике жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое Горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу.

И соседи у них были трудолюбивые. Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стали они репку тянуть: тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала кошка мышку. Мышка бежала, хвостиком махнула: яичко упало и разбилось.

Плачет дед, баба плачет. А мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытащили репку!

Пришла ночь. Красная девица затопила печь, заварила кашу; откуда ни возьмись, мышка — говорит:

Девица, девица! Дай мне ложечку кашки! —

Ой, моя мышенька! Разговори мою скуку — я тебе дам не одну ложку, а досыта накормлю.

Наелась мышка и ушла. Стала она ночью в норке сынка своего непослушного баюкать, песенку колыбельную ему петь.

Отвечает ей мышонок:

– Голосок твой слишком тонок.
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!

Делать нечего. Позвала мышка кошку.

Унесла мышонка кошка

И поет:

- Не бойся, крошка.
Поиграем час-другой
В кошки-мышки, дорогой!
Ей мышонок отвечает:

– А вот другие уверяют, что вы не можете превратиться во что-нибудь маленькое, например в мышь.

Кошке - смех, мышонку - горе...
Но нашел он щель в заборе.
Сам не знает, как пролез.
Был мышонок - да исчез!

Оказался он в поле. Видит, девочка стоит у норки полевой мыши; вход в нее был прикрыт сухими стебельками и былинками. Полевая мышь жила в тепле и довольстве: кухня и кладовая у нее были битком набиты хлебными зернами. Девочка стояла у порога, как нищенка, и попросила подать ей кусочек ячменного зернышка – она два дня ничего не ела. Мышонок тоже хотел кушать, но еще больше он хотел вернуться домой к маме. И потому, не раздумывая долго, он отправился в путь.

Шел он, шел, взошел на горку
И внизу увидел норку.
То-то рада мышка-мать!
Ну мышонка обнимать!
А сестренки и братишки
С ним играют в мышки-мышки.

Вот такая забавная сказочная история. Сказка вся, больше сказывать нельзя.

(«Теремок», русская народная сказка;
«Колосок», украинская народная сказка;
«Репка», русская народная сказка;
«Курочка Ряба», русская народная сказка;
«Дочь и падчерица», русская народная сказка;
«Сказка о глупом мышонке», С.Я.Маршак;
«Кот в сапогах», Ш.Перро;
«Дюймовочка», Г.Х.Андерсен;
«Сказка об умном мышонке», С.Я.Маршак)

Чтецы:

За окном мороз рисует
Кружевной рисунок свой,
Закружил декабрь белый
Новогодней кутерьмой.

В доме пахнет свежей хвоей,
В доме чисто и светло —
Значит, праздник новогодний
Время нам встречать пришло!
А.Войт

Тур II – «Новогоднее дерево»

Ведущая: В каждой стране свои обычаи и свои растения - символы Нового года и Рождества. Основной атрибут русского Нового года и Рождества – зеленая ель. Вечнозеленое растение в России стало главным символом зимних праздников и их основным украшением.
Все мы не представляем Новый год и Рождество без нарядной елки. В это удивительное праздничное время мир словно окутывает атмосфера волшебства, и это волшебство мерцает и искрится в окнах всех домов. На улицах и площадях городов, в витринах магазинов расставлены красивые новогодние елки, украшенные игрушками, шарами, дождиком, мишурой и разноцветными гирляндами.

Ель является традиционным новогодним деревом в России, США и странах Европы. А какие деревья наряжают люди в других странах? Ведь ели не везде растут. Несмотря на различие природных особенностей и культурных традиций разных стран, во многих уголках мира в преддверии Нового года наряжают праздничное дерево.

Сейчас мы узнаем, какие деревья считаются новогодними в других уголках мира.

И поможет нам игра! Вам придется заняться грамматической арифметикой. Складывать и вычитать вы будете не цифры, а буквы и слоги.

Задание № 1.

пальто – то + мак – к = … (пальма)

Ведущая: Вырастить в Мексике елку достаточно проблематично, поэтому жители этой чудесной страны встречают Новый Год в сопровождении украшенных пальм. Мексика славится своими новогодними пальмами. И именно под пальмы мексиканцы укладывают подарки для близких и друзей.

Задание № 2.

сон– н + сор –ор + наст – ст = … (сосна)

Ведущая: В Японии из-за дефицита ели используются карликовые сосны. В качестве украшений жители этой страны предпочитают бумажные, выполненные в технике оригами игрушки, а также шарики из рисовой муки, окрашенные в разные цвета.

Задание № 3.

каша – ша + к + туя – я + с = … (кактус)

Ведущая: Традицией Кубы считается наряжать вместо привычных всем деревьев кактусы. Для нас это может выглядеть чрезвычайно непривычно, но на Кубе это считается самым обычным делом. Кактусы обвешивают гирляндами из настоящих цветов, бумажными украшениями и сверкающей мишурой.

Задание № 4.

бант – нт + м + буква – ва = … (бамбук)

Ведущая: Вьетнамцы размещают в центре комнаты высокий бамбук и украшают его колокольчиками и маленькими глиняными рыбками – это традиционное новогоднее дерево.

Задание № 5.

кит – т + парус – ус + ис = … (кипарис)

Ведущая: В Израиле новогодним деревом считается кипарис. Кипарисы разводят в специальных питомниках и раздают всем желающим в канун новогодних праздников.

Тур III – «Угадай-ка!»

Ведущая: В этом туре вам предстоит вспомнить традиционные символы Нового года и традиционные новогодние украшения.

Я буду зачитывать вам высказывания об этих символах и украшениях детей из детского сада. На каждый предмет заготовлено по пять толкований дошколят.

Задача участников: догадаться, о чем говорили дети.

Победит тот, кто первым даст правильный ответ.

Вы можете не ждать, пока я зачитаю все пять высказываний. Если вы догадаетесь, о чем идет речь, раньше, чем я закончу читать, - сразу поднимите табличку с восклицательным знаком, и вы получите право отвечать.

Итак, начнем…

Хлопушка

1. Мне очень нравится эта штука.
2. От нее у взрослых бывает много хлопот.
3. Один раз в нее внутри была маска зайца на резинке.
4. Она похожа на гранату.
5. У нее есть веревочка, за которую надо дернуть.

Конфетти

1. Они бывают разноцветные.
2. У нас дома весь пол был ими усыпан.
3. Однажды у мамы в голове они запутались, и она никак не могла достать.
4. Они, как снежинки, падают и падают.
5. Мой папа их дыроколом делает.

Серпантин

1. Это что-то такое длинное.
2. Мне этим мама украсила костюм.
3. Он такой разноцветный и блестит.
4. Его можно легко порвать.
5. Его из фольги делают.

Бенгальские огни

1. Мой папа говорит, что от них может загореться дом.
2. У меня есть целая пачка.
3. Люди с ними по улицам ходят и машут руками.
4. Их на елку вешать нельзя, но некоторые это делают.
5. Они горят и искры везде разбрасывают.

Куранты

1. Когда я был маленький, я их никогда не слышал.
2. Они бывают только в Москве.
3. И все в это время встают и чокаются.
4. Их по телевизору всегда показывают.
5. А вообще-то они со стрелками.

Чтецы:

Сколько у Деда Мороза имён?
В Польше зовётся Ежишек он.
Самый таинственный, прячется ловко,
Подарки приносит в красивых коробках,
ЗвонИт в колокольчик заливисто, звонко,
И вот уж под ёлкой подарки ребёнку.

Во Франции имя его – Пер Ноэль,
Пурга ли метёт или злая метель,
Гуляет по крышам в любую погоду,
В дома попадает по дымоходу.
И вот в башмачках у французских детишек
Куклы, машинки и множество книжек.

В Узбекистане, в халате нарядном,
Идёт Кербобо, весёлый и ладный.
Хоть нет там мороза, и солнышко светит,
Но ждут с нетерпеньем узбекские дети,
Когда же придёт этот добрый старик,
И все их желанья исполнятся в миг.

По Бельгии ходит Святой Николай,
Его приютишь, за приют, невзначай,
Получишь ты яблоко, но не простое,
Прекрасное, ценное – сплошь золотое.
Вот и не спят бельгийцы всю ночь,
Подарок такой получить все не прочь.

В Японии имя его Одзи-Сан,
Сосновые ветки по всем домам.
Звон колокольный звучит набатом,
Сто восемь ударов! С Новым Годом, ребята!
С каждым ударом тем колокольным
Уходят пороки. Японцы довольны.

Баббо Натале – итальянский Мороз,
В палаццо войти для него не вопрос,
В любую квартиру, этаж любой,
Но только не лифтом – печной трубой.
В помощниках добрая фея Бефана
Желанья исполнит все, без обмана.

Голландский коллега, Синтер Клаас
На шхуне привозит огромный запас
Подарков желанных, в резных сундуках.
Весь в красном, в камзоле и башмаках.
Чёрные слуги его охраняют,
Ведь в море опасно – пираты бывают.

Ну вот, ребята, у нас остались
Наш Дед Мороз и Санта Клаус.
Они похожи, как два близнеца,
Одеждой, манерой и даже с лица.
Бывают, конечно, различий моменты,
По жизни друг другу они конкуренты.

Как много Морозов в огромном мире!
Хвалу им споём на «три-четыре»:
– Мы любим вас очень!!! Стихи поучили!
Поставили ёлку! Гирлянды включили!
Желаем мира! Добра и участья!
С Новым годом! И с новым счастьем!
 Г.Грицаченко «Сколько у Деда Мороза имен?»

Проводится игра «Новогодний подарок»

Дети делятся на две команды. Каждая команда получает рождественский сапожок, мешок, корзинку, башмачок, носок и набор разнообразных игрушек небольшого размера.

Задача детей: Собрать новогодние подарки и рассказать, новогодний волшебник какой страны его принес.

  • мешок – российский Дед Мороз;
  • корзинку – Святой Николай из Бельгии;
  • башмачок – Пер Ноэль из Франции;
  • носок – Вайнахтсман из Германии;
  • рождественский сапожок – Микулаш из Чехии.

Тур IV – «Четвероногие помощники зимнего волшебника»

Ведущая: Дедушки Морозы всего мира готовятся к новогодним праздникам. Это, вообще, не простое дело – быть Дедушкой Морозом. Как облететь весь земной шар за одну ночь, пусть и волшебную, и вручить каждому ребенку подарок? Конечно, без помощников новогодним волшебникам не обойтись! Давайте вспомним их, а помогут нам загадки! Вы готовы их отгадывать?

Итак, внимание!

Словно царскую корону
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый,
Любит снежные луга. (Олень)

Финского Деда Мороза зовут Йоулупукки. Подарки детям он привозит в санях, запряженных восьмеркой оленей.

И вот Йоулупукки,
В чудесном настроенье,
Везёт скорей подарки
В упряжке из оленей.

Американский новогодний волшебник Санта-Клаус развозит подарки детям в компании эльфов-помощников на санях, запряженных северными оленями. Одного из них – Рудольфа – легко узнать по красному светящемуся носу.

Не корова, а с рогами:
«Кто же я?» – узнайте сами.
Тоже травку я жую,
Тоже молоко даю,
Утром рано просыпаюсь,
На лужок я отправляюсь,
Там до вечера пасусь,
Ну, и как же я зовусь?
(Коза)

В Норвегии дети в Новый Год ждут подарки от козы, которую встречают сухими колосьями овса. Дети кладут эти колосья в новогоднюю ночь в обувь. Утром вместо колосьев детвора находит в своих сапожках новогодние подарки.

Везет тяжелую тележку,
С утра в нее он запряжен,
Он трудится всегда прилежно,
Но и упрям бывает он. (Осел)

В Узбекистане в преддверии новогодних праздников к детям приходит «снежный дед». Именно так переводится на русский язык имя, которое носит узбекский Дед Мороз — Корбобо. Традиционно в дома городов и кишлаков Корбобо приезжает на ослике, навьюченном мешками с подарками.

Грузинский Дед Мороз Товлис Бабуа — седой старик с длинной бородой.

Подарки детям Товлис Бабуа приносит в большом мешке «хуржини». Это очень красивый мешок,сотканный из разноцветных шерстяных волокон и украшенный бубенчиками. Он состоит из двух частей (мешков). Товлис Бабуа перекидывает его с двух сторон на ослика.

Едет, едет Пер Ноэль
На осле своём.
Всё пропитано теперь
Волшебством кругом.

Пер Ноэль - зимний фольклорный новогодний персонаж из Франции. По традиции Пер Ноэль, приехав к дому на ослике в деревянных башмаках и с корзиной подарков, проникает через дымоход в дом, раскладывая подарки в обувь, оставленную перед камином.

В Германии новогоднего волшебника зовут Вайнахтсман, что означает Рождественский дед. Этот добрый дедушка с мешком подарков тоже приезжает на ослике, и дети, продолжая традицию, перед сном ставят на стол тарелку для подарков, а в башмаки кладут угощение для ослика. 

Кто в лесу свои следы
Ловко заметает?
Огоньком среди листвы
И кустов мелькает?
Это грозный враг мышей,
Зайцев и полёвок,
Всех зверей лесных хитрей,
Быстр он и ловок. (Лиса)

Маленький норвежский рождественский гном Юлениссе живёт в Гренландии среди вечной мерзлоты. Целый год он готовит подарки в своей лесной избушке, а в канун праздника запрягает в тележку лис и везет эти подарки детям.

Кто быстрее ветра мчится?
Пыль из-под копыт клубится,
Грива шелковая вьется,
Ржанье звонкое несется:
«Иго-го, иго-го, убегу я далеко!»
(Лошадь, конь)

Синтерклаас, голландский Дед Мороз, скачет по ночам на своем любимом белом коне Америго по крышам домов и кидает в дымоходы большие шоколадные буквы – инициалы детей. Некоторые из них (детей) оставляют для Америго у задней двери наполненные морковками башмаки.

Наш Дед Мороз хоть и суров с виду, но сердце у него доброе. Очень любит он людей радовать: нагружает игрушками сани, запряженные тройкой белых лошадей, и отправляется в далекий путь. А лошадок в тройке зовут Декабрь, Январь и Февраль.

Звучит фонограмма песни «Три белых коня»(музыка Е.П.Крылатова, слова Л.П.Дербенева).

Тур V – «Новогоднее пожелание»

Ведущая:

Говорят: под Новый год
Что ни пожелается -
Все всегда произойдет,
Все всегда сбывается.
С.Михалков

Новый год – праздник чудесный, волшебный! Мы загадываем желания и верим, что они исполнятся. В каждом уголке земного шара на разных языках люди желают друг другу счастья и радости в новом году.

«Пусть этот праздник наполнит вас спокойствием, радостью и весельем! Счастливого Рождества и Нового года!» - желают англичане. В Португалии, поздравляя с Новым годом, желают: «Пусть он принесет здоровье, любовь, успех и процветание!», а во Франции - «С Новым годом! Пусть мир и радость будут с вами все дни Нового года!»

Разгадайте кроссворд и прочитайте в выделенных клетках праздничное пожелание друзьям!

  1. Какой подарок получила Ленивица от Мороза Ивановича? (сосулька)
  2. Имя героини русской народной сказки, вылепленной из снега. (Снегурочка)
  3. Птица, помогавшая Герде искать Кая. (ворон)
  4. Слово, которое складывал Кай из льдинок. (вечность)
  5. Кем был семиголовый король войска, побежденного Щелкунчиком? (мышь)
  6. Название сказки братьев Гримм «Госпожа…» (Метелица)
  7. Снежный помощник Деда Мороза. (Снеговик)
  8. Как называется жилище, которое звери построили себе в лесу? (зимовье)
  9. Что уронила Рукодельница в колодец Мороза Ивановича? (ведро)
  10. Чем удил волк рыбу из проруби? (хвост)
  11. Кто задавал девушкам вопрос «Тепло ли тебе, девица?» (Морозко)

Ответ: С Новым годом!

Звучит веселая музыка.

Подведение итогов турнира. Награждение победителей

Чтецы:

Дед Мороз - веселый дед,
Он с иголочки одет.
Он - художник очень смелый,
Он рисует краской белой
Белый, белый, белый свет:
Голубеет лыжный след,
На реке чернеет лед,
Синий вечер настает.
В наших окнах - желтый свет,
Хвойный лес нам шлет привет.
Ель зеленая стройна,
В школьный зал пришла она,
А с ней такое длинное,
Конфетомандаринное,
Такое необычное -
Пломбирноземляничное,
Печеннопирожковое,
Коньковое, снежковое,
Отличнейшее слово -
КА! - НИ! - КУ! - ЛЫ!
А.Стройло «Урок рисования»

Ведущая:

Новогодней полночью седою
Стременем серебряным звеня,
Старый всадник с белой бородою
Слез в пути с крылатого коня.
Посмотрел на все моря и земли,
Улыбнулся тихо и светло.
В этот самый миг его преемник
Быстро сел в походное седло.
И когда в дали голубоватой
Всадники, как братья обнялись,
Словно на вершине циферблата,
Стрелки на двенадцати сошлись.
...Бой часов плывёт под небосводом,
В окнах свет не гасят города.
«Дорогие люди, с Новым Годом!
Будьте в жизни счастливы всегда!..»
Р.Гамзатов «С Новым годом!»

Звучит фонограмма песни «Мы желаем счастья вам!» (муз.С.Намина, сл.И.Шаферана).

Литература

  1. Кругосветный Дед Мороз / А.Никольская; рис. А.Голубева. – СПб.; М.: Речь, 2016. – 48 с.: ил.
  2. Дед Мороз и его братья: зимние волшебники России / О.В.Колпакова; худож. Т.Е.Гамзина-Бахтий. – СПб.; М.: Речь, 2017. – 48 с. – ил.
  3. Дед Мороз, Йоулупукки, Бефана и другие / худож. А.Кьюсак. – Москва: Издательский Дом Мещерякова, 2014. – 48 с.: ил.
  4. https://babiki.ru/blog/new-year/82108.html
  5. https://www.liveinternet.ru/users/arduus_arimo/post254548982
  6. https://www.adme.ru/zhizn-nauka/kak-zvuchat-pozhelaniya-s-novym-godom-na-yazykah-mira-1145610/