Проектная деятельность в познавательном развитии дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками

Ключевые слова: проектная деятельность в ДОУ


С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: ветер и снег, удивление и радость. Всем хорошо известно, что маленьких детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают взрослые: воспитатели, родители. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение головоломок и т.д. Проектная деятельность является интеграцией, в основе которой лежит проблема. Интегрированный метод обучения является инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.

Наблюдая за детьми в различных видах деятельности, мы пришли к выводу, что развитие познавательной активности в дошкольном детстве – один из важнейших объектов исследования, это самостоятельная инициативная деятельность ребенка, направленная на познание окружающей действительности (как проявление любознательности) и определяющая необходимость решать задания, которые ставятся перед ним в конкретных жизненных ситуациях.

Диагностика показала, что воспитанники недостаточно владеют разнообразными способами познания окружающего мира, слабо производят мыслительные операции (затрудняются задавать вопросы, отвечать на поставленные им вопросы), анализировать, сравнивать, группировать. У большинства детей предпосылки поисковой деятельности развиты недостаточно хорошо. По результатам диагностики мы сделали вывод о необходимости работы по развитию познавательной активности детей.

Метод проектов используем в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. В начале своей работы, мы провели анкетирование родителей. Результаты опроса показали, что родители готовы к сотрудничеству и положительно настроены на участие в совместных проектах взрослых и детей.

Например, проект «Покормите птиц зимой». Знакомство детей с зимующими птицами проходило на занятиях познавательного цикла. На занятиях художественно-эстетического цикла – дети знакомились с образами птиц в произведениях. Читали произведения А.Чепурова «Трудно птицам зимовать», «Зимний разговор через форточку».

Рассмотрели картину «Покормите птиц зимой» С.К.Артюшенко. Затем дети играли в подвижные, пальчиковые игры, рисовали, лепили. При совместной деятельности детей и родителей была организована выставка кормушек, участие в конкурсе рекламных плакатов «Покормите птиц зимой», создание презентации, подборка дидактического материала. Кормушки были повешены на деревья и дети в непогоду наблюдали за птицами из окна. С помощью нас вели дневник наблюдений: сколько и какие птицы прилетают к кормушкам. Дети охотно и с увлечением участвовали в решении проблемных ситуаций, долго вспоминая, и делясь впечатлениями, не только друг с другом, но и со всеми окружающими.

Проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка. Дети должны научиться, не только брать, но и отдавать: заботиться о близких людях с детства, быть внимательными друг к другу, членам своей семьи. Исходя из этой проблемы, возникла необходимость в проекте «Папа, мама, я – счастливая семья!». При реализации этого проекта, основное внимание уделялось расширению представлений о том, что такое семья, усвоению детьми родственных отношений, правилам общения и поведения с родными. В ходе работы использовались сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Готовим обед», «Укладываем куклу спать», «Купаем куклу Машу», «В гости к бабушке», «День рождение мамы». Дидактические игры: «Как зовут членов семьи», «Ласковое слово», «Клубочек волшебных слов», «Чьи детки?», «Кому что нужно для работы», чтение художественной литературы, разъяснение и заучивание пословиц, поговорок, стихов, пальчиковых игр о семье. Для родителей подготовлены консультации «Роль семьи в воспитании ребёнка», «Требования взрослых к ребёнку», «Роль отца в воспитании ребёнка», проведено собрание мастер-класс «С любовью от мамы», где родители изготовили для своих детей кукол-оберегов, организованы совместные праздники и развлечения. Родители вместе с детьми участвовали в творческих выставках и конкурсах. Итогом этого проекта стало создание семейных альбомов и их защита. Родители вместе с детьми представляли свою семьи, свой герб и девиз.

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. Ребёнок эмоционально восприимчив к миру природы, он удивляется, восторгается объектами природы, желает участвовать в нестандартных ситуациях. Работая над проектом «Всё о насекомых» дети познакомились с произведениями В.Бианки, К.Чуковского, И.Крылова, В.Сутеева. Играли в дидактические, подвижные, хороводные игры, рисовали, лепили, конструировали. Проводили наблюдения за насекомыми во время прогулок в детском саду и дома. Вместе с родителями изготовили книжки-малышки, участвовали в конкурсе стенгазет. Продукт проектной деятельности: участие в экологическом празднике «Лесное приключение».

Своеобразным звеном познавательной активности детей стал познавательно-исследовательский проект «Аптека под ногами». Проект направлен на ознакомление детей с объектами природы, их частями, основными свойствами. Данный проект открывает удивительный мир лекарственных растений. Помогает ответить на вопросы: Почему растение растёт? Из каких частей оно состоит? Как растение питается? Как растение дышит? И на многие другие вопросы. Работа над проектом велась поэтапно. Были использованы различные методы и приемы: игровой, наглядный, словесный, практический, проблемно-поисковый, сюрпризный момент, элементы загадочности, создание воображаемой ситуации, использование музыки, предметно-схематические модели, презентация. Продуктом проектной деятельности является создание лепбука «Аптека под ногами». Родители участвовали в создании альбома «Лекарственные растения», выпуске газеты "Загадки о растениях", организовали поездку поездка в Сергиевский краеведческий музей на интерактивное мероприятие: "Лесовик, Баба яга и Кикимора спасают природу."

Совместная работа над проектами помогла стимулировать познавательную активность детей, объединить родителей группы, активизировать их творческие способности, развить интерес к новой форме работы – проектированию.

Список литературы

  1. Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса «Проектная деятельность дошкольников», Издательство Мозаика-Синтез, 2014.
  2. Т.А.Шорыгина «Моя семья», Издательство Сфера, 2014.
  3. Е.А.Алябьева «Сказки о предметах и их свойствах», Издательство Сфера, 2014.
  4. Т.А.Шорыгина «Познавательные сказки», Издательство Сфера, 2014.
  5. Е.С.Евдокимова «Детский сад и семья», Издательство Мозаика-Синтез, 2014.
  6. Интернет-ресурсы.