Раздел (сквозная тема): |
В контексте сквозной темы «Искусство». |
|
Тема урока: |
Почему надо беречь памятники истории и культуры? |
|
Цели обучения, которым посвящен урок: |
3.3.1.2.Объяснять важность сохранения памятников истории и культуры 3.1.4.1.Графически представлять правила пользования бытовыми приборами 3.3.5.1.Объяснять значение неофициальных символов Казахстана (монументы «Алтын адам», «Байтерек», Триумфальная арка «Мәңгілік ел» и т.д.) 3.3.2.1.На основе изучения различных материалов определять образ жизни тюрков |
|
Развитие навыков: |
3.1 Древние культуры и цивилизации 1.3 Здоровье и безопасность 3.5 История Казахстана: независимость, государственность и патриотизм 3.2Исторические корни Казахстана |
|
Предполагаемый результат: |
Все учащиеся смогут:
Большинство учащихся смогут:
Некоторые учащиеся смогут:
|
|
Языковая цель: |
Учащиеся могут: подтверждать свои ответы примерами из жизни; пользоваться информацией из текста учебника. Предметная лексика и терминология: память, памятник, уважение к прошлому. Серия полезных фраз для диалога/письма. Памятники воспитывают уважение к истории страны. Памятники связывают нас с прошлым. Обсуждение. Для чего нужны памятники? Какие бывают виды памятников истории и культуры? Какие памятники истории и культуры есть в нашем городе? Письмо. В тетради ученика описать один из памятников истории и культуры. |
|
Материал прошедших уроков: |
Мой родной город. |
|
Ход урока |
||
Этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
0-1 мин |
Создание положительного эмоционального настроя: Мотивация. Стартер.
|
|
Середина урока
5-35 мин
|
Актуализация ЗУНов: Целеполагание. На прошлом уроке мы говорили,что «Современные казахи – потомки древних саков, гуннов и тюрков, что еще с незапамятных времен сотрясали Вселенную грохотом копыт своих аргамаков. Казахи – народ, унаследовавший и сохранивший на земле предков большую отчую юрту Тюркского мира», – это слова нашего Президента Н.А.Назарбаева о казахах и их месте в истории. Ребята! Выделите ключевые слова в этом высказывании. -Как понять слово унаследовавший? От какого слова произошло? Наследие, Наследство- имущество, переходящее к другим людям, в данном случае от предков – к потомкам. Значит, потомки должны сохранить это имущество и передать своим потомкам. -А что можно сохранить и передать на долгие века? (Памятники истории и культуры) Значит, какова тема урока. (К, И) Совместно с детьми определяем тему: «Почему надо беречь памятники истории и культуры?» и цели урока. -Как вы думаете, какова цель урока? (Объяснять важность сохранения памятников истории и культуры.) Проверка д/з: (П) Прием «Куб с вопросами» по теме. Тюрки и их образ жизни Прием «Известное и неизвестное». Найдите в тексте информацию, которая является известной и ту, которая ранее была вам неизвестна.
Работа над новой темой. Рассказ учителя. В одной легенде рассказывается, что однажды молодого батыра Жоламана враги взяли в плен и лишили его памяти. Он превратился в манкурта – существо, ничего непомнящее из прошлой жизни. Манкурт не знал, кто он, своего рода-племени, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери. Его мать Найман-ана долго искала сына, но, когда она нашла его, он ее не узнал. Более того, он убил ее по приказу своих хозяев. Сегодня словом «манкурт» называют человека, потерявшего связь со своими историческими и национальными корнями, утратившего память о своих предках. -Ребята! О чем заставляет задуматься легенда о манкурте? Может ли человек прожить без памяти? Составим кластер на тему «Память». -Что подсказывает вам ваше сердце, когда вы слышите это слово? И так далее. (Слайд) - Как вы считаете, ребята, может ли человек прожить полноценную жизнь, если в ней не будет того, что вы сейчас перечислили? Ответы учащихся. - Мы узнаем о видах памятников истории и культуры Казахстана и научимся составлять памятку о бережном отношении к памятникам. - Какие виды памятников есть в нашем городе? (Слайд) Работа по учебнику. Прочитайте текст учебника, рассмотрите иллюстрации и узнайте, какие бывают виды памятников истории и культуры. - Какие бывают виды памятников истории и культуры? На иллюстрациях в учебнике изображены скульптура, здание, бюст, петроглифы (рисунки, высеченные на камне), вечный огонь, развалины древнего города, обелиски бывают. - Как вы думаете, о чем могут рассказать эти памятники? Ответы учащихся. Учитель. (Слайд) Перед вами исторические и культурные памятники Туркестана, Алматы, Алматинской области, Уральска и Семея. Попробуйте назвать те, которые вам известны. Варианты ответов:
Просмотр слайд-презентации из электронного приложения (до заданий). В 2007 году группа казахстанских учёных определила 7 уникальных явлений культуры, сыгравших значительную роль в историиКазахстана. Национальными сокровищами признаны 7 объектов: наскальные рисунки урочища Тамгалы, археологическая находка «Золотой человек», музыкальный народный инструмент домбра, казахская юрта, Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, наскальные мечети Мангистау и монумент Байтерек. Остановимся на некоторых из них. Группа уч-ся представит кратко об этих уникальных памятниках.«Золотой человек»В 1969 году в ходе раскопок кургана близ Алматы были найдены останки сакского воина в золотом камзоле, украшенном фигурами зверей. Этот человек, являвшийся потомком видного сакского предводителя, предположительно жил в V — VI веках до н. э. и умер в возрасте 18 лет. В его могиле обнаружено более 4000 изделий, выполненных из листового золота, а также серебряная чаша с 26 письменными знаками. Местонахождение «Золотого человека» не афишируется, а копия находки экспонируется в Государственном музее золота и драгоценных металлов в г. Астана. «Золотой человек» стал одним из национальных символов Казахстана. Вопрос: Мавзолей Ходжи Ахмеда ЯсавиНа юге Казахстана, в городе Туркестан находится Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — одна из главных мусульманских святынь региона. Трёхкратное посещение мавзолея приравнивалось к паломничеству в Мекку. Мавзолей возведен в XIV веке Тамерланом на месте погребения поэта и проповедника Ходжа Ахмед Ясави. Мавзолейный комплекс состоит из дворцовых залов, мечетей, библиотеки, жилых и хозяйственных помещений. Этот ансамбль, признанный шедевром зодчества, включён ЮНЕСКО в список Всемирного наследия. Вопрос: Урочище ТамгалыВ 170 км от Алматы, на берегу реки Или находится ущелье Тамгалы, стены которого испещрены наскальными рисунками. 4500 петроглифов изображают сцены охоты и шаманизма, языческих божеств и трёх Будд. Существует легенда о происхождении буддийских рисунков. Она гласит, что в X веке, когда буддисты отправились в поход в Семиречье и остановились на берегу реки Или, произошло землетрясение. На землю попадали большие куски скал, и как в сказке на глазах у героев возник мост. Буддисты расценили случившееся как божественный знак, и на отколовшемся куске скалы высекли три «портрета» Будды. Вопрос: Наскальные мечети Мангистау (Г) Работа в группах по заданиям в учебнике:
Выступления групп. (ФО) Прием «Поучительный вывод». Из того, что вы узнали на уроке, сделайте вывод, который был бы важен для вашей жизни в будущем. |
Учебник
Тетрадь
Учебник
Для 2-й и 3-й
|
Конец урока |
Итог урока: ФО) Прием «Одноминутное эссе». |
Лесенка успеха |
Дифференциация |
Оценивание |
Межпредметные |
В процессе работы на уроке учитель индивидуально помогает учащимся строить монологическое высказывание на заданную тему. Мотивированные дети разыгрывают ситуации общения. |
Формативное оценивание. |
– литература |
Ход урока |
||
Этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
|
Создание положительного эмоционального настроя: Мотивация. Стартер.
|
||
Актуализация ЗУНов: Целеполагание. На прошлом уроке мы говорили,что «Современные казахи – потомки древних саков, гуннов и тюрков, что еще с незапамятных времен сотрясали Вселенную грохотом копыт своих аргамаков. Слайд -Как понять слово унаследовавший? От какого слова произошло? Наследие, Наследство- имущество, переходящее к другим людям, в данном случае от предков – к потомкам. Значит, потомки должны сохранить это имущество и передать своим потомкам. -А что можно сохранить и передать на долгие века? (Памятники истории и культуры) Значит, какова тема урока. (К, И) Совместно с детьми определяем тему: «Почему надо беречь памятники истории и культуры?» и цели урока. -Как вы думаете, какова цель урока? (Объяснять важность сохранения памятников истории и культуры.) Проверка д/з: (П) Прием «Куб с вопросами» по теме. Тюрки и их образ жизни
Работа над новой темой. Рассказ учителя. В одной легенде рассказывается, что однажды молодого батыра Жоламана враги взяли в плен и лишили его памяти. Он превратился в манкурта – существо, ничего непомнящее из прошлой жизни. Манкурт не знал, кто он, своего рода-племени, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери. Его мать Найман-ана долго искала сына, но, когда она нашла его, он ее не узнал. Более того, он убил ее по приказу своих хозяев. Сегодня словом «манкурт» называют человека, потерявшего связь со своими историческими и национальными корнями, утратившего память о своих предках. -Ребята! О чем заставляет задуматься легенда о манкурте? Может ли человек прожить без памяти? Составим кластер на тему «Память». -Что подсказывает вам ваше сердце, когда вы слышите это слово? И так далее. (Слайд) - Как вы считаете, ребята, может ли человек прожить полноценную жизнь, если в ней не будет того, что вы сейчас перечислили? Ответы учащихся. Значит, от слова память и произошло слово памятник. - Сегодня мы узнаем о видах памятников истории и культуры Казахстана - Сначала вспомним, какие виды памятников есть в нашем городе? (Слайд) Наш город сравнительно молодой и памятники современные и мы их должны сохранить и передать своим потомкам. Работа по учебнику. Прочитайте текст учебника, рассмотрите иллюстрации и узнайте, какие бывают виды памятников истории и культуры. - Какие виды памятников истории и культуры изображены на иллюстрациях учебника? На иллюстрациях в учебнике изображены скульптура, здание, бюст, петроглифы (рисунки, высеченные на камне), вечный огонь, развалины древнего города. - Как вы думаете, о чем могут рассказать эти памятники? Ответы учащихся. Учитель. (Слайд) Перед вами исторические и культурные памятники других городов РК: Туркестана, Алматы, Алматинской области, Уральска и Семея. Попробуйте назвать те, которые были вам известны ранее. Варианты ответов:
Просмотр Слайд-презентации из электронного приложения (до заданий). В 2007 году группа казахстанских учёных определила 7 уникальных явлений культуры, сыгравших значительную роль в истории Казахстана, ставшие Национальными сокровищами. Признаны 7 объектов: наскальные рисунки урочища Тамгалы, археологическая находка «Золотой человек», музыкальный народный инструмент домбра, казахская юрта, Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, наскальные мечети Мангистау и монумент Байтерек. Остановимся на некоторых из них. Группа уч-ся представит кратко об этих уникальных памятниках.«Золотой человек»В 1969 году в ходе раскопок кургана близ Алматы были найдены останки сакского воина в золотом камзоле, украшенном фигурами зверей. Этот человек, являвшийся потомком видного сакского предводителя, предположительно жил в V — VI веках до н. э. и умер в возрасте 18 лет. В его могиле обнаружено более 4000 изделий, выполненных из листового золота, а также серебряная чаша с 26 письменными знаками. Местонахождение «Золотого человека» не афишируется, а копия находки экспонируется в Государственном музее золота и драгоценных металлов в г. Астана. «Золотой человек» стал одним из национальных символов Казахстана. Вопрос: Мавзолей Ходжи Ахмеда ЯсавиНа юге Казахстана, в городе Туркестан находится Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — одна из главных мусульманских святынь региона. Трёхкратное посещение мавзолея приравнивалось к паломничеству в Мекку. Мавзолей возведен в XIV веке Тамерланом на месте погребения поэта и проповедника Ходжа Ахмед Ясави. Мавзолейный комплекс состоит из дворцовых залов, мечетей, библиотеки, жилых и хозяйственных помещений. Этот ансамбль, признанный шедевром зодчества, включён ЮНЕСКО в список Всемирного наследия. Вопрос: Урочище ТамгалыВ 170 км от Алматы, на берегу реки Или находится ущелье Тамгалы, стены которого испещрены наскальными рисунками. 4500 петроглифов изображают сцены охоты и шаманизма, языческих божеств и трёх Будд. Существует легенда о происхождении буддийских рисунков. Она гласит, что в X веке, когда буддисты отправились в поход в Семиречье и остановились на берегу реки Или, произошло землетрясение. На землю попадали большие куски скал, и как в сказке на глазах у героев возник мост. Буддисты расценили случившееся как божественный знак, и на отколовшемся куске скалы высекли три «портрета» Будды. Вопрос: Наскальные мечети Мангистау По преданию, на пустынных просторах полуострова Мангистау жили и были погребены 360 мудрецов, причисленных к лику святых. Здесь сохранилось множество вырубленных в скалах мечетей и подземных некрополей. Вход в некрополь выполнен в виде арки, вблизи которой устроено несколько просторных ниш для захоронения умерших святых. Стены подземных сооружений испещрены надписями о кратковременности жизни. Прием «Известное и неизвестное». У вас на партах лежат листы с текстом о памятниках. Найдите в тексте информацию, которая является известной и ту, которая ранее была вам неизвестна. (П) А сейчас пошепчитесь с соседом и расскажите, что нового или интересного вы узнали из текста? (Г) Работа в группах по заданиям в учебнике:
(ФО) Прием «Поучительный вывод». Из того, что вы узнали на уроке, сделайте вывод, который был бы важен для вашей жизни в будущем. |
||
Итог урока: ФО) Прием «Одноминутное эссе». |