Цель: Создать условия для получения знаний об авторской сказке, овладения умением давать характеристику сказке и вести исследовательскую работу.
Задачи:
- Развивать и совершенствовать умение выразительно читать, анализировать текст.
- Развивать целостное восприятие художественных образов.
- Способствовать развитию речи, логического и творческого мышления, умения определять основную мысль произведения.
- Формировать первичные исследовательские навыки, развивать познавательную активность.
- Воспитывать внимательное отношения друг к другу, чувство сопереживания.
Планируемые результаты:
- Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие доброжелательности, самостоятельности; привитие любви к русской литературе.
- Предметные:
- формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания; умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному, умение пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации.
- Знание видов сказки.
- Умение определять тематику сказки.
Метапредметные:
- Познавательные УУД – расширение и обогащение словаря читателя;
- Коммуникативные УУД – формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение;
- РегулятивныеУУД - умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Ход урока
1. Оргмомент
- Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок
Вы сейчас тихонько сели,
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись раз и два-
Начинаем мы, друзья.
- Надеюсь мы сегодня отлично поработаем на уроке, а начнем с проверки дом. Задания.
- Что было задано на дом? (рассказ наизусть стихотворения «Детство» Суриков)
2. Проверка дом. задания. Наизусть
3 ученика.
- Молодцы, остальных спрошу на след уроке.
3. Новая тема
- Много жанров есть на свете:
Басня, повесть и рассказ,
Но с рождения любят дети
Волшебство и без прикрас.
- Как думаете о чем идет речь? (сказки)
- Сегодня мы побываем в гостях у зимней сказки.
- Вспомните на какие 2 группы делятся сказки? (авторские и народные)
- Из каких частей состоят сказки?
1. Зачин
2. Основная часть
3. Концовка
- Молодцы! Как звучит в сказках зачин? (жили- были)
А концовка какая бывает? (стали жить поживать…)
- А теперь отгадайте загадку:
- Как вы думаете о ком будет сказка? (О Снегурочке)
- Да, сегодня мы познакомимся с новой сказкой.
- Прочитайте название сказки. Какая это сказка авторская или народная? Почему? (есть автор Даль)
- Молодцы!
Владимир Иванович Даль родился 22 ноября 1801года. Со дня его рождения прошло 215лет. Даль был военным хирургом, мореплавателем, знал 6 языков и много путешествовал. Прославился как автор Толкового словаря великого русского языка.
Написал много сказок, одна из которых « Девочка Снегурочка», с которую мы будем читать.
- В этой сказке вам встретятся старорусские слова, прочитайте их, а теперь послушайте, какие объяснения дает толковый словарь.
- А сейчас будьте внимательны, следите я начинаю а кто-то продолжит,
1. Учитель + 8учеников.
- Понравилась вам сказка?
- Докажите, что это сказка.
- Молодцы!
4. Физминутка
5. Работа над восприятием текста
- Назовите героев сказки?
- Какое горе было у стариков?
- Кто предложил взять комочек снега в дом?.
- Как появилась снегурочка? Найди и прочитай с.144
- Были ли рады появлению девочки дед и баба? Прочитать с.145
- А как получилось, что Жучка оказалась в лесу?
- Пришло лето. Кто позвал Снегурочку В лес за ягодами?
- Что произошло в лесу?
- Что сделала Снегурочка? (влезла на дерево)
- Кого встретила Снегурочка в лесу? (медведь. Волк. Лиса)
- Как вы думаете почему Снегурочка не пошла домой с медведем, волком, лисой?
- И в нашей жизни случается так. Когда дети поддаются на уговоры незнакомых людей. Уходят с ними и может случится беда. Ни в коем случае этого нельзя делать, всегда надо думать. Прежде чем что-то делать.
- Кто пришел на помощь Снегурочке?
- Что сделали дед и баба когда Снегурочка с Жучкой пришли домой?
- Как закончилась сказка? (Счастливо)
6. Чтение по ролям
- А что значит выразительное чтение?
- Напомните героев сказки.(8 учеников.)
Итог урока. Вывод по сказке.
- Многие сказки заканчиваются словами:
Сказка ложь, да в ней намек-
Добрым молодцам урок
- Какой урок получили сегодня Вы? Чему учит сказка?
(Надо помогать тем, кто оказался в беде, не доверять чужим незнакомым людям, не выгонять из дома животных. Прежде, чем что-то сделать надо подумать. Стараться быть добрыми и разумными. Вот как вы у меня.)
- Много интересных и поучительных сказок написал В.И.Даль, я советую почитать их взяв в библиотеке.
- Молодцы, ребята. Хорошо работали, я довольна вами. А вам понравился урок?
7. Домашнее задание
С.144-151, прочитать, нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку.