Чтение - это тяжелый труд, и большая задача учителя сделать его более производительным. Исследователи считают, что из 200 факторов наиболее сильное влияние на успеваемость ученика влияет техника чтения.
Скорость чтения существенно влияет на качество запоминания материала - чем она выше, тем легче восприятие прочитанного. Установлено, что скорость чтения зависит от объема слуховых и зрительных восприятий ребенка.
Объем слуховых восприятий - это количество слов, запоминаемых школьником с одного прочтения вслух. Объем зрительных восприятий- понятие более сложное. Скорость чтения, техника чтения, зависят от многих факторов, заложенных в психических особенностях ребенка, которые мешают ему освоить оптимальное чтение:
- неправильное дыхание при чтении,
- плохая артикуляция, плохая память,
- неразвитое поле зрения, неразвитая антиципация (чтение по догадке),
- неумение переключаться с одного вида деятельности на другой,
- невысокий интеллект,
- отсутствие эффективной словарной работы на уроке перед чтением текста,
- отсутствие культуры чтения в семье.
В начальных классах овладение навыками скорочтения происходит легче и эффективнее. Вот почему особое внимание следует уделить методике обучения чтению в начальных классах. Педагогам необходимо овладеть комплексом упражнений, изготовить специальные таблицы-тренажеры, которые помогут в развитии навыка оптимального чтения ученика.
I. Постановка дыхания-важное условия чтения
1) упражнения по системе Стрельниковой.
Элементы дыхательной гимнастики
2) Ритмические упражнения вдох-выдох (дольше вдыхать) через рот, через нос.
3) Чтение на одном дыхании как можно большего количества слов:
А) Четверостиший,
Б) Скороговорок.
4) Длительное произношение определенного звука (на вдохе или выдохе): с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с, кто сколько выдержит на одном вдохе или выдохе.
5) Чтение смыслового блока из двух-трех предложений. Подходят стихи Чуковского, Маршака, Михалкова
6) Занятия по тренажеру букв (см. далее):
- Прочитать столбик или строчку на одном вдохе или выдохе,
- Прочитать с забором дыхания,
- Прочитать столбик или строчку на время.
II. Развитие артикуляции, тренировка речевого аппарата
1) Упражнения для губ:
А) удерживание губ в улыбке,
Б) вытягивание в трубочку,
В) чередование положения губ - в улыбке и трубочкой,
Г) вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик.
2) Упражнения для языка:
А) чередование положений языка: широкий-узкий,
Б) подъем языка на верхние зуб,
В) чередование движений языка: вверх-вниз,
Г) Вкусное варенье.
Ход выполнения упражнения: слегка приоткрыть рот, и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Д) Грибок,
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.
Е) Гармошка,
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, «присосать» язык к нёбу (смотри упражнение «Гриб» на с. 34). Не отпуская язык, сильно опустить нижнюю челюсть, закрыть рот и опять широко открыть, не меняя положения языка. Повторить 4-5 раз.
З) Качели,
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» — опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» — поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз.
И) Маляр,
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно, под счёт до восьми.
К) Лошадка,
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.
Л) Индюк,
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперёд-назад, произнося: была-была-была…
и пр.
IV. Упражнения для отработки произношения гласных звуков (по ленте букв, специальным таблицам тренажерам)
а-У И-ы Э-А И-О
А-О ы_И А-Е О-И
и другие
-асуыиэое-
-еоэиыуса-
1) Как надо произносить гласный звук?
2) Чтение гласный звуков только губами (отработка положения губ), без голоса.
3) Определить по губам, какой гласный звук произносится.
4) Произнести шепотом.
5) Голосом, четко работая губами.
6) Пение звукоряда, неотрывное произношение с перерастания звуков из одного в другой.
V. Упражнения для отработки произношения согласных звуков по ленте букв, по таблицам-тренажерам
1) В чем отличие произношения согласного звука от гласного?
2) произношение типично «трудных» для детей звуков.
/р/-/л/, /с/-/ш/-/ч/ и других.
3) систематические упражнения с тренажером (классным общим и индивидуальными малыми) - таблица в виде 15 столбиков и 12 строчек согласных букв. Шрифт может быть как печатный, так и письменный.
4) Наращивание. Стечение согласных.
ре ра
тре тра
стре
здра
встре
5) Чистоговорки. (На определенный согласный). Для развития четкости произношения.
6) Скороговорки. (Для развития четкости произношения)
1-2 класс (написана на доске).
А) четко читает учитель
Б) все-хором, медленно
В) вместе, быстрее
Г) заучивание
Д) говорит один, в темпе
Д) произнести скороговоркой (индивидуально)
VI. Постановка пауз, логических ударений, соблюдение интонаций
Основой выразительного чтения детей является понимание смысла читаемого текста. С каждым этапом овладения техникой чтения выразительность должна подниматься на определённую ступень, поэтому важно соблюдать последовательность и способы действий при обучении:
1) зрительные диктанты.
2) словарные (зрительные, слуховые, картинные) диктанты.
3) упражнение «фотоглаз». На прозрачной пленке написаны (сфотографированы) столбцы четырех-, пяти-, шестибуквенных слов, которые показывались по одному; время предъявления каждого слова фиксировалось: 1,0; 0,75; 0,5; 0,25 секунды. Дети считывают слова с экрана молча. Для контроля после каждого десятка слов учитель спрашивает, было ли предъявлено такое-то слово. При этом названное слово в данном десятке могло и отсутствовать. В упражнение «Фотоглаз» позже включается наряду со словами, состоящими из шести букв, словосочетание из двух-трех слов, состоящее из семи-девяти букв, считая также пробел между словами.
4) упражнения «впаре» с товарищем. Чтение с установкой ответить на пересказ, на вопросы товарищей, на разные виды пересказа (кратко, подробно, выделить главную мысль).
5) учитель зачитывает набор пронумерованных фраз (вопросов). Ученики записывают номера фраз, а напротив отмечают знаком соответствие фразы содержанию данного текста.
6) игра «мнимое слово». В некоторых фразах текста произвольно заменяются отдельные слова (синонимами, антонимами) или они пропускаются. Ученики исправляют искажения, по памяти восстанавливают пропуск.
VII. Развитие антиципации (догадки)
Чтение по догадке способствует ускорению чтения, углублению восприятия содержания. Задача: восстановить возможные буквы, слова, предложения на основе комбинаций.
В начальных классах дети овладевают вводным курсом динамического чтения, где укрепляется память, улучшается работа зрительного аппарата, активизируется мыслительная деятельность. Основная же нагрузка по обучению динамическому чтению переносится в среднее и старшее звено.