Дифференцированное обучение школьников 3–6-х классов на уроках физической культуры

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


В Федеральном государственном образовательном стандарте отмечается, что «важным требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм».

Следовательно, ФГОС определяет одно из направлений обучения физической культуре в 3–6 классах.

В школу дети приходят с разным уровнем физической подготовленности, состоянием здоровья, отношением к физической культуре. А потому перед учителем встает ряд проблем:

- обеспечить дифференцированный подход к обучению;

- построить процесс обучения так, чтобы все учащиеся выполнили требования государственного образовательного стандарта;

- оценить учащихся разного уровня развития.

В своей практике учителя физической культуры для распределения учащихся на группы используют такой критерий, как уровень физической подготовленности (результаты учащихся переводятся в очки). Но:

- нет четких критериев отбора в группу;

- не определены продолжительность нахождения учащихся в группах;

- система отметок не является дифференцированной.

Работа на результат в конце учебного года снижает сознательность и активность учащихся на уроках физической культуры.

Таким образом, необходимость разрешения указанных выше проблем, побудили меня обратиться к дифференцированному обучению.

Актуальность опыта заключается:

- в необходимости повышения эффективности учебного процесса по физической культуре;

- в разработке дифференцированного обучения двигательным действиям и развитию физических качеств;

- в учете индивидуальных особенностей учащихся;

- в разработке критериев отметки, учащихся с учетом дифференцированного образования;

Содержание дифференцированного образования разработано для разделов «Легкая атлетика» и «Гимнастика», где предусматривается различная методика обучения для групп с разным уровнем физической подготовленности и темпом обучения. Известно, что учащиеся с высоким уровнем физической подготовленности осваивают учебный материал на 2-3 урока раньше, чем учащиеся среднего и низкого уровня физического развития.
Дифференцированное образование осуществляется с учетом психолого- педагогических особенностей учащихся 3–6 классов. Для определения уровня физической подготовленности учащихся и деления на группы используется перцентильная шкала (см. Комплексную программу В.И.Ляха). Целесообразно взять 1–2 ведущих физических качества раздела программы. Для раздела программы «Легкая атлетика»: бег 30м, прыжок в длину с места. Для раздела «Гимнастика»: прыжок в длину с места, гибкость, подтягивание, челночный бег 3х10м. В зависимости от результатов, показанных в начале сентября, учащиеся делятся на две группы: 1 – с высоким уровнем физической подготовленности и 2 – со средним и низким уровнем физической подготовленности.

Обучение двигательным действиям проводится целостным методом с последующим выделением деталей техники. При дифференцированном обучении выбраны наиболее эффективные методы обучения. Для сильных делаю акцент на совершенствование упражнений и обучение более сложным упражнениям, а для слабых – на отработку базовых упражнений.  На уроках гимнастики ученики с высоким уровнем подготовки занимаются парами (один выполняет упражнение, другой страхует). Комбинации упражнений составляются не только для мальчиков и девочек, но для сильных учеников предусматриваются упражнения с усложнениями (см. приложение №1).

В основной части урока эффективным является групповой метод работы. Но в зависимости от этапа обучения двигательному действию, организация учащихся может быть различной. На этапе ознакомления с новым учебным материалом занятия провожу со всем классом. Все группы выполняют упражнения, показанные учителем. На этапе освоения и закрепления нового материала, рационально давать упражнения каждой учебной группе. На этапе совершенствования двигательного действия, слабо подготовленные ученики могут продолжать работу второго этапа, но несколько усложненную. Работают в стандартных условиях. Ученики с высоким уровнем физической подготовки выполняют упражнения в соревновательных условиях, добавляют в зачетные комбинации упражнений свои элементы (приложение №2). Применяется метод обучения с использованием учебных карточек (см. приложение №1). Примерные комбинации выполняются фронтально поперек гимнастической дорожки. В опорном прыжке сильные дети могут изменить высоту снаряда.

В заключительной части каждого урока провожу индивидуальную работу с учениками, у которых упражнение получается с ошибками.  Разбираются и корректируются ошибки. Такая же работа и с сильными учениками.

Методика дифференцированного развития физических качеств предполагает создание уровневого материала для групп различной физической подготовленности (высокий, средний, низкий). Групповой метод организации школьников при развитии физических качеств является основным. Индивидуализация используется при дозировании нагрузки, которая зависит от результатов тестов. Каждый ученик выполняет свой объем работы. Состав группы постоянен при изучении определенного раздела программы. Например, при изучении раздела «Гимнастика», состав группы один, при изучении раздела «Легкая атлетика» состав группы может быть другим. Для развития физических качеств использую круговую тренировку. Выполняется 2–4 круга.

Для учеников 5-6 классов применяю 4 варианта сочетаний упражнений.

  • 1 вариант: приседания на двух ногах, выпады вперед, лазанье по гимнастической стенке, броски набивного мяча весом 1кг.
  • 2 вариант: выпрыгивание вверх из глубокого приседа, отжимания, прыжки со скакалкой, приседания с баскетбольным мячом, наклоны вперед стоя на гимнастической скамейке.
  • 3 вариант: спрыгивание с высоты (горки матов), броски набивного мяча в парах, прыжки со скакалкой, подтягивание.
  • 4 вариант: ходьба в низком приседе, выпрыгивание вверх из глубокого приседа, подтягивание, наклоны стоя на гимнастической скамейке.

Для учеников 3-4 классов такие упражнения круговой тренировки. Выполняется 2-3 круга.

  • 1 вариант: поднимание туловища из положения лежа на спине, пролезть на скамейке, подтягиваясь руками, приседания, отжимания, прыжки со скакалкой.
  • 2 вариант: поднимание и опускание туловища сидя на скамейке, приседание с мячом в руках, выпады вперед, подтягивание, прыжки из низкого приседа.
  • 3 вариант: спрыгивание с горки матов, ходьба по бревну, отжимания, лазанье по гимнастической стенке, кувырки вперед, прыжки из приседа.
  • 4 вариант: упражнение на пресс, броски мяча из положения сидя в парах, приседание с баскетбольным мячом, прыжки со скакалкой, подтягивание.

В подготовительной части урока для слабых учащихся снижается нагрузка, поэтому уменьшается время выполнения заданий, интенсивность.

В основной части урока, при проведении игр, эстафет, таким ученикам чаще делают замены в игре, дают паузы отдыха. Занятия по физической культуре с учащимися специальной и подготовительной групп, проводятся по желанию учащихся и заключению врача вместе со всем классом, но с учетом дифференцированной нагрузки под наблюдением учителя. Они судят игры, соревнования, оценивают технику выполнения двигательных действий, выполняют упражнения, рекомендованные врачом.

Важное значение в учебном процессе имеет применение диагностической карты для оценки индивидуального и группового развития, самостоятельности и самоконтроля. Диагностическая карта помогает ученикам отслеживать усвоение содержания предмета, осуществлять коррекцию результатов учебной деятельности, ставить цель, искать самостоятельно пути достижения. Диагностическую карту ведет учитель, что позволяет следить за динамикой результатов каждого ученика и класса в целом. Пример диагностической карты (см. приложение №4).

Дифференцированная оценка различных сторон физической подготовленности учащихся 3–6 классов.

Физическая подготовленность учащихся, их физическое состояние определяют здоровье. В качестве контрольных взяла упражнения, характеризующие уровень развития базовых качеств: скоростно-силовых, силовых, координационных, выносливости, скоростных (прыжок в длину с места, подтягивание, бег 3х10м, бег 30м).

При дифференцированном обучении применяю предварительный, текущий, итоговый контроль. Была разработана следующая система оценок:

  • текущий контроль – оценки на уроке (оценивается техническая подготовленность).
  • этапный контроль – оценки за четверть, полугодие, год.

Критерии оценки технической подготовленности разработаны с учетом двигательной деятельности (таблица №1).

Таблица №1

О - Для групп средних и слабых учащихся

О - Для групп, сильных учащихся

5 упр-е выполнено правильно в cтандартных условиях

5 упр-е выполнено правильно в соревновательных условиях

4 упр – е выполнено в облегченных условиях

4 упр-е выполнено в стандартных условиях

3 упр-е выполнено с одной ошибкой, ведущей к искажению техники

3 упр-е выполнено с одной ошибкой, ведущей к искажению техники

2 упр-е выполнено с существенными искажениями техники

2 упр-е выполнено с существенными искажениями техники

1 упр-е не выполнено

1 упр-е не выполнено

Таким образом, при дифференцированном подходе вместо традиционных критериев: «точно», «легко», уверенно», оговариваются условия выполнения: соревновательные стандартные, облегченные. Учащиеся соревнуются на уроке в группах.

В целях успешного решения вопросов физической подготовленности учащихся предусматривается индивидуальный подход к выполнению требований учебных нормативов. Здесь возможны различные варианты оценивания учащихся:

а) с учетом прироста двигательной подготовленности каждого учащегося. Целесообразно считать прирост, выбирая 1-2 ведущих физических качества раздела программы;

б) по абсолютным показателям с помощью оценочной таблицы, определяющей стандарт физической подготовленности.

Таким образом, учитывается объективность результата и его прирост. Это формирует положительное отношение школьников к выполнению заданий. Все отметки аргументируются.

Формирование знаний и умений самостоятельно выполнять физические упражнения.

Теоретические сведения о технике выполнения двигательных действий, характерных ошибках при выполнении упражнений и методике их исправления, правилах соревнований по различным видам легкой атлетики, гимнастики и играм учитель сообщает в ходе проведения уроков параллельно с обучением необходимым двигательным действиям. Учитель заранее планирует, в какой части занятия и между какими упражнениями будут сообщаться новые сведения. Знания учащиеся должны накапливать и закреплять от урока к уроку. При дифференцированном обучении школьникам предлагаются задания разные по сложности, содержанию, объему. Это могут быть небольшие сообщения, развернутые доклады, проектная деятельность (презентации), составление комплексов разминки.

Важное значение в обучении школьников на моих уроках имеет метод проектов. Темы проектов представлены в приложении № 3.

Проектная деятельность, позволяет обеспечивать дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития. Проектная деятельность формирует все группы универсальных учебных действий.

Проекты по физической культуре в рамках изучения программы 3–6 классов могут быть рамках серии уроков, а могут быть среднесрочными (в течение четверти). Темы проектов разнообразны. Особый интерес вызывает олимпийская тематика. Учащиеся выполняют проекты индивидуальные и коллективные. Школьники специальной и подготовительной групп выбирают темы проектов, связанные с восстановлением физических функций организма: «Физкультурная пауза», «Здоровье и здоровый образ жизни», «Гимнастика для глаз Э.С.Аветисова», «Зрение», «Комплексы упражнений, направленные на сохранение зрения», «Гимнастика для позвоночника П.Попова», «Комплексы упражнений дыхательной гимнастики Стрельниковой».

Защита проектов проходит в форме презентаций, докладов.

Результаты анкетирования показали, что в ходе работы над проектами ребята получили необходимые знания о данных практиках, научились проводить, а значит смогут использовать изученное в повседневной жизни.

Важно, чтобы в процессе обучения осуществлялся систематический контроль и коррекция за освоением учащимися теоретического материала. Контролируя знания, учитель не только получает полное представление о подготовленности учащихся, но и добивается осмысленного выполнения двигательных действий, развития тех или иных физических качеств.

Наиболее распространённым в процессе обучения является текущий опрос в конце урока. Ученикам задают вопросы о технике выполнения двигательных действий и коррекции индивидуальных ошибок. Оценивается также умение составить и провести комплекс упражнений разминки с группой учащихся. В конце каждой четверти весь класс проверяется на знание теоретического материала программы. С этой целью разработала тестовые задания для 3–6 классов (см. приложение №5). Анкета для учащихся.

Выводы:

  1. Критерии оценки технической подготовленности в разделе «Гимнастика, «Легкая атлетика» разработаны с учетом особенностей двигательной деятельности, т.е. вместо традиционных критериев: «точно», «легко», «уверенно» оговариваются условия выполнения: соревновательные, стандартные, облегченные. Так моделируется деятельность с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
  2. Использование критериев оценки для групп различной подготовленности позволяет назвать оценку дифференцированной.
  3. Организация уроков с учетом группы подготовленности позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ученика и назвать организацию учащихся на уроке физической культуры, дифференцированной.
  4. Организация учеников на уроке с учетом группы здоровья в зависимости от части урока (вводная, основная, заключительная) позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, давать индивидуальную нагрузку, определять содержание образовательного процесса с учетом уровня развития школьников.
  5. Дифференцированный подход обучения позволяет мотивировать учеников на достижение личностного результата, позволяет каждому ребенку ставить цели, искать пути реализации, осуществлять коррекцию. Позволяет формировать сознательность и активность учащихся на уроке, заниматься укреплением своего здоровья и во внеурочное время.

Результативность.

С целью обоснования эффективности применения дифференцированного подхода к обучению учащихся была проведена экспериментальная работа. Результаты учеников сравнивались с результатами параллельного класса, в котором обучение проходило без дифференцированного подхода. По результатам тестирования в сентябре в-третьих классах, можно сделать вывод, что все ученики контрольного и экспериментального класса имеют примерно одинаковый уровень физической подготовки.

На «4 и 5» выполнили нормативы в прыжках в длину с места 54%, в беге на 30м – 54%, в подтягивании – 21%, в челночном беге 3х10м – 42% учеников контрольного класса. В экспериментальном классе – в прыжках в длину с места – 54%, в беге на 30м – 54%, в подтягивании – 21%, в челночном беге 3х10м – 42%.

В конце учебного года ученики контрольного класса уступали по всем показателям ученикам экспериментального класса. В прыжках в длину с места 62%, в беге на 30м -58%, в подтягивании -37%, в челночном беге 3х10м – 66% учеников контрольного класса выполнили нормативы на «4 и 5». В прыжках в длину с места – 79%, в беге на 30м – 83%, в подтягивании – 62%, в челночном беге 3х10м – 92%. Такая же динамика продолжалась и в последующие годы.

В конце 6 класса ученики контрольного класса выполнили нормативы на «4 и 5» в прыжках в длину с места – 66%, в беге на30м – 75%, в подтягивании – 70%, в челночном беге 3х10м - 66%. В экспериментальном классе в прыжка в длину с места выполнили нормативы на «4 и 5» - 92%, в беге на 30м – 96%, в подтягивании – 95%, в челночном беге 3х10м – 95%.

Таким образом, по результатам эксперимента можно сделать вывод, что ученики которые обучались с учетом дифференцированного подхода, показали более высокие результаты.

Разработанная система оценки позволяет отследить рост личностных результатов деятельности школьников с учетом выполнения государственного стандарта. А отражение результатов, в диагностической карте учителя (приложение №4), показывает динамику развития каждого ученика, и класса в целом в течении учебного года.

Сложившаяся система работы дает высокие результаты. Прежде всего, это проявляется в успеваемости учащихся. Успеваемость определяется уровнем выполнения учебных нормативов, прочностью освоения техникой упражнений, полнотой приобретенных знаний, уровнем развития учащихся. Средний балл по предмету на протяжении последних 5 лет – 4,8 - 4,9 при 100% успеваемости.

Учащиеся школы являются победителями и призерами на городских, областных и республиканских соревнований по легкой атлетике, ориентированию, акробатике, футболу (2018г. – 3 место на первенстве РФ по акробатике, 2016-2019гг. – 1 место на первенстве области по легкой атлетике, ориентированию). Становятся призерами 2 этапа Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре (2016г. - 1 человек). Анкетирование показывает, что для 97 % учащихся, физическая культура является одним из самых любимых предметов в школе.