Урок истории в 6-м классе по теме "Культура Руси"

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии

Класс: 6

Ключевые слова: Икона, история, былины, устное народное творчество, береста, миниатюра, зодчество, мозаика, фреска, летопись, культура Руси


ЦЕЛИ УРОКА:

  • Познакомить учащихся с культурой Древней Руси;
  • Выявить признаки византийского влияния; выяснить роль принятия христианства в процессе развития культуры.
  • Формировать навыки самостоятельной работы с текстом учебника, соотносить факты, сравнивать и описывать архитектурные памятники, соотносить тексты исторических источников с событиями, делать выводы.
  • Воспитывать интерес к истории и культуре своей страны.

ОБОРУДОВАНИЕ И УМК: учебник “История России с древнейших времён до конца XVI века” А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной для 6 класса, рабочая тетрадь к учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной, проектор, компьютер, презентация “Культура Древней Руси”.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: былины, культура, миниатюра, береста, зодчество, мозаика, фреска, икона, летопись, крестово-купольный храм, глаголица, кириллица, буквица.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. Особенности культуры Древней Руси.
  2. Устное народное творчество.
  3. Письменность и грамотность.
  4. Литература.
  5. Зодчество
  6. Изобразительное искусство.
  7. Закрепление материала.

ХОД УРОКА

Она богата, животворна,
Духовностью пропитана насквозь,
Как русская душа она бездонна,
Понять её нельзя пытаться вскользь.
От чувства совести она неотделима,
Славянской веры, ценностей её,
Она как воздух нам необходима,
Как благодатное целебное питьё.
Она щедра и многолика,
Разнообразна, как природная краса,
Талантами и мудростью велика,
И необъятна словно небеса.
Её всечеловечность помогает
Объединять народы матушки-земли,
А искренность сердца их согревает,
Как днём весенним в небе журавли.
Она богата, животворна,
Духовностью пропитана насквозь,
Как русская душа она бездонна...
С ней никогда не буду жить я врозь.
Леонид Зеленский

1. Изучение нового материала начинается с анализа темы урока (тему записать в тетради)

Презентация

- Что такое культура? (учащиеся дают ответы, учитель подводит итог – слайд 3. Культура – это достижения людей в духовной и материальной жизни. Духовная культура – это наука, искусство, просвещение. Материальная культура – это орудия труда, жилища, одежда).

- Какой период охватывает история Древней Руси? (учащиеся дают свои ответы, учитель подводит итог – слайд 1. Древняя Русь – 9 – первая треть 12 в.).

- Сформулируйте цель урока, исходя из анализа темы (Цель урока – познакомиться с достижениями Древней Руси в духовной и материальной жизни). Для этого мы рассмотрим устное народное творчество, письменность, литературу, зодчество, изобразительное искусство этого периода.

2. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Культура тесно связана с развитием общества: она формируется под влиянием общественных условий и отражает действительность. Поэтому на каждом этапе исторического развития государства и общества культура характеризуется особенными чертами. Определите самостоятельно, в чём особенности древнерусской культуры? Задание для самостоятельной работы – слайд 4: После выполнения задания – проверка (слайд 4, клики).

Какой вывод можно сделать после выполнения этого задания? (Древнерусская культура формировалась на основе наследия восточных славян. Кроме того, она испытала серьёзное влияние византийских культурных традиций). Учитель добавляет, что влияние оказали и другие соседи - хазары, печенеги, финно-угорские племена, но при этом наша культура сохраняла самобытность, неповторимость. В этом и заключаются особенности древнерусской культуры.

3. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Рассмотрим устное народное творчество наших предков. На уроках литературы вы уже знакомились с ним. Что относится к этому виду творчества? (Ответы учащихся, после них – клик). Сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни, былины. Былины - героические песни, рассказывающие о подвигах воинов-богатырей.

Назовите былинных героев (ответы учащихся). У восточных славян самыми сильными богатырями были Святогор, Волх, Михайло Потык.

- Прочтите строки и ответьте, в чём главная идея русских былин, смысл богатырского служения:

Вы постойте-тко за веру, за отечество,
Вы постойте-тко за славный стольный Киев-град.

(Ответы учащихся)

Своеобразие русских былин

  • Основная идея былин – защита русской земли от врагов.
  • Освобождение своей земли.
  • Отсутствует тема борьбы за славу и богатство. (Записать в тетрадь)

Сравните с идеями западноевропейского рыцарского эпоса (для рыцарского эпоса характерны идеи завоевания, обогащения, крещения иноверцев).

4. ПИСЬМЕННОСТЬ И ГРАМОТНОСТЬ

Вместе с крещением из Византии и Болгарии стали приезжать церковные деятели и переводчики, на Русь пришла письменность. Славянская письменность имела две азбуки: глаголицу и кириллицу. Название глаголица происходит от слова глаголати - говорить. Вторая азбука была названа кириллицей по имени одного из братьев Кирилла и Мефодия - славянских просветителей, живших в IX веке на территории нынешней Болгарии, составителей первого славянского алфавита (рассмотреть рисунки на слайде, буквы кириллицы и их названия). Со временем стали открываться школы при монастырях и храмах, была создана первая на Руси библиотека (клик). В 1037 году в нижнем пределе Софийского собора в Киеве Ярослав Мудрый заложил на хранение книги. Так была основана первая государственная библиотека.

Первые книги были рукописными (слайд ). Рукописные книги – это произведения искусства, так красиво, мастерски они оформлены: яркие разноцветные буквицы (заглавные буквы в начале абзаца), коричневые столбцы текста на розовато-желтом пергаменте. (Клик): Буквица украшалась, её начертание передавало определенный смысл. В буквицах можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры солнца и сердца. (Клик): Миниатюра иллюстрировала текст. В мельчайший порошок растирались изумруды и рубины, из них приготовлялись краски, которые до сих пор не смываются и не тускнеют.
Такие книги были очень дорогими, их владельцами были только богатые люди. Но грамотных людей на Руси было много. Почему? Найдите ответ сами: пункт 3 “Письменность и грамотность”.

Ответы учащихся: грамоте обучали и девочек после основания женского монастыря в Киеве и школы при нём, для письма использовали дешёвый материал – бересту, кору берёзы. Возврат к схеме (слайд 2) – клик по стрелке в правом нижнем углу.

5. ЛИТЕРАТУРА

Вместе с крещением на Русь пришла письменность, и наряду с устными произведениями стали создаваться письменные. Кто же их создавал? (клик по гиперссылке “Литература”)

отрывок из стихотворения Н.Кончаловской:

В монастырской келье узкой,
В четырёх глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.

Вы, наверное, догадались, о ком идёт речь? (Учащиеся уже знают о Несторе, поэтому называют его имя, клик) Нестор – монах Киево-Печерского монастыря, летописец. В работе над главным трудом своей жизни – “Повестью временных лет” – Нестор использовал официальные византийские хроники, народные предания, тексты актов великих князей. “Повесть временных (т.е. прошедших) лет” охватывает период правления семи великих князей, почти два с половиной столетия (850-1110 гг.).

События из истории Древней Руси, которые мы изучали, были записаны и переданы нам монахом Нестором. Давайте прочтём отрывки из “Повести временных лет” и вспомним сами эти события и их даты. (Далее по клику переходим на слайд с текстом летописи – таких слайда три – и по клику появляется название события и дата).

“Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, славян, мерю, весь, кривичей... И пришли они к горам Киевским, и узнал Олег, что правят здесь Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам подошёл к горам, неся ребёнка Игоря. ...и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что де “Мы купцы, идём к грекам от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим”. Когда же Аскольд и Дир пришли, все спрятанные воины выскочили из ладей... И убили Аскольда и Дира...” (Объединение Киева и Новгорода Олегом. в 882 г. Образование Древнерусского государства)

“Неправо говорят волхвы, но всё то ложь: конь умер, а я жив”. И приказал оседлать себе коня: “Да увижу кости его”. И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: “От этого ли черепа смерть мне принять?” И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея и ужалила его в ногу. И от этого разболелся и умер он... И было всех лет княжения его тридцать три”. (Смерть Олега Вещего. 912 г.)

“Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные... И, притащив, кинули его в Днепр. Затем послал Владимир по всему городу со словами: “Если не придёт кто завтра на реку – будь то ботатый или бедный, или нищий, или раб – да будет мне враг”. На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь...” (Крещение киевлян. 988 г.)

“Взяв дань, пошёл он в свой город. Когда же шёл он назад, поразмыслив, сказал своей дружине: “Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю ещё”. И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идёт снова, держали совет с князем своим Малом: “Если повадится волк к овцам, то выносит всё стадо, пока не убьют его. Так и этот: если не убьем его, то нас всех погубит”... И древляне, выйдя из города Искоростеня против [ ...] , убили [ ...] и дружину его...” (Убийство князя Игоря во время полюдья древлянами. 945 г.)

Кроме летописей первыми литературными произведениями стали жития – описания жизни людей, причисленных к лику святых, а также слово – “Слово о законе и благодати” первого киевского митрополита Иллариона. Подробнее о них прочтёте дома, а в рабочем листе запишите: Жанры древнерусской литературы:

  • Летопись (“Повесть временных лет”, автор монах Нестор).
  • Житие (Житие Бориса и Глеба, автор монах Нестор).
  • Слово (“Слово о законе и благодати”, митрополит Илларион).

Возврат к схеме (слайд 4) – клик по стрелке в правом нижнем углу.

6. ЗОДЧЕСТВО

- Что такое зодчество? (искусство строительства и украшения зданий, сооружений)

- Из чего строили на Руси избы, терема, крепости? (из дерева)

Клик по гиперссылке “Зодчество”.

Задание. Рассмотрите рисунки и определите особенности русского деревянного зодчества (учащиеся называют особенности, характерные черты, после ответов – клик)

Характерные черты русского деревянного зодчества.

  • Многоярусность строений.
  • Наличие разнообразных пристроек.
  • Увенчание построек теремами и башенками.
  • Художественная резьба по дереву. (записать в тетрадь)

После крещения на Русь приходит каменное строительство. Самая ранняя из известных построек Киева – церковь Богородицы или Десятинная. Рассмотрите картину в учебнике (“Закладка Владимиром Десятинной церкви в Киеве”. Художник В.Верещагин). На её сооружение князь отдал десятую часть княжеских доходов, отсюда и название. Построена церковь была византийскими мастерами в 989-996 гг., разрушена во время осады Киева монголами.

На Руси строятся крестово-купольные храмы (учитель показывает на рисунке слайда, объясняя такое название).

Как вы знаете, большое внимание строительству храмов уделял Ярослав Мудрый (клик). Софийский собор в Киеве – главный храм христиан Киевской Руси – заложен в 1037 г. при Ярославе Мудром. Это 13-главый крестово-купольный храм из кирпича-плинфы, в соответствии с византийскими архитектурными традициями, построен на месте разгрома печенегов.

(Клик) Софийский собор в Новгороде построен в 1045-1050 гг. при князе Владимире Ярославиче (сыне Ярослава Мудрого). Это 5-главый собор из крупного камня. План Новгородской Софии схож с планом Киевской, но Новгородская София отличается не только количеством куполов.

Задание. Сравните изображённые храмы и определите особенности новгородской архитектуры. (Учащиеся отвечают, после этого – клик). Для новгородской архитектуры характерны скупость украшений, строгость и величественность форм.

Возврат к схеме (слайд 4) – клик по стрелке в правом нижнем углу.

7. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Текст на слайде:

О чём идёт речь?

“Берется старая, заготовленная за год известь и смешивается в воде с песком, очищенным от всякого сора; этот цемент намазывают на стену так, чтобы он заполнил все ее неровности. Когда эта первая накладка цемента совершенно высохла, ее поверхность скоблят для удаления твердой коры и затем наносят на стену второй слой цемента толщиною приблизительно в 2 см. После того, как вода до известной степени испарилась из этого слоя, по нем трут гладкою деревянною доскою. На него намазывают третий слой цемента, дают ему толщину не более 1 см. Его также трут и сглаживают доскою. Этот верхний слой можно накладывать не один раз, но последний слой должен быть изготовлен не раньше утра того дня, в который надо писать на нем, последний слой необходимо наводить на стену частями, каждый раз лишь на такое ее пространство, какое художник в состоянии расписать в один день. Приступить к работе живописец может тогда, когда вода из грунта испарилась настолько, что он не блестит от мокроты, но остается сырым”. (Учащиеся отвечают)

Так сложно и долго рисовалась фреска – картина красками по сырой штукатурке (клик). В Софии Киевской - сцены из жизни той эпохи, кулачный бой, скоморохи, сцены охоты. Перед вами – групповой портрет семьи Ярослава Мудрого. Фрески Софии Киевской – единственный памятник светской живописи. Конечно, в храмах фрески изображали библейские сюжеты, святых.
В Софии Киевской были необыкновенной красоты мозаики (клик). Мозаика – рисунок из разноцветных камешков, стекла.

(Клик) Икона – изображение Бога, святых, ангелов или событий Священной истории. Иконопись – искусство изображения святых по строго определённым правилам – канонам.

Сделайте вывод, какие виды искусства были сосредоточены в храме.

8. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Возврат к схеме (слайд 2) – клик по стрелке в правом нижнем углу.

  • О каких сферах культуры Древней Руси вы теперь знаете?
  • Клик по гиперссылке “кроссворд” (учащиеся выполняют в рабочих листах и на интерактивной доске).

Кроссворд

По горизонтали

1. Описание жизни людей, причисленных к лику святых.
2. Героические песни, рассказывающие о подвигах воинов-богатырей.
3. Имя первого русского митрополита, автора « Слова о Законе и Благодати».
4. Рисунки из разноцветных камешков, стекла.

По  вертикали:

5. Описание событий по годам.
6. Изображение Бога, святых, ангелов или событий из священного писания.
7. Название славянской азбуки, созданной в 9 веке.
8. Монах Киево-Печерского монастыря, создатель первой летописи.
9. Картина, написанная красками по сырой штукатурке.

Домашнее задание: параграф 7, п. 1-5 вопросы1-6 задания. Подготовить сообщения по темам «Одежда древних славян», «Жилище древних славян».

Рабочий лист

Раздаточный материал