Цель:
- знакомство учащихся со сказками Д.Мамина-Сибиряка;
- коррекция памяти, речи на основе воспроизведения прочитанного, пересказа;
- воспитывать интерес к чтению, любовь к сказкам.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг писателя, загадки о природе, рисунки.
Ход урока
1. Оргмомент. (проверка готовности к уроку)
2. Речевая разминка
(«Учись отчётливо произносить звуки»)
на – на – на – во дворе растет сосна;
но – но – но – завтра мы пойдем в кино;
ан – ан – ан – собери свой чемодан;
ин – ин – ин – вы ходили в магазин?
3. Работа над эпиграфом: «Верить в сказку – это счастье!»
4. Сообщение темы урока
Рассказ учителя о писателе.
а) Известный русский писатель Д.Мамин-Сибиряк родился в 1852 году на Урале в семье священника. Начальное и среднее образование получил в духовных учебных заведениях, но становиться священником и идти по стопам отца не захотел. Еще в юности он начал писать небольшие рассказы и очерки. Известность приобрел лишь в зрелые годы, создав рассказы о Сибири и Урале. Он писал для взрослых и для детей. Особенно ярко изображал природу. Для детей он написал рассказы и сказки. Часто безрадостные сюжеты писатель скрашивает грустным юмором и трогательным изображением персонажей – людей и животных.
б) Выставка и обзор книг, разменных на стеллаже.
5. Беседа с учащимися по прочитанным сказкам: «Про Комара Комаровича», «Про храброго зайца»
Ответы на вопросы.
- Почему на болоте поднялся переполох?
- Потому что там появился Медведь.
- Как пытался успокоить всех Комар Комарович?
- Пойти и съесть Медведя.
- Как вел себя Медведь?
- Не испугался.
- Каким оказался Комар Комарович?
- Хвастливым.
- Как вел себя Медведь?
- Спокойно, самоуверенно.
- Почему Медведь не хотел уходить с болота?
- Ему было стыдно.
- Кто пришел ему на помощь?
- Лягушка.
6. Чтение отрывка учащимися
7. Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)
8. Анализ сказки «Про храброго зайца»
Ответы на вопросы.
- Чем эта сказка похожа на предыдущую сказку?
- Повествует о природе, о хвастливых животных.
- Чем похожи Комар и Заяц?
- Чем хвастался Заяц?
- Что же произошло?
- Что решили Зайцы?
- Что Заяц напугал Волка.
- Во что стал верить Заяц?
- Что никого не боится.
9. Обобщение ответов учащихся, объяснение пословицы «Погоди хвалиться: как бы тебе не осрамиться»
Учитель. Какие качества осуждает писатель? Какая мысль объединяет сказки и пословицу?
- Хвастовство, зазнайство
10. Работа с рисунками
Учащиеся рассказывают какие эпизоды они изобразили на своих рисунках.
11. Отгадывание загадок
У учащихся в руках ромашки, на каждом лепестке – загадка.
Утащили злые птицы
Кроху-братца у сестрицы,
Но сестричка, хоть мала
Все же малыша спасла.
Что за птицы в сказке были
И кому они служили?
(Гуси лебеди и баба Яга)Колотил да колотил по тарелке носом -
Ничего не проглотил
И остался с носом.
(Лиса и журавль)Нос не в свои дела суют,
Носами перед сном клюют,
Зато один веселый нос
Папаша Карло нам принес.
(Буратино)Ах ты Петя-простота,
Сплоховал немножко,
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
(Петушок золотой гребешок)По тропе шагая бодро,
Сами воду носят ведра.
(По щучьему веленью)Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца!..
(Сестрица Аленушка и братец Иванушка)Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!…
(Снегурочка)Он моторчиком жужжит
И над улицей кружит.
Он летит всё выше, выше,
У него есть дом на крыше.
(Карлсон)Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов.
(Теремок)И мама лук, и папа лук,
Редиска - самый лучший друг.
А помидор немало слёз
Пролил из-за его волос.
(Чипполино)Мальчик луковый - герой
Детской сказки небольшой.
Ты подумай не спеша,
Вспомни имя малыша.
(Чипполино)
12. Итог урока
Какое настроение преобладает в сказках?
(Выстроить ответ: веселье, уверенность, страх, тревога, торжество победы)
13. Рефлексия урока
- Мне больше всего понравилось……
- Я могу похвалить себя за……..
- На мой взгляд, не удалось………
- На будущее я учту……..