Дом, где живут книжки

Разделы: Начальная школа, Организация школьной библиотеки

Класс: 1

Ключевые слова: загадки, экскурсия, школьная библиотека


Первая экскурсия первоклассников в школьную библиотеку

Цель: познакомить первоклассников со школьной библиотекой, с правилами школьной библиотеки; раскрыть детям значение книги в жизни человека; научить юных читателей бережному отношению к учебнику.

Библиотекарь: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня вы пришли в «дом, где живут книжки» – самый волшебный, сказочный кабинет в нашей школе. Здесь живут сказочные, добрые, интересные герои книг.

Во время нашего с вами знакомства вести себя нужно тихо, не шуметь, не разговаривать, так как книги и сказочные герои, которые тут живут любят тишину и если мы будем шуметь они на нас обидятся. Вот так вы должны себя вести всегда, когда будете посещать нас.
Ребята, как же называется этот «книжкин дом»? – (ответ: Библиотека)

Правильно ребята, этот кабинет называется библиотекой, и в нем живут самые интересные книги, красочные журналы и энциклопедии. Слово «библиотека» означает книгохранилище, то есть место, где хранятся книги.

Мультфильм «Как воспитать крокодила» серия «Правила поведения в библиотеке» (3 мин.)

Скажите мне, любите ли вы читать? Вот сейчас с помощью волшебных картинок, я проверю, как вы ребята знаете сказки:

Литературная викторина с сопровождением презентацией. Дети по картинке на экране отгадывают название сказки и называют ее героев.

Библиотекарь: Вы большие молодцы, очень сообразительные!

Итак, ребята наше знакомство со школьной библиотекой продолжается. Библиотека – это не только место, где хранят книги, но и место где выдают книги во временное пользование. Если вы хотите взять книгу домой, то обязательно должны записаться на абонементе и уже потом можете взять книгу домой.

Ребята, ответьте на вопрос: Как называют профессию людей, работающих в библиотеке? (ответ: библиотекарь)

Библиотекарь поможет вам найти нужную книгу, посоветует, что взять, скажет где найти нужные книги о природе, о дружбе, о приключениях, сказки, рассказы, стихи. У каждой книги есть свое место на полке и только библиотекарь знает где она стоит, как ее найти, и куда ее поставить. Библиотекарь, это я, меня зовут Елизавета Анатольевна.

Библиотекарь не может запомнить всех ребят, но хочет знать, кто же стал читателем «книжного города». Поэтому на каждого из вас заводится вот такая книжечка, которая называется книжный формуляр. На первой странице я записываю ваше фамилию, имя, класс, возраст. А на второй и третьей странице записываю книгу, которую вы хотите взять домой почитать. Когда вы сдаете книгу назад, то обязательно должны подойти к абонементу, назвать свою фамилию и класс, показать библиотекарю, что принесли книгу и поставить ее обратно на полку. Книги выдаются домой на 10 дней, а журнал на 3 дня.

А знаете ли вы, юные читатели, что книги иногда болеют? Ответы детей

(Показать испорченные учебники)

Чтобы книги никогда не грустили и не плакали, вы должны соблюдать некоторые правила. Давайте их перечислим:

- Не рисовать, не писать ничего в книгах и учебниках;

- Не вырывать листы, не вырезать картинки;

- Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы;

- Не читать книги во время еды;

- Не класть в книги карандаши и ручки, пользоваться закладкой

- Одеть учебники в обложки!    

Вот – книга. Ты её люби
И книжки с детства береги.
Чистый вид всегда приятен,
Оберегай её от пятен!
Привычку скверную оставь:
Листая, пальцы не слюнявь!
Не читай во время еды!
Не загибай её листы!
Чтобы всё было в порядке,
Для книжки сделай ты закладку.
Запомни: книга – лучший друг,
Но только не для грязных рук.

Библиотекарь: Это очень важные советы. Если их соблюдать, книги будут нашими лучшими друзьями.

Но каждая книга чего-то боится. Как вы думаете, чего? Ответы детей: дождя, воды, огня ...

Игра «Что любит книга»

Обложку – Да!
Жить на книжной полке – Да!
Грязные руки – Нет!
Валятся на полу – Нет!
Закладку – Да!
Дождик и снег – Нет!
Ласку – Да!
Бережное отношение – Да!
Яичницу – Нет!
Чистые руки – Да!

Я очень надеюсь ребята, что вы будете соблюдать эти простые правила и не будете обижать наши учебники и книги. Правда?

На свете есть много разных книг: толстых и тонких, грустных и веселых, ярких, маленьких и больших.

В нашей библиотеке живут очень разные книги:
Короткие и длинные, новые, старинные,
обычные и странные, и даже иностранные.
Серьёзные, учебные, веселые, волшебные,
про море и про лес, с картинками и без.

(Показать самую тонкую и самую толстую книгу в библиотеке, самую маленькую и самую большую, самую старую и новую)

Библиотекарь: Все книги имеют своё название, а также у каждой есть свое определенное место на полке. Когда книга идёт в гости к читателю, к вам, дети, её место на полке никто не занимает, и, вернувшись, она становится на своё место.

Игра: вернуть на свои места книги, которые «заблудились». Дети ставят книги из разных разделов по своим местам, тем самым запоминая где какая книга должна стоять.

Сейчас мы с вами находимся в читальном зале. Здесь мы будем проводить для вас библиотечные уроки. А на перемене вы можете прийти почитать здесь журналы, книги. В читальном зале запрещается бегать, прыгать и кричать. Потому что книги любят тишину!

А теперь отгадайте мои загадки:

1.

Знанья красят человека.
Знаний храм – (библиотека).

2.

Книг хранитель и их лекарь,
книжек друг – (библиотекарь).

3.

Думы и думки, мысли, мыслишки
приходят после прочтения (книжки).

4.

От лени и от безделья
любого спасёт (чтенье).

5.

Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться.
(Книга.)

6.

Лист бумаги по утрам
На квартиру носят к нам.
На одном таком листе
Много разных новостей
(Газета)

7.

Легко читать такой рассказ –
Картинок много, мало фраз.
Он – будто кадры из мультфильма.
Я озадачил вас не сильно? (Комикс)

8.

Эта книга не простая,
По ней я буквы изучаю. (азбука)

9.

На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей. (буквы)

10.

Эта книга в школе пригодится,
Ведь по ней все будем мы учиться. (учебник)

Ух! Какие молодцы! Все мои загадки отгадали!

- Понравилась ли вам сегодняшняя встреча?

- Что больше всего запомнилось?

В завершение хочу пожелать вам больше читать, быть активными посетителями нашей библиотеки. А самых активных читателей мы каждый год награждаем грамотой. И еще каждый год у нас проходит конкурс «Самый читающий класс».

Мультфильм «Три котенка» серия «Книжки мы не будем обижать» (3 мин.)

Давайте проверим как вы запомнили все услышанное сегодня:

  1. Комната в библиотеке, где всегда тихо, и все читают? (Читальный зал)
  2. Как называется дом, в котором живут книги? (Библиотека)
  3. Что за книжечка, где записывают книгу, которую вы взяли почитать домой? (Книжный формуляр)
  4. Где вы можете взять книжку на дом? (На абонементе)
  5. Человек, работающий в библиотеке, который вам поможет, найти нужную книгу? (Библиотекарь)

Не забывайте пожалуйста ребята прежде чем взять книгу на дом нужно записаться на абонементе. Вернуть книгу необходимо через 10 дней, а журнал через 3 дня. В библиотеке шуметь и бегать нельзя. А самое главное бережно относитесь к учебникам и книгам!

Я к вам обращаюсь, милые дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Я надеюсь вы все станете постоянными посетителями школьной библиотеки. Всех буду очень рада видеть, приходите за книгами, журналами, энциклопедиями! Всем спасибо за внимание. До новых встреч!