Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания (из опыта работы)

Разделы: История и обществознание

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: одаренные дети


Одной из главных задач современной школы является выявление одаренных детей и организация системной работы с ними.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности (Рабочая концепция одаренности). Основными критериями при выявлении одаренного ребенка являются повышенная познавательная потребность, любознательность, способность к самообучению, увлеченность предметом, глубина задаваемых вопросов и другое.

К такому ребенку необходим индивидуальный и дифференцированный подходы, которые могут быть реализованы через исследовательскую, проектную деятельность, предметные недели по предметам, олимпиады, творческие и нестандартные задания на уроках. Благодаря такому подходу для обучающихся учебный процесс становится интересным, увлекательным. Поэтому, существенную роль в обучении одаренного ребенка играет учитель, который выполняет функцию наставника. Работа с одаренными детьми может быть организована через урочную и внеурочную деятельность.

В нашей школе принята и реализуется программа "Одаренные дети", целью которой является развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся и поддержка их исследовательской деятельности. Исходя из этого, работа ведётся по следующим направлениям: исследовательское и интеллектуальное.

Моя работа по выявлению одаренных детей начинается уже с пятого класса и проходит несколько этапов. На первом этапе я наблюдаю за деятельностью детей на уроках, стараюсь проявить интерес к своим предметам по средством нестандартных заданий. Например, по истории это могут быть задания: написать рассказ от первого лица об участии в военных походах фараонов, составить информационный проект о семи чудесах света, кроссворды, ребусы, терминологические диктанты, решение исторических, проблемных задач, метод пяти шляп, синквейны по темам. По обществознанию особый интерес вызывают задания творческого плана: нарисовать герб своей семьи, составить генеалогическое древо семьи и другое. В 8-м классе на уроке обществознания дается задание составить бизнес-план, а в 7-м класса создать рекламу своего продукта.

На втором этапе у активных учащихся появляется возможность проявить себя через внеурочную деятельность. Традиционным мероприятием в нашей школе является декада краеведения, в рамках которой ребята соревнуются в знаниях по истории, культуре родного края. Методическим объединением учителей истории и обществознания составляется план работы, который включает в себя различные мероприятия. Например, для 5-6 классов мы проводим краеведческий калейдоскоп. В рамках декады учащиеся готовят рассказы и рисунки, посвященные теме "Будущее моего города", а также творческие проекты "Почетные граждане г. Архангельска". Для параллелей 5-7 и 8-9 классов был организован исторический квест "Летопись Поморского края", цель которого заключалась в том, чтобы рассказать детям о родном крае, его истории, особенностях, известных земляках и достопримечательностях. На территории школы работало 8 станций. На каждой были подготовлены для ребят интересные задания. Команды получили маршрутные листы и отправились по станциям: «Архангельск в цифрах», «Кто есть кто?», «Биология», «Географическая», «Историческая», "Музейная", "Художественная", "Как правильно?".

В рамках декады проводился Краеведческий диктант среди 5-11 классов, который дает возможность участникам оценить свои знания в области краеведения; мотивировать на изучение истории и культуры. Ребятам необходимо правильно написать термины, которые относятся к истории и культуре нашего края (для 5-6 классов: Северная Двина, Малые Корелы, Сольвычегодск, Мезенский район, Каргополь, Карпогоры, Ширша, Маймакса, Морошка, ненцы, озеро Лача и др.).

В год 80-летия Архангельской области в декаду Краеведения был впервые проведен Фотокросс среди учащихся 1-11 классов. От каждого класса необходимо было предоставить одну команду (5 человек и один взрослый-сопровождающий). Правила Фотокросса заключались в следующем: команде за один час необходимо сделать фотографии по определенным темам номинаций (1. А я люблю места родные! 2. Вот эта улица, вот этот дом... 3. Архангельск - город рыбаков. 4. А вы знали об этом? 5. От улыбки станет всем светлей. 6. След в истории. 7. Остановись, мгновение! 8. Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора...). После завершения игры участники команды выбирают одну фотографию к каждой номинации. Жюри оценивало работы по пятибалльной шкале. Данное мероприятие стало для нашей школы традиционным.

На окружной уровень учителями истории нашей школы проводится игра по финансовой грамотности "Финансовый калейдоскоп" среди учащихся 10-11 классов. В ходе первого тура ("Экономическая азбука") команды отвечают на вопросы ведущего на бланках ответов. Каждый ответ начинается с определенной буквы алфавита. Второй тур."Перестановка": участникам команды в течение 5 минут должны записать цитату в правильной последовательности. Третий тур"Чёрный ящик"- командам необходимо ответить на вопрос ведущего. Четвертый тур «Эрудит": командам необходимо расшифровывает аббревиатуры. Пятый тур"Блиц-опрос": команды отвечают на вопросы по очереди.

Также мои ученики являются активными участниками мероприятий окружного, городского и областного уровней по истории и обществознанию. Можно проследить динамику результативности данного направления работы:

Уровень

Результат

округ

  • Окружная интеллектуальная игра "Правовой калейдоскоп"(победа, 2016);
  • окружная интеллектуальная игра по истории России "Дорогами славы" (участие, 2017, 2018);
  • окружная интеллектуальная игра "Финансовый калейдоскоп"(победа, 2018);

Город

  • городская игра по финансовой грамотности "Финансовая грамотность - твоя финансовая безопасность" (участие, 2015 год);
  •  городская военно-историческая игра "Северные конвои" (участие, 2016);
  • городская военно-историческая игра "10 Краснознаменная отдельная армия ПВО" (участие, 2016);
  • городская игра "Гражданином быть обязан!" (участие, 2016, 2017, 2018);
  • городская викторина "Юный правовед" (участие, 2016);
  • городская историко-краеведческой игра "Летопись поморского края" (победитель 2017);
  • городской военно-исторический квест "Оборона Ленинграда" (участие, 2018);

Одним из главных направлений в моей работе с одаренными детьми является организация их исследовательской и проектной деятельности. На этом этапе проводится работа с учащимися, которые проявили интерес и способности по моим предметам. Основными формами работы являются: конференции, олимпиады, творческие и интеллектуальные конкурсы, исследовательские и проектные работы:

Уровень

Результат

Школа

  • школьная конференция "Дни науки" (выступление 2015, 2016, 2017, 2018);

Город

  • городской дистанционный конкурс электронных ОРКСЭ и ОДНКР-проектов, в рамках XI городского детского Пасхального фестиваля "Светлая весна"(призер, 2016);
  • дистанционный конкурс электронных образовательных проектов в рамках XIII городской детской исследовательской конференции "Северная Фиваида"(2,3 место, 2017);
  • дистанционная викторина "Светлое Христово Воскресение" в рамках XIY городского детского Пасхального фестиваля "Светлая весна" (1 место, 2018);
  • городской дистанционный конкурс электронных проектов "Любимый край" в рамках XIV городского детского Пасхального фестиваля "Светлая весна" (2 место, 2018);

Область

  • областной конкурс исследовательских работ "История одной фотографии" (участие, 2018);
  • областной конкурс рисунков "Кто он, неизвестный солдат?" (участие, 2018);
  • межрегиональный конкурс творческих работ "Моя семейная реликвия" (2017 - диплом 2 степени; 2018 - победитель регионального этапа);

Федеральный

  • общероссийский конкурс "Альбус" по истории, организованном институтом развития школьного образования (5 класс - 13 место, 6 класс - 9 место, 7 класс - 7 место, 8 класс - 11 место,9 класс - 10 место) -2015;
  • общероссийский конкурс "Альбус" по обществознанию, организованном институтом развития школьного образования (6 класс - 31 место, 7 класс - 15 место, 8 класс - 27 место, 9 класс - 25 место) - 2015;
  • международный игровой конкурс по истории мировой культуры "Золотое Руно". Эпоха Просвещения (53 участника, 2016-2017, 1 призер - 2017-2018).

Таким образом, грамотная и систематическая работа учителя-предметника с одаренными детьми позволяет достичь положительных результатов. У обучающихся появляется возможность проявить свои способности. Таких высоких результатов мои ученики не смогли бы достичь без поддержки и помощи родителей.