План:
1. ФГОС ДО - основные принципы и ориентиры.
2. Квест - определение (принципы, заложенные в основу). Виды квестов. Достоинства и недостатки.
3. Принципы создания детских квестов.
4. Цели и задачи проведенных квестов.
5. Тематический план.
6. Наши квесты.
1.
Современный федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Переход современной системы дошкольного образования на работу по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) обусловил ряд сложностей, с которыми сталкиваются педагоги дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).
Как показывает практика, не все дети готовы к осознанной активной самостоятельной познавательной деятельности, для этого необходимо грамотное руководство со стороны педагога. Но многие педагоги всё ещё ориентируют образовательный процесс на знания, а не на развитие качеств личности ребенка.
Для индивидуализации дошкольного образования необходим и новый взгляд на ребенка, и новые формы и методы работы., для достижения поставленных целевых ориентиров.
2.
Мы представляем вам одну из таких, относительно, новых форм работы - квест-игру.
Quest (англ.) - поиск, искание. Это интеллектуальный вид игровых заданий, во время которых участникам нужно преодолеть ряд препятствий, решить определенные задачи, разгадать логические загадки, справиться с трудностями, возникающими на их пути, для достижения общей цели.
В ходе организации работы по квест-технологии реализуются следующие задачи:
- образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс;
- развивающая - развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне;
- воспитательная - воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.
3.
Для того чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам:
1. Доступность - задания не должны быть чересчур сложными для ребёнка.
2. Системность - задания должны быть логически связаны друг с другом.
3. Эмоциональная окрашенность заданий.
4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.
При подготовке квеста для дошкольников нужно помнить три основных условия:
1. Игры должны быть безопасными.
2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.
3. Споры и конфликты надо решать только мирным путем.
Классификация квестов.
- линейные (решение одной задачи дает возможность решать следующую);
- штурмовые (с помощью контрольных подсказок ребенок сам выбирает способ решения задачи);
- кольцевые (по сути, тот же линейный квест только для нескольких команд, стартующих из разных точек).
Преимущества квест-технологии:
- проходят в рамках ведущей деятельности ребенка - игре;
- помогают детям легко принять нормы и правила поведения в различных видах деятельности;
- развивают у детей способность к принятию собственных решений, с опорой на свои знания и умения;
- формируют самостоятельность, активность, самовыражение, поддерживают детскую инициативу (все дети включаются в игру, исчезает скованность, напряжение, пассивность в поведении);
развивают целеполагание, познавательную мотивацию; - помогают продемонстрировать собственную самоэффективность (особенно родителям);
- можно комбинировать различные виды детской деятельности и формы взаимодействия с детьми.
Особенности:
- большой подготовительный этап (включающий в себя постановку цели, определение задач, форм работы, конечного результата);
- подготовка материала и оборудования, подготовка маршрута и пространства, станций;
- проработка сюжета, логичности и последовательности заданий, а также возможных вариантов изменения самого сценария во время проведения квеста;
- ведущая, но "незаметная" роль педагога, ориентация на самостоятельное принятие решений детьми, а следовательно, увеличение временных затрат и др.
4.
Мы работаем в дошкольном образовательном учреждении, реализующем адаптированные образовательные программы. Дети, которые приходят в наш детский сад - особенные. А значит и главная цель нашей работы - создание условий для формирование здоровой, гармонично развитой личности каждого воспитанника группы.
Задачи:
- обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- развитие основных познавательных процессов детей - ощущений, восприятия, мышления, памяти, внимания, творческих способностей, речевого мышления;
- развитие коммуникативных способностей детей, умения разрешать конфликтные ситуации, передавать информацию с помощью разных средств общения;
- содействие в формировании личностных особенностей, таких как ответственность, исполнительность, активность, общительность, толерантность и др.;
- укрепление детско-родительских отношений, взаимодействия семьи и ДОУ, родительской ответственности.
5. Тематический план квестов с детьми
- "По следам первобытного человека"
- " Кто, кто в теремочке живёт?"
- "Навстречу Масленице"
- "Скоро в школу"
- "Необычайные приключения с Чижиком-Пыжиком по Санкт-Петербургу - городу сказочных животных"
- "Незнайка и правила безопасности"
- " День России"
- "Как Змей Горыныч весну украл"
- "Спасатели Вселенной"
Тематический план совместных детско-родительских квестов
- "Церемония закрытия "Школы первобытного человека"
- "В гости к Ярило"
- "Путешествие по древней Волховской земле"
- " Богатырская наша сила"
- "Возвращение в мир детства"
В создании и проведении увлекательных мероприятий нам активно помогали родители, создавая атрибуты, костюмы, активно участвуя в наших играх-квестах, а также сотрудничество с социальными партнёрами:
- Киришская центральная детская библиотека
- Центр "Русский музей: виртуальный филиал" ДК "Кинеф"
- Киришский историко-краеведческий музей
- МАУДО "Киришский Дворец Детского Творчества им. Л.Н.Маклаковой"
- МАДО МУК группа "Лаборант социально-психологических исследований"
- МОУ КСОШ №6
Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.