Квест-технологии как эффективный метод работы в детских и детско-родительских группах

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика

Класс: д/с

Ключевые слова: дошкольники, квест-игра


План:

1. ФГОС ДО - основные принципы и ориентиры.

2. Квест - определение (принципы, заложенные в основу). Виды квестов. Достоинства и недостатки.

3. Принципы создания детских квестов.

4.  Цели и задачи  проведенных квестов.

5. Тематический план.

6. Наши квесты.

1.

Современный федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

Переход современной системы дошкольного образования на работу по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) обусловил ряд сложностей, с которыми сталкиваются педагоги дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).

Как показывает практика, не все дети готовы к осознанной активной самостоятельной познавательной деятельности, для этого необходимо грамотное руководство со стороны педагога. Но многие педагоги всё ещё ориентируют образовательный процесс на знания, а не на развитие качеств  личности ребенка.

Для индивидуализации дошкольного образования необходим и новый взгляд на ребенка, и новые формы и методы работы., для достижения поставленных целевых ориентиров.

2.

Мы представляем вам одну из таких, относительно, новых форм работы - квест-игру.

Quest (англ.) - поиск, искание. Это интеллектуальный вид игровых заданий, во время которых участникам нужно преодолеть ряд препятствий, решить определенные задачи, разгадать логические загадки, справиться с трудностями, возникающими на их пути, для достижения общей цели.

В ходе организации работы по квест-технологии реализуются следующие задачи:

  • образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс;
  • развивающая - развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне;
  • воспитательная - воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.

3.

Для того чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам:

1. Доступность - задания не должны быть чересчур сложными для ребёнка.

2. Системность - задания должны быть логически связаны друг с другом.

3. Эмоциональная окрашенность заданий.

4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.

5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.

6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

При подготовке квеста для дошкольников нужно помнить три основных условия:

1. Игры должны быть безопасными.

2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.

3. Споры и конфликты надо решать только мирным путем.

Классификация квестов.

  • линейные (решение одной задачи дает возможность решать следующую);
  • штурмовые (с помощью контрольных подсказок ребенок сам выбирает способ решения задачи);
  • кольцевые (по сути, тот же линейный квест только для нескольких команд, стартующих из разных точек).

Преимущества квест-технологии:

  • проходят в рамках ведущей деятельности ребенка - игре;
  • помогают детям легко принять нормы и правила поведения в различных видах деятельности;
  • развивают у детей способность к принятию собственных решений, с опорой на свои знания и умения;
  • формируют самостоятельность, активность, самовыражение, поддерживают детскую инициативу (все дети включаются в игру, исчезает скованность, напряжение, пассивность в поведении);
    развивают целеполагание, познавательную мотивацию;
  • помогают продемонстрировать собственную самоэффективность (особенно родителям);
  • можно комбинировать различные виды детской деятельности и формы взаимодействия с детьми.

Особенности:

  • большой подготовительный этап (включающий в себя постановку цели, определение задач, форм работы, конечного результата);
  • подготовка материала и оборудования, подготовка маршрута и пространства, станций;
  • проработка сюжета, логичности и последовательности заданий, а также возможных вариантов изменения самого сценария во время проведения квеста;
  • ведущая, но "незаметная" роль педагога, ориентация на самостоятельное принятие решений детьми, а следовательно, увеличение временных затрат и др.

4.

Мы работаем в дошкольном образовательном учреждении, реализующем адаптированные образовательные программы. Дети, которые приходят в наш детский сад - особенные. А значит и главная цель нашей работы - создание условий для формирование здоровой, гармонично развитой личности каждого воспитанника группы.

Задачи:

  • обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • развитие основных познавательных процессов детей - ощущений, восприятия, мышления, памяти, внимания, творческих способностей, речевого мышления;
  • развитие коммуникативных способностей детей, умения разрешать конфликтные ситуации, передавать информацию с помощью разных средств общения;
  • содействие в формировании личностных особенностей, таких как ответственность, исполнительность, активность, общительность, толерантность и др.;
  • укрепление детско-родительских отношений, взаимодействия семьи и ДОУ, родительской ответственности.

5.  Тематический план квестов с детьми

  1. "По следам первобытного человека"
  2. " Кто, кто в теремочке живёт?"
  3. "Навстречу Масленице"
  4. "Скоро в школу"
  5. "Необычайные приключения с Чижиком-Пыжиком по Санкт-Петербургу - городу сказочных животных"
  6. "Незнайка и правила безопасности"
  7. " День России"
  8. "Как Змей Горыныч весну украл"
  9. "Спасатели  Вселенной"

Тематический план совместных детско-родительских квестов

  1. "Церемония закрытия "Школы первобытного человека"
  2. "В гости к Ярило"
  3. "Путешествие по древней Волховской земле"
  4. " Богатырская наша сила"
  5. "Возвращение в мир детства"

В создании и проведении увлекательных мероприятий нам активно помогали родители, создавая атрибуты, костюмы, активно участвуя в наших играх-квестах, а также сотрудничество с социальными партнёрами:

  • Киришская центральная детская библиотека
  • Центр "Русский музей: виртуальный филиал" ДК "Кинеф"
  • Киришский историко-краеведческий музей
  • МАУДО "Киришский Дворец Детского Творчества им. Л.Н.Маклаковой"
  • МАДО МУК группа "Лаборант социально-психологических исследований"
  • МОУ КСОШ №6

Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.