Программа элективного курса по химии «Химия и медицина». 9-й класс

Разделы: Химия, Общепедагогические технологии, Дополнительное образование

Класс: 9

Ключевые слова: элективный курс, программа, химия, медицина


Пояснительная записка

Программа элективного курса «Химия и медицина» предназначена для учащихся 9-х классов и носит межпредметный характер, рассчитана на 17 часов, 1 час в неделю.

Цели курса:

1. Дать ученику возможность лучше познакомиться с предметом, его содержанием и характерными видами деятельности.

2. Помочь ученику в выборе будущего профиля обучения.

3. Развить интерес к изучению предметов: химии, биологии, разделов медицины.

4. Дать ученику возможность реализовать свои творческие способности (возможности), имеющиеся знания и умения в других областях деятельности при выполнении проектной работы.

5. Дать ученику возможность оценить свои способности и возможности в изучении данного предмета, вызвать интерес к живому организму.

6. Продолжить формировать общеучебные умения и навыки учащихся планировать работу и поэтапно осуществлять её, работать с дополнительной литературой.

7. Формировать знания и умения, которые пригодятся в повседневной жизни (знания о способах сохранения здоровья, об опасностях некоторых бытовых веществ и способах их обезвреживания).

Задачи курса:

  • Обучающие: актуализировать и расширить знания учащихся по вопросам здоровьесбережения; научить школьников анализировать свой образ жизни с точки зрения влияния на здоровье; ознакомить учащихся с процессами, происходящими в организме человека, с действием химических веществ на живой организм, с приемами оказания доврачебной помощи; ознакомление учащихся с организацией работы работников медицинских специальностей; совершенствовать умения обращения с химическими веществами, химическими приборами и оборудованием.
  • Воспитательные: формирование социальной активности, навыков здорового образа жизни.
  • Развивающие: способствовать развитию творческих способностей учащихся, целеустремленности, наблюдательности, самостоятельности, ответственности, аккуратности, воображения.

Курс предусматривает индивидуальную, групповую работу, включает в себя практические работы и работы поисково-исследовательского характера.

Формы отчетности учащихся:

  • тетрадь с конспектами по теории и выполненными практическими работами;
  • проект или творческие работы, которые могут быть вложены в портфолио учащихся;

В курсе по выбору предполагается использовать следующие методы:

  • объяснительно-иллюстративный и репродуктивный;
  • частично-поисковый;
  • личностно-ориентированное обучение;
  • обучение с применением опорных схем;
  • ИКТ;
  • проектная деятельность.

Форма контроля – защита проектов.

По окончании курса учащиеся должны уметь:

  • понимать значение элементов O, S, N, P, F, Cl, Br, I, ионов металлов для живого организма, биологическую роль кислот, солей, оснований, образующихся в результате распада жиров, белков, углеводов;
  • соблюдать правила безопасности при обращении с лекарственными веществами;
  • проделывать качественный анализ продуктов жизнедеятельности организмов;
  • знать состав и свойства химические веществ, входящих в организм человека, средства гигиены, препараты бытовой химии, наиболее используемые в домашней аптечке лекарства.

Содержание учебного курса «Химия и медицина»

Тема №1. Роль элементов и воды для организма человек (1 час)

Роль кислорода в окислении органических веществ. Кислород в медицине. Отрицательное влияние избытка кислорода (участие в цепных окислительных реакциях, образование свободных радикалов), разрушение серосодержащих белков, накопление пероксидов в организме. Кислородный токсикоз. Озон: свойства, применение.

Тема №2. Галогены (2 часа)

Содержание галогенов в тканях. Физиологическая роль соляной кислоты в организме. Роль хлорида натрия в регуляции водного обмена. Биологические функции фтора и его соединений. Наличие фтора в зубной эмали и в костях человека и животных. Бром постоянная активная часть тканей организмов. Влияние тироксина на синтез глюкозы, дыхание, общий обмен – углеводный, жировой, белковый. Потребность человека в йоде. Содержание йода в продуктах питания. Йодная профилактика – введение йодида натрия в столовую соль.

Тема №3. Сера. Сероводород (2 часа)

Сера – составная часть аминокислот, компонентов белков волос, шерсти, ногтей, витамина В1 – тиамина. Значение витамина В1. Сероводород и серная кислота – продукты распада серосодержащих аминокислот, их роль.

Тема №4. Электролиты (1 час)

Биологическая роль солей, кислот, оснований, образующихся в результате распада жиров, белков и углеводов. Поддержание РН среды в организме на нужном уровне за счет электролитов.

Тема №5. Азот и фосфор (2 часа)

Содержание азота и фосфора в организмах. Азот – составная часть белка, нуклеиновых кислот, ферментов. Фосфор – составная часть костной ткани, нуклеотидов, элемент питания.

Тема №6. Металлы (3 часа)

Ионы металлов как стабилизаторы третичных структур белков-ферментов. Ионы металлов - активаторы ферментов. Участие их в ОВР. Взаимодействие ионов металлов с субстратами, коферментами, белками. Ферментативные роли ионов магния, марганца, меди, никеля, бария, кобальта, железа. Содержание ионов Na, K, Ca, Mg в живых организмах, их значение. Осмотическое давление плазмы крови (роль ионов натрия); Na+; K+, влияющие на нервную деятельность, сердечно-сосудистую систему, функции мышц и азотный обмен. Роль Ca2+ в свертывании крови, синтезе хлорофилла. Возможность замены кальция в обмене веществ. Участие железа в образовании гемоглобина, каталазы, цито хромов. Содержание железа в тканях глазного хрусталика, роговицы, печени, селезенки. Применение препаратов железа при лечении малокровия, при истощении и упадке сил.

Тема №7. Вода. Водный и минеральный обмен (1 час)

Вода – источник водорода и кислорода при фотосинтезе. Вода – как растворитель, растворы.

Тема №8. Практикум по теме: «Качественный анализ продуктов жизнедеятельности организмов» (2 часа)

Практическая работа №1 «Определение некоторых свойств крови»

а) Получение оксалатной крови.

20мл крови + 2мл 10%-ного оксалата калия. Смесь взболтать круговыми движениями. Наблюдать отделения плазмы.
б) Влияние Ca2+ на свертываемость крови. В две пробирки с оксалатной кровью и кровяной плазмой прилить 4 капли 3%-ного хлорида кальция. Описать наблюдения, объяснить причину.

Практическая работа №2 «Обнаружение Ca2+, Mg2+ в костной ткани»

а) К 5 г костной ткани прилить 25 мл 0,5%-ного раствора Н2SO4. Оставить на сутки. Отфильтровать неорганические вещества. К 4-5 мл добавить 3-4 капли оксалата аммония. Наблюдать образование осадка.

б) Затем отфильтровать оксалат кальция и к фильтрату прилить гидрат аммиака. Наблюдать образование осадка. Записать соответствующие уравнения реакций.

Тема №9. Химия и медицина (1 час)

Пероксид водорода (H2O2) – отличный антисептик. Нашатырный спирт (водный раствор аммиака NH3) возбуждает дыхательный центр. Входит в состав в нашатырно-анисовых каплей – отхаркивающие средство. Токсичность аммиака. Аспирин – жаропонижающее противовоспалительное, болеутоляющее и противоревматическое средство. Замедляет процесс свертывания крови. Противопоказания. Лекарства для лечения сердечно-сосудистой системы – валидол, нитроглицерин. Витамины – жизненно необходимые организму вещества (не являются лекарствами).

Тема №10. Научно-практическая конференция «Химия и медицина» (2 часа)

Защита проектов. Темы проектов: «Химический анализ биологических объектов», «Физиологическая роль химических элементов» (по выбору учащихся), «Поль Эрлих – основоположник химиотерапии», «Декоративная косметика, театральный грим» (декоративный проект), «Поиск химических веществ – препаратов против СПИДа».

Список литературы

  1. Макаров К.А. Химия и медицина. – М.: Просвещение, 2000.
  2. Ермолаев М.В., Иличева Л.П. Биологическая химия. – М.: Медицина, 1998.
  3. Энциклопедия для детей Т. 17. М.: Аванта+, 2000.
  4. Сопова А.С. Химия и лекарственные вещества. Л., 1982.
  5. Габриелян О.С., Остроумова И.Г., Изучаем химию в 9 классе. Дидактические материалы. – М.: Блик плюс, 2013.

Календарно-тематическое планирование элективного курса «Химия и медицина»

Тема

Дата план

Дата факт

I. Роль элементов и воды для организма человека (1 час)

 

 

1.

Кислород. Озон: свойства, применение

 

 

II. Галогены (2 часа)

 

 

2.

Бром – составная часть гормона гипофиза. Соли брома в медицине

 

 

3.

Содержание йода в щитовидной железе. Гормоны тироксины

 

 

III. Сера. Сероводород (2 часа)

 

 

4.

Сера

 

 

5.

Сероводород и серная кислота

 

 

IV. Электролиты (1 час)

 

 

6.

Электролиты. Поддержание РН среды в организме

 

 

V. Азот и фосфор (2 часа)

 

 

7.

Азот – составная часть белка, нуклеиновых кислот

 

 

8.

Фосфор – составная часть костной ткани, нуклеотидов, нуклеопротеидов

 

 

VI. Металлы (3 часа)

 

 

9.

Щелочные металлы

 

 

10.

Щелочноземельные металлы

 

 

11.

Железо

 

 

VII. Вода (1 час)

 

 

12.

Вода. Водный и минеральный обмен

 

 

VIII. Практикум по теме: «Качественный анализ продуктов жизнедеятельности организмов» (2 часа)

 

 

13.

Практическая работа №1
«Определение некоторых свойств крови»

 

 

14.

Практическая работа №2
«Обнаружение Ca2+, Mg2+ в костной ткани»

 

 

IX. Химия и медицина (1 час)

 

 

15.

Домашняя аптечка.
Вредные вещества в вашем доме и их источники

 

 

X. Научно-практическая конференция «Химия и медицина» (2 часа)

 

 

16.

Защита проектов учащихся

 

 

17.

Защита проектов учащихся

 

 

Всего: 17 часов.