Пояснительная записка
Программа элективного курса «Химия и медицина» предназначена для учащихся 9-х классов и носит межпредметный характер, рассчитана на 17 часов, 1 час в неделю.
Цели курса:
1. Дать ученику возможность лучше познакомиться с предметом, его содержанием и характерными видами деятельности.
2. Помочь ученику в выборе будущего профиля обучения.
3. Развить интерес к изучению предметов: химии, биологии, разделов медицины.
4. Дать ученику возможность реализовать свои творческие способности (возможности), имеющиеся знания и умения в других областях деятельности при выполнении проектной работы.
5. Дать ученику возможность оценить свои способности и возможности в изучении данного предмета, вызвать интерес к живому организму.
6. Продолжить формировать общеучебные умения и навыки учащихся планировать работу и поэтапно осуществлять её, работать с дополнительной литературой.
7. Формировать знания и умения, которые пригодятся в повседневной жизни (знания о способах сохранения здоровья, об опасностях некоторых бытовых веществ и способах их обезвреживания).
Задачи курса:
- Обучающие: актуализировать и расширить знания учащихся по вопросам здоровьесбережения; научить школьников анализировать свой образ жизни с точки зрения влияния на здоровье; ознакомить учащихся с процессами, происходящими в организме человека, с действием химических веществ на живой организм, с приемами оказания доврачебной помощи; ознакомление учащихся с организацией работы работников медицинских специальностей; совершенствовать умения обращения с химическими веществами, химическими приборами и оборудованием.
- Воспитательные: формирование социальной активности, навыков здорового образа жизни.
- Развивающие: способствовать развитию творческих способностей учащихся, целеустремленности, наблюдательности, самостоятельности, ответственности, аккуратности, воображения.
Курс предусматривает индивидуальную, групповую работу, включает в себя практические работы и работы поисково-исследовательского характера.
Формы отчетности учащихся:
- тетрадь с конспектами по теории и выполненными практическими работами;
- проект или творческие работы, которые могут быть вложены в портфолио учащихся;
В курсе по выбору предполагается использовать следующие методы:
- объяснительно-иллюстративный и репродуктивный;
- частично-поисковый;
- личностно-ориентированное обучение;
- обучение с применением опорных схем;
- ИКТ;
- проектная деятельность.
Форма контроля – защита проектов.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
- понимать значение элементов O, S, N, P, F, Cl, Br, I, ионов металлов для живого организма, биологическую роль кислот, солей, оснований, образующихся в результате распада жиров, белков, углеводов;
- соблюдать правила безопасности при обращении с лекарственными веществами;
- проделывать качественный анализ продуктов жизнедеятельности организмов;
- знать состав и свойства химические веществ, входящих в организм человека, средства гигиены, препараты бытовой химии, наиболее используемые в домашней аптечке лекарства.
Содержание учебного курса «Химия и медицина»
Тема №1. Роль элементов и воды для организма человек (1 час)
Роль кислорода в окислении органических веществ. Кислород в медицине. Отрицательное влияние избытка кислорода (участие в цепных окислительных реакциях, образование свободных радикалов), разрушение серосодержащих белков, накопление пероксидов в организме. Кислородный токсикоз. Озон: свойства, применение.
Тема №2. Галогены (2 часа)
Содержание галогенов в тканях. Физиологическая роль соляной кислоты в организме. Роль хлорида натрия в регуляции водного обмена. Биологические функции фтора и его соединений. Наличие фтора в зубной эмали и в костях человека и животных. Бром постоянная активная часть тканей организмов. Влияние тироксина на синтез глюкозы, дыхание, общий обмен – углеводный, жировой, белковый. Потребность человека в йоде. Содержание йода в продуктах питания. Йодная профилактика – введение йодида натрия в столовую соль.
Тема №3. Сера. Сероводород (2 часа)
Сера – составная часть аминокислот, компонентов белков волос, шерсти, ногтей, витамина В1 – тиамина. Значение витамина В1. Сероводород и серная кислота – продукты распада серосодержащих аминокислот, их роль.
Тема №4. Электролиты (1 час)
Биологическая роль солей, кислот, оснований, образующихся в результате распада жиров, белков и углеводов. Поддержание РН среды в организме на нужном уровне за счет электролитов.
Тема №5. Азот и фосфор (2 часа)
Содержание азота и фосфора в организмах. Азот – составная часть белка, нуклеиновых кислот, ферментов. Фосфор – составная часть костной ткани, нуклеотидов, элемент питания.
Тема №6. Металлы (3 часа)
Ионы металлов как стабилизаторы третичных структур белков-ферментов. Ионы металлов - активаторы ферментов. Участие их в ОВР. Взаимодействие ионов металлов с субстратами, коферментами, белками. Ферментативные роли ионов магния, марганца, меди, никеля, бария, кобальта, железа. Содержание ионов Na, K, Ca, Mg в живых организмах, их значение. Осмотическое давление плазмы крови (роль ионов натрия); Na+; K+, влияющие на нервную деятельность, сердечно-сосудистую систему, функции мышц и азотный обмен. Роль Ca2+ в свертывании крови, синтезе хлорофилла. Возможность замены кальция в обмене веществ. Участие железа в образовании гемоглобина, каталазы, цито хромов. Содержание железа в тканях глазного хрусталика, роговицы, печени, селезенки. Применение препаратов железа при лечении малокровия, при истощении и упадке сил.
Тема №7. Вода. Водный и минеральный обмен (1 час)
Вода – источник водорода и кислорода при фотосинтезе. Вода – как растворитель, растворы.
Тема №8. Практикум по теме: «Качественный анализ продуктов жизнедеятельности организмов» (2 часа)
Практическая работа №1 «Определение некоторых свойств крови»
а) Получение оксалатной крови.
20мл крови + 2мл 10%-ного оксалата калия. Смесь взболтать круговыми движениями. Наблюдать отделения плазмы.
б) Влияние Ca2+ на свертываемость крови. В две пробирки с оксалатной кровью и кровяной плазмой прилить 4 капли 3%-ного хлорида кальция. Описать наблюдения, объяснить причину.
Практическая работа №2 «Обнаружение Ca2+, Mg2+ в костной ткани»
а) К 5 г костной ткани прилить 25 мл 0,5%-ного раствора Н2SO4. Оставить на сутки. Отфильтровать неорганические вещества. К 4-5 мл добавить 3-4 капли оксалата аммония. Наблюдать образование осадка.
б) Затем отфильтровать оксалат кальция и к фильтрату прилить гидрат аммиака. Наблюдать образование осадка. Записать соответствующие уравнения реакций.
Тема №9. Химия и медицина (1 час)
Пероксид водорода (H2O2) – отличный антисептик. Нашатырный спирт (водный раствор аммиака NH3) возбуждает дыхательный центр. Входит в состав в нашатырно-анисовых каплей – отхаркивающие средство. Токсичность аммиака. Аспирин – жаропонижающее противовоспалительное, болеутоляющее и противоревматическое средство. Замедляет процесс свертывания крови. Противопоказания. Лекарства для лечения сердечно-сосудистой системы – валидол, нитроглицерин. Витамины – жизненно необходимые организму вещества (не являются лекарствами).
Тема №10. Научно-практическая конференция «Химия и медицина» (2 часа)
Защита проектов. Темы проектов: «Химический анализ биологических объектов», «Физиологическая роль химических элементов» (по выбору учащихся), «Поль Эрлих – основоположник химиотерапии», «Декоративная косметика, театральный грим» (декоративный проект), «Поиск химических веществ – препаратов против СПИДа».
Список литературы
- Макаров К.А. Химия и медицина. – М.: Просвещение, 2000.
- Ермолаев М.В., Иличева Л.П. Биологическая химия. – М.: Медицина, 1998.
- Энциклопедия для детей Т. 17. М.: Аванта+, 2000.
- Сопова А.С. Химия и лекарственные вещества. Л., 1982.
- Габриелян О.С., Остроумова И.Г., Изучаем химию в 9 классе. Дидактические материалы. – М.: Блик плюс, 2013.
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Химия и медицина»
№ | Тема |
Дата план |
Дата факт |
I. Роль элементов и воды для организма человека (1 час) |
|
|
|
1. |
Кислород. Озон: свойства, применение |
|
|
II. Галогены (2 часа) |
|
|
|
2. |
Бром – составная часть гормона гипофиза. Соли брома в медицине |
|
|
3. |
Содержание йода в щитовидной железе. Гормоны тироксины |
|
|
III. Сера. Сероводород (2 часа) |
|
|
|
4. |
Сера |
|
|
5. |
Сероводород и серная кислота |
|
|
IV. Электролиты (1 час) |
|
|
|
6. |
Электролиты. Поддержание РН среды в организме |
|
|
V. Азот и фосфор (2 часа) |
|
|
|
7. |
Азот – составная часть белка, нуклеиновых кислот |
|
|
8. |
Фосфор – составная часть костной ткани, нуклеотидов, нуклеопротеидов |
|
|
VI. Металлы (3 часа) |
|
|
|
9. |
Щелочные металлы |
|
|
10. |
Щелочноземельные металлы |
|
|
11. |
Железо |
|
|
VII. Вода (1 час) |
|
|
|
12. |
Вода. Водный и минеральный обмен |
|
|
VIII. Практикум по теме: «Качественный анализ продуктов жизнедеятельности организмов» (2 часа) |
|
|
|
13. |
Практическая работа №1 |
|
|
14. |
Практическая работа №2 |
|
|
IX. Химия и медицина (1 час) |
|
|
|
15. |
Домашняя аптечка. |
|
|
X. Научно-практическая конференция «Химия и медицина» (2 часа) |
|
|
|
16. |
Защита проектов учащихся |
|
|
17. |
Защита проектов учащихся |
|
|
Всего: 17 часов.