В организации и реализации проектной деятельности огромное значение имеет учитель. Известный педагог С.Т.Шацкий выделял ряд требований к учителю, использующему в своей деятельности метод проектов:
- настраиваться на восприятие общих дел глазами детей, подчиняться их решению, делать всё вместе с детьми и на виду у них;
- проявлять терпимость, сострадание, оказывать ненавязчивое влияние через авторитет;
- быть интересным для учеников и уметь передавать свои знания, увлечения, вкусы.
Имея большой опыт работы с проектами, британский методист Том Хатчинсон вывел так называемые «золотые» правила, предписанные учителю для организации учебной деятельности при использовании метода проектов:
- Перед тем как начинать какую-либо деятельность, следует убедиться в том, что каждый ученик понял то, что он должен делать.
- Необходимо регулярно использовать на уроках технические средства, чтобы облегчить школьникам усвоение содержания.
- Не следует спешить. У учителя должно быть достаточно времени для объяснения и демонстрации материала. Полезным будет выполнение упражнений более одного раза. Таким образом, ученики больше практикуются и переходят к следующему упражнению с ощущением успеха, потому что вторично они, вероятно, выполнили его правильно.
- Следует вовлекать обучающихся в работу. Они должны как можно больше отвечать. В этом случае у учителя будет возможность установить, есть ли какие-либо проблемы.
- Присутствие шума будет означать, что ученики работают. Но это должен быть рабочий шум. Его не следует опасаться, так как подобная активность помогает работе.
- Не следует сдаваться, если что-то не получается. Нужно настаивать на том, чтобы обучающиеся делали всё внимательно. Не рекомендуется так же отменять задание, если им непонятно, что от них требуется, нужно им разъяснить или показать непонятное снова. Учитель должен рассматривать любую возникающую в процессе работы над проектом проблему.
- Следует заставить ученика думать, не говорить ему то, что он уже знает или может вывести сам. Это научит большему.
Немаловажным при организации проектной деятельности являет подбор объектов проектной деятельности. Поэтому при подборе объектов проектной деятельности и ее организации педагогу следует учитывать ряд требований, среди которых наиболее существенными являются:
- творческий характер постановки и решения задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения;
- подготовленность учащихся к данному виду деятельности;
- интерес школьников к проблеме, потребность в её решении;
- приобретение учащимися новых знаний, освоение новых способов деятельности, формирование учебных действий, необходимых для выполнения проекта;
- личностная и социальная значимость проекта;
- обеспечение субъективной позиции учащихся;
- самостоятельная деятельность школьников;
- использование различных средств, обеспечивающих исследовательский,
- творческий характер деятельности;
- практическая направленность и осуществимость проекта.
Результат и работа над проектом будет складываться при взаимодействии различных факторов, одним из факторов будут выступать требования, другим же фактором можно назвать условия проектной деятельности, которые необходимо создать при организации и проведении проекта.
Условиями будут являться:
- Использование, закрепление ранее приобретенных универсальных учебных действий, социального опыта при решении проблем;
- Диалоговый и гибкий характер взаимодействия педагога и ребенка в процессе выполнения проекта, основанного на вопросах, побуждающих ребенка к добровольному поиску, выбору способов самостоятельной познавательной деятельности;
- Наличие необходимых материально-технических средств;
- Соответствие проекта экономическим и экологическим требованиям;
- Обеспечение безопасных условий деятельности детей;
- Использование образовательных ресурсов школы и окружающей среды, организация взаимодействия со специалистами, родителями и т.д.
Успешность реализации вышеизложенных принципов организации проектной деятельности в первую очередь зависит от характера взаимодействия педагогов и школьников. Главная функция педагога – управление самостоятельной познавательной деятельностью детей. Он сопровождает работу ребенка над проектом, выполняя роль тьютора, координатора, консультанта, эксперта, побуждает ребенка искать, размышлять, самостоятельно решать задачи, выдвигать идеи, добиваться намеченного результата, создаёт ситуацию для достижения успеха и ощущение ответственности каждого ребенка.
Учителю важно уяснить, что он не объясняет новый материал, а создает условия для реализации мышления учащихся, их самообразования, стимулирования самостоятельной познавательной деятельности.
Ученик же оказывается в ситуации, которая требует от него значительных усилий, преодоления определенных трудностей, так как готовые знания отсутствуют. Он сам определяет проблему, ищет ответ на поставленный вопрос и принимает решение, выстраивает взаимоотношения с людьми на основе диалога и сотрудничества, оценивает и анализирует свою деятельность.
В проектной деятельности важен индивидуальный подход к учащимся, так как в каждом коллективе есть ученики с различными способностями. Успешность проектной деятельности базируется на знании возможностей каждого ребенка, умении подсказать ученику и привести его к принятию собственного решения. Важно учить детей работе с различными информационными ресурсами: текстовыми, изоматериалами, видеоматериалами, электронными носителями. Выполнение проектов должно базироваться на определенной материально-технической основе, использование которой должно соответствовать экономическим возможностям школы с привлечением образовательных ресурсов дополнительного образования, социума, производственных структур.
Результатами проектной деятельности могут быть объекты, системы, технологии, разработки по обеспечению потребностей в любых сферах деятельности человека.