Набор ассоциативных карт «Страхи. Обиды. Герои»

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: д/с, 1, 2, 3, 4, 5

Ключевые слова: страхи, обиды, ассоциативные карты


Современность диктует новые скорости жизни: быстро сменяющиеся события создают столь же быстро и стремительно сменяющиеся проблемы и задачи, в том числе и психологические. На их решение отводится совсем немного времени. И тогда на помощь могут прийти ассоциации. Почему же именно этот механизм оказывается часто наиболее продуктивным, давайте разберемся.

Ассоциация (лат. Associatio — соединение, взаимосвязь), в психологии и философии — закономерно возникающая связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании индивида и закреплёнными в его памяти. Идеи о взаимосвязи предметов в воображении развились ещё в античной философии (Аристотель, Платон), но сам термин «ассоциация» был введён в 1698 году Джоном Локком для обозначения взаимосвязи между представлениями, вызванными случайным стечением обстоятельств.

Физиологической основой ассоциации является кратковременная нервная связь, а фундамент этого психологического явления покоится на условных рефлексах. В основе ассоциации лежит кратковременная условная генерация психических связей, отвечающих за предметное сходство. Например, мы видим предмет, подсознание его анализирует, а воображение синтезирует нечто подобное (в целом анализирует предмет, обстоятельства).

Известный русский ученый Сеченов И.М. посвятил много времени изучению ассоциаций и объяснению их физиологической природы. Он определял ассоциацию как «непрерывное ощущение», возникающее вследствие последовательного ряда условных рефлексов:

«Ассоциация есть, как сказано, непрерывный ряд касаний конца предыдущего рефлекса с началом последующего. Конец рефлекса есть всегда движение; а необходимый спутник последнего есть мышечное ощущение. Следовательно, если смотреть на ассоциацию только в отношении ряда центральных деятельностей, то она есть непрерывное ощущение. В самом деле, в каждых двух соседних рефлексах средние члены их, т.е. ощущения (зрительное, слуховое и пр.) отделены друг от друга только движением, а последнее в свою очередь сопровождается ощущением. Следовательно, ассоциация есть столько же цельное ощущение, как и любое чисто зрительное, чисто слуховое, только тянется обыкновенно дольше, да характер ее беспрерывно меняется». (М.И.Сеченов, «Рефлексы головного мозга»)

Все это приводит нас к пониманию, что ассоциации серьёзный и удобный механизм в работе психолога. И, наверное, один из самых популярных в нашей деятельности. Психологи используют его в рамках консультирования, в беседе, для установления контакта, при работе с рисуночными тесками и арт-терапевтическими методика. Используют, работая с тексами. В драматерапии. В песочной терапии. Многие, как и я, пользуются ассоциативными картами в свой работе и со взрослыми, и с детьми.

Ассоциативные карты, известные также как проективные, ассоциативно-метафорические, терапевтические являются качественным, удобным проективным дидактическим материалом, используемым в групповой и индивидуальной работе с детьми и взрослыми. Диапазон применения ассоциативных карт огромен. Обычно, это не методика работы, а средство взаимодействия с ребенком, выборы которого, чаще всего, нельзя оценивать.

Применение ассоциативных карт (АК) предоставляет ребенку возможность метафорического моделирования реальности в игровой форме; создание общего пространства при обсуждении той или иной ситуации из жизни. АК стимулируют мышление, снижают защиты и помогают создать безопасную обстановку для самораскрытия, помогают «растопить лед» на начальных стадиях работы. При этом становятся доступными такие процессы восприятия, которые протекают за пределами сознания. АК помогают вывести на поверхность глубинные переживания и тем самым способствуют самопознанию. Метафоричность АК позволяет ребенку воспринимать проблемы на расстоянии и символично. Работа с любой метафорой представляет собой поиск ресурса, предполагает опору на него в самом человеке.

Для каждого психолога очень важным шагом является установление первоначального контакта. Здесь будут уместны метафоры, рисунки, игры, и карточки на этом этапе являются «палочками-выручалочками». Их внешний вид сразу притягивает детей, действуют успокаивающе на тревожных клиентов, создает безопасное пространство. Дети, увидев карточки, сразу задают вопрос: «О! А во что мы будем играть?». Если дети молчат, напряжены, но, увидев карточки, сразу начинают их рассматривать, перебирать. Или, как часто бывает, родители приходят к психологу часто не по своей воле, а по запросу педагогов со своими защитами, отрицаниями. В таких случаях зрительная метафора помогает осторожно войти в проблемное поле в игровой форме. Ведь картинки - это что-то несерьезное, нестрашное, можно расслабиться, поиграть, поговорить, и обнаружить что-то.

Во время консультаций бывает сложно «раскрыть» ребенка для разговора о первопричинах его ситуации. Особенно, если речь идет о тяжелых событиях, депрессиях или, например, ПТСР. Ассоциативные карты — это проективная методика, которая помогает быстро «извлечь» истинную проблему из бессознательного и работать непосредственно с ней. В обход «сопротивления» и закрытости ребенка. Карты могут помочь взглянуть на ситуацию со стороны: разобраться в отношениях с близкими людьми, конфликтами в школе.

Ассоциативные карты (АК) — это набор картинок на небольших карточках, очень похожих на игральные карты. С той лишь разницей, что это - профессиональная методика решения проблем.

Почему я создала свои наборы ассоциативных карт (колоды)? Мне нравится работать с АК, потому что эта работа уникальная. Есть возможность обратиться к подсознанию, провести диагностику и терапию в короткие сроки. Прежде всего потому, что современные дети особенно младшие школьники и младшие подростки по разным причинам лишены воображения. В некоторых случаях оно ещё не сформировалась, у некоторых блокировано использованием гаджетов. Надо отметить, что работа с рисуночными тестами, как диагностическим ассоциативным материалом, более затратная по времени. А так же мы часто сталкиваемся или с неумением рисовать детей, или с их нежелание это делать.

Изучение существующих наборов МАК для детей показало, что с одной стороны они дороги (авторство всех – Израиль), с другой не отвечают запросам школьного детского психолога, работающего в России. Использование МАК для взрослых в работе с детьми осложнено скудостью воображения школьников и широким полем метафорического толкования. Поэтому в 70% случаев попытка использовать уже существующие наборы карт с детьми этого возраста не увенчались успехом.
В работе с младшими школьниками с психологическими рисками и психологическими травмами использую три набора авторских ассоциативных карт «Настроения», «Детство» и «СОГ» (Страхи, обиды, герои).

Набор «СОГ» (Страхи. Обиды. Герои). Этот набор представляет собой по сути иллюстрированные арт-терапевтическую технологию работы с психотравмирующими ситуациями (страхами, обидами). Почему к страхам добавила обиды? Стоит отметить, что современные дети очень чутки к своим обидам. Чутко и само современное общество, видя в обидах психотравмирующую ситуации (сегодня очень часто можно встретить отношение к наказанию, как травмирующее).

Описание набор. В наборе 72 картинки. Название набора говорит о его содержании. Часть картинок – это изображение того, чего могут бояться дети. Часть – метафорическое изображение обиды. Последняя, третья, «Герои» - это образы тех, кто может помочь, спасти, поддержать в трудную минуту.

Среди картинок со страхами можно увидеть Бабу Ягу и Клоуна, приведение и монстров, темноту и грозу. Среди героев – фею, маму, друзей, собак. Обиды и состояния души нарисованы в виде ситуаций напряжения и дискомфорта и наоборот: покоя и удовольствия.

Обозначение группы картинок как «Страх» – имеет прямое значение: здесь собраны АК с изображением всевозможных страхов.

«Обиды» - это не только метафорическое изображение обид, но и сложные ситуации, затруднительные или дискомфортные.

«Герои» - мифические и не очень помощники, ресурсы и резервы.

Страхи

Обиды

Герои

Баба Яга

Девушка испытывает боль.

Бегущий мальчик.

Человек в стеклянной банке.

Нечто душит девушку.

Геркулес.

Ребенок плачет в пустыне.

Камень на душе.

Гном.

Человек стоит в углу.

Мальчик на распутье.

Девочка с цветком.

Мальчик в яме.

Мальчик несет мешок обид.

Дорога к дому.

Глаз за дверью.

Обиженный ребенок.

Друзья.

Гроб.

Овечка на привези.

Клоун.????

Гроза.

Один человек проникает в другого.

Мама с ребенком.

Закрытая дверь.

Человека рвет на части.

Замок в облаках.

Двойки.

Человек рассыпается.

В облаках на месяце качаться.

Горящее дерево.

 

Музыка (патефон).

Горящий дом.

 

Охотник.

Злой учитель.

 

Палатка в лесу.

Змея.

 

Пляж и замок на песке.

Кричащая женщина.

 

С книгой под одеялом.

Темный страшный лес.

 

Размышления, мечты.

Летучая мышь.

 

Книги.

Монстры (5 разных видов)

 

Медитация на природе.

Мышь

 

Раствориться в природе

Охотничий нож.

 

Рисовать.

Ночь на кладбище.

 

Много рук.

Ночное окно.

 

Попить сок с другом.

Паук.

 

Мамина поддержка.

Призрак.

 

Собака.

Скелет.

 

Сон на облаках.

Злая собака.

 

Танец.

Темнота, глаза.

 

Учитель.

Темнота, лампа.

 

Фея.

Злая тетка.

 

 

Шприц.

 

 

Идея такова: ребёнок должен выбрать картинку соответствующую его страху//страхам. Расскавзать, описать. Можно подобрать картинку с ассоциацией с эмоциональным состоянием из группы «Обиды» или из другого набора, например «Настроение». Возможно разместить картинки на листе бумаги и дорисовать их для создания рассказа. Из этого же набора для создания и завершения рассказа-картинки нужно подобрать помощников («Героев»), которые представляют собой ресурс, намечают пути решения проблемы или само решение как таковое. Помощники часто определяет живого человека, кого-то из окружения ребенка: родственников, друзей.

Работа со страхами – стандартная процедура: из картинок в открытую предлагаем выбрать страх (образ страха) и героя, который может помочь, преодолеть, победить. Возможна любая творческая работа с этими картинками, в зависимости от желания ребенка: беседа, рисунок, сказка. В своей практике использую всё сразу. Для написания сказки предлагаю выбрать дополнительные картинки. Часто картинки с «обидами» помогают передать эмоциональное состояние человека.

Раскладки для работы с набором «СОГ»

1. Со страхом. В открытую выбрать картинки: как выглядит мой страх? Что я чувствую при этом? Что или кто причина страха? Что или кто может помочь? Вокруг выбранных карт построить беседу.

2. С обидами. В открытую выбрать картинку – символ обиды. Рассказать о ней. Картинку поместить на лист бумаги, дорисовать. При дорисованный должно прийти осознание причины, мотивов. Выбираем карту-ресурс – кто или что помогает простить.

3. С негативными эмоциями. В открытую выбрать картинку, которая больше всех не нравится, вызывает дискомфорт. Рассказать – почему? Выбрать картинку, которая нравится; рассказать почему. Совместить две картинки на листе, дорисовать, сочинить рассказ.

4. Со страхом 2. В открытую – 1 карта – на что похож страх. Как он долго в вашей жизни. Какие чувства вызывает. 2 карта – кто или что причина страха. 3 карта – любая (можно в слепую) – помощь.

В заключение хочу сказать, что наборы оказались весьма интересны и продуктивны в работе со взрослыми людьми. [6]

Литература

  1. Гафурова Г. Н. Метафорические ассоциативные карты в работе психолога с детьми, https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2017/05/29/metaforicheskie-assotsiativnye-karty-v-rabote
  2. Душина И.А., Набор метафорических ассоциативных карт «Детство», https://urok.1sept.ru/articles/672547/
  3. Душина И.А., Набор метафорических ассоциативных карт «Настроение», https://urok.1sept.ru/articles/672548/
  4. Рассказова Ел, Метафорические ассоциативные карты как инструмент в работе практического психолога, https://www.b17.ru/article/15482/
  5. Сеченов М.И., «Рефлексы головного мозга» https://ru.wikipedia.org/wiki/
  6. Борисова Н., Вершинина Н., Богданова М., Перевалова Ел., Голобородова В., Копилка техник по работе с метафорическими ассоциативными картами, https://vk.com/topic-99879788_32643813