Цели: закрепить понятия «проезжая часть», «тротуар», «транспорт», «общественный транспорт», «пешеход», «пассажир», «водитель»; учить называть и различать виды общественного транспорта; продолжить знакомство с дорожными знаками, обозначающими остановки городского транспорта; познакомить детей с правилами поведения в общественных местах и транспорте.
Предварительная работа: поездка с родителями в общественном транспорте.
Материалы и оборудование: костюм Буратино; плакаты, иллюстрации с изображением улиц, дорог с разнообразным транспортом; аудиозапись с шумом транспорта; набор дорожных знаков; иллюстрация с изображением остановки общественного транспорта, изображение автобуса; иллюстрации с изображением тех, кому надо уступать место в транспорте; атрибуты для костюма бабушки; сумка для Буратино с завернутыми пирожками.
Ход мероприятия
В группе на стенде иллюстрации с изображением городских улиц, дорог с разнообразным транспортом.
Педагог. Ребята, мы сегодня с вами отправимся в небольшое путешествие по улицам нашего города. Посмотрите на иллюстрации, сколько широких и длинных улиц в нашем городе. Мы с вами уже знаем, что обычно улицы делятся на проезжую часть, которая служит для движения транспорта, и пешеходную, которою еще называют тротуаром. Смотрите, какое количество разного транспорта ездит по проезжей части! Давайте его послушаем.
Педагог включает аудиозапись с шумом транспорта.
Педагог. Какой же вид транспорта нам выбрать для нашего путешествия?
Ответы детей.
Педагог. Конечно, нам нужен городской общественный транспорт, потому что именно он используется для перевозки большого количества пассажиров. Например, что это может быть?
Ответы детей.
Педагог. Молодцы! Ну, что отправляемся в путешествие?
Дети. Да!
В группу вбегает запыхавшийся Буратино.
Буратино. Ах, успел! Здравствуйте, ребята! Я слышал, вы отправляетесь в путешествие, а я очень люблю путешествовать. Возьмете меня с собой?
Педагог. Здравствуй, Буратино! Мы с ребятами с удовольствием возьмем тебя с собой! Правда, ребята?
Дети. Да!
Буратино (удивленно). Ребята, что такое? Весь транспорт проезжает мимо нас. И автобус, и троллейбус.
Педагог. Буратино, транспорт не останавливается, где кто захочет. Ребята, а вы знаете, где же нам можно сесть на общественный транспорт?
Ответы детей.
Педагог. Правильно, нам надо идти по тротуару на остановку общественного транспорта. Рядом с остановкой всегда есть дорожный знак. Вот он нам и поможет. Интересно, а знает ли Буратино и вы, ребята, как выглядит этот дорожный знак?
Дидактическая игра «Найди дорожный знак»
Среди нескольких дорожных знаков дети выбирают тот знак, который требуется («Остановка общественного транспорта»). Буратино берет знак «Пункт питания» и пытается доказать ребятам, что это нужный им знак. Дети убеждают Буратино, что он не прав.
Педагог. Молодцы, ребята! Вы выбрали правильный знак, а Буратино не прав, и вы ему это доказали.
Педагог на стенде выставляет иллюстрацию с изображением остановки.
Педагог. А вот и остановка общественного транспорта.
Буратино на остановке начинает бегать, толкаться, громко кричать, подходить близко к проезжей части.
Педагог. Ребята, что делает Буратино? Разве так можно себя вести на остановке?
Ответы детей.
Педагог. Конечно, нет! На остановке надо спокойно ждать своего транспорта, тихо беседовать, и ни в коем случае не толкаться и не подходить близко к проезжей части, а то можно самому оказаться в большой опасности и для других людей тоже создать опасную ситуацию.
Буратино. Ребята, простите меня. Я больше так не буду себя вести!
Педагог на стенде выставляет картинку автобуса.
Педагог. А вот и автобус. Как только мы вошли в автобус, мы из пешеходов превратились в пассажиров, и нам надо не забыть купить билет у водителя, или приложить билет, если он у вас уже есть.
Дети выполняют соответствующие действия.
Педагог. Наш автобус подъехал совсем пустой, поэтому мы все заняли удобные места, кому, где нравится. Но очень часто бывает так, что в транспорте очень мало свободных мест и вот тогда необходимо подумать, что же делать?
Буратино. А что делать? Конечно, нужно садиться! Я вот люблю сидеть у окошка.
Педагог. Буратино, у окошка сидеть, конечно, очень интересно, но ведь именно твое место бывает кому-то очень нужно.
Буратино. Интересно, кому это нужно мое место?
Игровая ситуация «Бабушка и Буратино»
Разыгрывается сценка. Буратино сидит у окошка, двери автобуса открываются, и в автобус входит старенькая бабушка и становится рядом с Буратино. Буратино оглянулся на бабушку, отвернулся и продолжил смотреть в окно.
Педагог. Ребята, правильно ли ведет себя Буратино?
Дети. Нет!
Буратино (вопросительно). Почему я веду себя неправильно? Я ведь сижу тихо, никому не мешаю, не толкаюсь, не бегаю по автобусу.
Педагог. Ребята, кто расскажет Буратино, почему он не прав?
Ответы детей.
Буратино (виновато). Спасибо, ребята, что научили меня!
Буратино поднимается со своего места и вежливо просит бабушку присесть.
Педагог. Ребята, скажите, кому необходимо уступать место в городском транспорте – автобусе, троллейбусе, трамвае?
Ответы детей.
Педагог. Расскажите, уступали ли вы когда-нибудь место другому пассажиру?
Ответы детей.
Педагог. Ребята, молодцы! А теперь давайте немного отдохнем и поиграем.
Физкультминутка «Автобус»
Мы качаем, мы качаем,
Воздух в шины надуваем.
Проверяем каждый раз
И аварий нет у нас.Пассажиры, торопитесь,
По два рядышком садитесь.
За рулем сидит шофер,
Смотрит он на светофор.Светит красный светофор –
Нет проезда, стой, шофер!
Светит желтый – значит, жди,
Свет зеленый впереди.Вот зеленый светофор –
Поезжай вперед, шофер!
Стук – стук – стук!
День – день – день!
Так мы едем целый день. (В.Берестов)
Педагог. Ребята, как вы думаете, кто больше других нуждается в том, чтобы ему уступили место и почему (с показом иллюстраций):
- Женщина с малышом на руках;
- Инвалид;
- Пожилой человек;
- Женщина с тяжелыми сумками;
- Молодой человек;
- Мальчик школьного возраста;
- Мужчина с ребенком-дошкольником? [1]
Ответы и объяснения детей.
Педагог. Прежде всего, создавать удобства в транспорте необходимо для слабого человека (ему трудно стоять) или усталого (ему нужно отдохнуть). Маленький ребенок или пожилой человек могут упасть, когда автобус двигается с места или резко останавливается. Пожилому пассажиру следует не только уступать место, но и оказывать помощь в других случаях: пропускать вперед при входе и выходе, стараться не толкнуть при резком движении транспорта. [1]
Педагог. Буратино, ты запомнил, кому надо уступать место в транспорте?
Буратино. Конечно, да!
Вдруг Буратино заохал и закряхтел.
Педагог. Буратино, что с тобой?
Буратино. Ой, что-то я проголодался, пока мы едем с вами в автобусе.
Буратино начинает искать что-то в своей сумке, достает какой-то сверток, разворачивает его. Наконец, достает пирожок и начинает его есть, громко причмокивая, крошки от пирожка падают на пол.
Педагог. Буратино, что ты делаешь?
Буратино. Как что? Ем пирожок. А вы, наверное, тоже хотите? Я и вам сейчас достану.
Буратино снова начинает искать что-то в сумке. Его пирожок в это время падает на пол. Он огорченно вздыхает.
Педагог. Буратино, не надо искать нам пирожки. Да и сам ты тоже мог немного потерпеть и не есть в транспорте. Смотри, какой теперь вокруг тебя беспорядок!
Буратино оглядывается вокруг себя, пытается все собрать.
Педагог. Ребята, а вы как думаете, надо ли есть в общественном транспорте, или все-таки можно потерпеть?
Ответы детей.
Педагог. Конечно, в транспорте лучше не есть. Во-первых, это может быть небезопасно, потому что у вас грязные руки, это может причинить неудобство другим пассажирам, а еще от этого вокруг вас может появиться много мусора.
Буратино еле-еле собрал все крошки и сел к ребятам.
Педагог. Ну что, Буратино, теперь ты согласен с нами, что в транспорте лучше не есть?
Буратино. Да!
Педагог. Ну, а если наш милый Буратино все-таки очень проголодался, давайте, ребята, и мы выйдем с Буратино на следующей остановке и зайдем в кафе. Хотите?
Дети. Да!
Педагог. А пока наш автобус еще в пути, я расскажу вам несколько коротких историй, которые произошли в городском транспорте и на улицах города, а вы ответите на мои вопросы. Согласны?
Дети. Да!
Педагог. Вошел Дима в трамвай, сел у окошка, смотрит вокруг. Вдруг видит – входит старушка. Посмотрела вокруг – нет свободных мест. «Неужели никто не уступит? – думает Дима. – Ну и ну! Неужели их ничему в детском саду не учат?» Правильно ли думает и поступает Дима?
Ответы детей.
Педагог. А вот другая история. Витя с Колей подошли к переходу, посмотрели на светофор: зеленый свет, можно идти. Но только они дошли до середины дороги, как на светофоре появился желтый свет. Что делать? Витя говорит: «Бежим назад!», а Коля: «Нет, вперед!». Как надо поступить?
Ответы детей.
Педагог. Ира везет коляску с куклой Верочкой. Сережа едет на трехколесном велосипеде. Мама ведет за руку Аленку. Кто из них пассажир, кто пешеход, а кто водитель?
Ответы детей.
Буратино. И я, и я хочу рассказать свою историю!
Педагог. Ребята, послушаем историю Буратино?
Дети. Да!
Буратино. А эта история произошла с девочками Олей и Викой. Встретились однажды на тротуаре Оля с Викой. Стоят, разговаривают. Идут мимо люди, то Олю рукой заденут, то Вику толкнут. «Какие невоспитанные люди – толкаются», - говорит Оля. Как вы думаете, так ли это? [1]
Ответы детей.
Педагог. Молодцы, ребята и Буратино! Наше путешествие подходит к завершению. Мы с вами сегодня многому научились. Я надеюсь, что вы будете стараться соблюдать правила в общественных местах и в транспорте, ведь от этого зависит и ваша безопасность, и безопасность других людей, которые вас окружают.
Объявляется остановка, дети вместе с Буратино выходят из автобуса и идут в «Кафе».
Литература
- Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – пресс», 2012. – 240с.