Развитие творческой одаренности учащихся с использованием интерактивных образовательных технологий

Разделы: Общепедагогические технологии

Ключевые слова: одаренные дети, воспитание одаренных детей


Прогресс цивилизации зависит от людей творческих, людей одарённых. Важнейшая задача общества - сохранить и развивать одарённость каждого. Поэтому нам, педагогам, в своей повседневной практической деятельности необходимо быть очень внимательными к каждому ребёнку, его особенностям, способностям.

Одаренность – степень выраженности способности на определенный момент. Одаренность – сочетание ряда способностей, обеспечивающих высокую успешность (уровень и своеобразие) выполнения какой-либо деятельности.

Одарённые дети – это дети, обладающие врождёнными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями.

Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности проявления; имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость добывания знаний, умственного труда.

По последним данным примерно пятая часть детей в школьном возрасте, то есть 20% может быть отнесена к одаренным детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Сложившаяся форма общения в процессе обучения (спрашивающий учитель – отвечающий ученик) блокирует активность школьника в постановке вопроса. И поэтому всего лишь 2-5% от общего числа детей действительно проявляют себя как одаренные.

Статистика гласит, что 20% детей одарены от природы, а 80% обладают определёнными способностями, которые могут раскрыться в определённых ситуациях, при определённых методах работы педагога.

Вырастет ли из ребёнка с признаками одарённости талантливая личность, зависит от множества причин. Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность одарённых детей.

Работа учителя с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Прежде всего он требует от учителей и администрации хороших знаний в области психологии одаренных и их обучения, требует постоянного сотрудничества с психологами, другими учителями, родителями, постоянного роста и мастерства учителя, гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и вашей сильной стороной.

Одним из условий реализации эффективного обучения одаренных детей  является конструирование социально одобряемой среды и ролевого поведения школьников: изменение отношений в педагогической системе между преподавателем и обучающимся, которые могут развиваться только в системе диалога и сотрудничества, обогащение коммуникативного компонента учебного занятия посредством широкого использования возможностей различных соответствующих технологий. Одной из таких технологий является интерактивная технология. Знание и применение интерактивных форм и методов обучения позволит эффективно вести работу по развитию творческой одаренности учащихся в условиях образовательной школы.

Основной целью обучения и воспитания детей является Обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности.

В рабочей концепции одаренности дано следующее понятие одаренности.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеют внутренние предпоссылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Признаки одаренности:

1. Инструментальный аспект поведения (особенности деятельности).

2. Мотивационнный аспект поведения (отношение к деятельности).

Особенности деятельности одаренных учащихся

1. Наличие специфических способов деятельности.

2. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности.

3. Особый тип организации знаний.

4. Своеобразный тип обучаемости.

Специфические стратегии деятельности одаренных детей

1. Быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения.

2. Использование и изобретение новых способов деятельности.

3. Выдвижение  новых целей деятельности.

Особый тип организации знаний одаренного ребенка

1. Высокая структурированность.

2. Способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей.

3. Свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени.

4. Категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности).

Мотивационный аспект поведения одаренных детей

1. Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности.

2. Повышенная познавательная потребность.

3. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности.

4. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

5. Высокая требовательность к результатам собственного труда.

6. Склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении.

7. Стремление к совершенству.

Виды одаренности:

Критерий
Виды одаренности
1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики

Практическая деятельность
Теоретическая деятельность
Художественно-эстетическая деятельность
Коммуникативная деятельность
Духовно-ценностная деятельность

2. Степень сформированности

актуальная одаренность;
потенциальная одаренность.

3. Широта проявлений в различных видах деятельности

общая одаренность;
специальная одаренность.

4. Особенности возрастного развития

ранняя одаренность;
поздняя одаренность.

5. Форма проявлений

Явная одаренность;
Скрытая одаренность.

2.2 Творчество как основа одаренности

Творчество – это процесс и ( или) результат создания объективно и субъективно новых, оригинальных продуктов, обладающих социальной и личностной значимостью, прогрессивностью.

Виды мышления (З.И.Калмыкова)

1.Творческое мышление (у ученых, открывающих принципиально новые для человечества знания, наивысшая ступень продуктивности).

2. Продуктивное мышление (у школьников, открывающих что-то новое для себя).

3.Репродуктивное мышление (если степень новизны получаемых знаний чрезвычайно мала).

Процессуальные характеристики творчества

1. Умение видеть проблемы в знакомых, стандартных ситуациях, там, где другие их не видят.

2. Умение по-новому взглянуть на старое.

3. Умение видеть альтернативу решения.

4. Самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию (поиск аналогий).

5. Видение новой функции знакомого объекта.

6. Боковое мышление.

Качества творческого мышления

1. Гибкость мышления — способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далекому от первого по содержанию.

2. Оригинальность — способность давать ответы, далеко отклоняющиеся от обычных.

3. Беглость  мышления — богатство и разнообразие идей, связей (их общее количество).

4. Тщательность (разработанность).

Структура творческой одаренности (А.М.Матюшкин)

1. Доминирующая роль познавательной мотивации.

2. Исследовательская творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем.

3. Возможность достижения оригинальных решений.

4. Способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.

Задачи и проблемы современного образования постоянно обсуждаются в нашей стране на самом высоком уровне. И это неудивительно, ведь сегодняшние школьники и студенты завтра будут строить будущее своей страны, укреплять ее престиж, повышать уровень жизни ее граждан.

В настоящее время, когда образовательные стандарты постоянно повышаются, очевидно, что требуемые результаты не могут быть достигнуты с применением традиционных методов обучения. В современном понимании, в свете  последних ФГОС: знать – значит с помощью знаний осуществлять определенную деятельность, а не только помнить определенные знания. Задачей обучения  на сегодняшний является формирование способов действий, т.н. универсальных учебных действий , обеспечивающих результат учебной деятельности. Поэтому  необходимо  стремиться создавать такие условия обучения, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности. Необходимо изменить методы обучения, расширив вес тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, поднять роль самостоятельной работы учащихся Основные методические инновации связаны с применением активных форм и методов обучения.

Современная система обучения представляет собой информационную инфраструктуру, которая включает различные технологии (оборудование, программное обеспечение, периферийные устройства и связь с Интернетом) и людей, обладающих знаниями и практическим опытом, которыми они обмениваются друг с другом.

Сегодня в нашу жизнь прочно вошли такие понятия как «информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ), «ИКТ-компетентность», «дистанционное обучение» (ДО), «цифровые образовательные ресурсы» (ЦОР), «интерактивное оборудование», «дистанционные технологии», «интерактивные технологии» и др. из вышесказанного следует, одной из информационных технологий является интерактивная технология.

На необходимость применения интерактивных технологий влияют следующие факторы:

1. В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Роль и значимость информации определяет характер и направленность развития педагогического процесса.

2. Широкое применение современных информационно-коммуникационных технологий в сфере образования должно обеспечивать повышение качества подготовки специалистов.

3. Традиционные способы информации — устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступили место компьютерным средствам обучения, интерактивным технологиям. Интерактивное обучение предполагает взаимодействие ученика с учебным окруже­нием, когда обучаемый становится полноправным участником учебного процесса.

4. Появление интерактивных средств обучения обеспечивает такие новые формы учебной деятельности, как регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, передача достаточно больших объемов информации, представленных в различной форме, управление отображением на экране моделями различных объектов, явление, процессов.

5. Интерактивные доски соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.

6. В последнее время всё больше и больше педагогов-практиков понимают, что использование информационных технологий в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала.

Интерактивность (от англ. interaction – взаимодействие) понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами.

Интерактивное обучение- это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого происходит взаимодействие педагога и воспитанника, организуется индивидуальная, парная и групповая работа.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организуется таким образом , что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность высказывать то, что знают и думают. Причём, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивать саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Интерактивная модель обучения своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которой все ученики активно взаимодействуют между собой.

В традиционной модели обучения учащимся предлагается усваивать большие объемы уже готовых знаний. При этом практически отсутствует необходимость разрабатывать проекты, в основе которых лежит учебная деятельность с другими учащимися. Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех учащихся группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля.

Ведущий (преподаватель) вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Активность преподавателя уступает место активности учащихся, его задачей становится создание условий для их инициативы. Преподаватель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.

Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия ученик становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.

Таким образом, интерактивная модель обучения отвечает принципам педагогической деятельности в работе с одаренными детьми, а именно:

- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

- принцип индивидуализации и дифференциации обучении;

- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

- принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;

- принцип опережающего обучения.

Интерактивные методы обучения – система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором, происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.

Термин «интерактивные методы» связан, как правило, с двумя группами взаимосвязанных методов: первая группа - обучение, построенное на общении с компьютером и посредством компьютера и вторая группа – бескомпьютерное - специально организованное учебное взаимодействие между обучающимися.

Схема. Интерактивный метод

В соответствии с ведущей функцией того или иного метода в организации педагогического взаимодействия методы могут быть классифицированы по следующим группам:

  • методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации своей процессуальной основой имеют «коммуникативную атаку», организуемую педагогом для оперативного включения в совместную деятельность, во взаимодействие каждого участника педагогического процесса;
  • методы обмена деятельностями предполагают сочетание групповой и индивидуальной работы участников педагогического взаимодействия, совместную активность участников педагогического процесса;
  • методы мыследеятельности, с одной стороны, создают благоприятную атмосферу, способствуют мобилизации творческих возможностей учащихся, с другой стороны, стимулируют активную мыслительную деятельность;
  • методы смыслотворчества ведущей функцией имеют создание учащимися своего индивидуального смысла об изучаемых явлениях, проблемах, обмен этими смыслами;
  • методы рефлексивной деятельности направлены на фиксирование участниками педагогического процесса состояния своего развития, причин этого состояния, оценку эффективности состоявшегося взаимодействия;
  • интерактивные игры являются интегрированным методом, объединяющим все ведущие функции вышеназванных активных педагогических методов.

Интерактивные методы обучения делятся на групповые и индивидуальные.

Индивидуальные: выполнение практических задач, тренировка.

Групповые:

Дискуссионные

  • Групповая дискуссия
  • Анализ ситуаций морального выбора
  • Разбор инцидентов из практики (метод «кейсов»)
  • «Мозговой штурм»
  • Презентация
  • Обсуждение
  • Дебаты

Игровые

  • Деловая игра
  • Организационно-деятельностная игра
  • Операционная игра
  • Сюжетно-ролевая игра
  • Дидактическая игра и др.

Тренинг-методы

  • Социально-психологический тренинг
  • Тренинг делового общения
  • Психотехнические игры

Интерактивные технологии относятся к информационно-коммуникационным технологиям и являются развивающими технологиями.

1. Лекция – устная или с применением современных технических средств, презентация и.т.д.

2. Семинар – коллективное обсуждение определенной проблемы или темы  учебного плана дисциплины в различных формах.

2.1. Имитационная игра – модель среды обитания, определяющая поведение людей и механизмы их действий в экстремальных ситуациях («Конфликт», «Кораблекрушение», «Робинзон» и др.)

2.2. Деловая игра – модель взаимодействия обучающихся в процессе достижения целей, имитирующих решение комплексных задач в конкретной ситуации

2.3. Ролевая игра – метод проигрывания ролей (инсценировки)

2.4. Ситуационный анализ (разбор конкретных ситуаций, кейс-стади, инцидент, баскет-метод)

2.5. Эвристические технологии генерирования идей: «мозговой штурм», синектика, ассоциации (метафоры)

2.6. Тренинг – активное овладение и развитие знаний, умений и навыков 

Наибольший эффект для обучаемых интерактивные методы приносят при их комплексном применении в процессе освоения учебной дисциплины.

Интерактивное обучение представляет собой обучение, построенное на групповом взаимодействии, сотрудничестве, кооперации учащихся. Образовательный процесс проходит в групповой совместной деятельности. Обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса, педагог выступает в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся. Взаимодействие обучающихся происходит как с преподавателем, так и между собой, в системе взаимных обратных связей, позволяющее им оказывать влияние на процесс и результаты обучения. Интерактивное обучение позволяет формировать интерес к изучаемому предмету, развивать самостоятельность учащихся, обогащать социальный опыт учащихся путем переживания жизненных ситуаций, комфортно чувствовать себя на занятиях, проявлять свою индивидуальность в учебном процессе. Интерактивная модель обучения предполагает использование интерактивных методик преподавания и интерактивных технологий.

Использование интерактивной модели обучения создает условия реализации эффективного обучения одаренных детей, развития их творческих способностей, а именно:

- открытость обучения, которое подразумевает взаимодействие и взаимообмен информацией с обучающимися, наличие связей с внешней средой обеспечивающей возможность самоорганизации и перехода ученика на новый учебный уровень с использованием его ранее приобретенного опыта;

- конструирование социально одобряемой среды и ролевого поведения школьников: изменение отношений в педагогической системе между преподавателем и обучающимся, которые могут развиваться только в системе диалога и сотрудничества, обогащение коммуникативного компонента учебного занятия посредством широкого использования возможностей различных соответствующих технологий  (групповых, коммуникационных, игровых, активных и т.п.);

- установление эмоционально-доверительного общения в процессе занятий: смена позиции преподавателя в учебном процессе, где главной его задачей становится не передача знаний, а организация деятельности обучающихся. Преподаватель должен выступать как консультант и организатор среды обучения, а не как «носитель» информации;

- обеспечение каждому ученику возможности для включения во все виды учебной деятельности с учетом права выбора посредством деятельностного подхода;

- широкое использование систем высокотехнологического оборудования и коммуникаций, использование первоисточников при проектировании урока;

- влияние на развитие обучающихся посредством информационно-коммуникационных технологий;

- активизацию потребности обучающегося в усваиваемых знаниях через мотивацию (включение учеников в поиск, исследование и решение значимых для них проблем) и творческий поиск, где инициатива исходит и от преподавателя, и от обучающегося;

- придание уроку «активного информационно-динамического» характера, адаптированного к имеющимся условиям и связанного с осуществлением проблемного - развивающего обучения посредством активных методов, характеризующихся проявлением инициативы как у обучающихся, так и у преподавателя. Стремление к самосовершенствованию, саморазвитию, самовоспитанию, самоуправлению и самореализации осуществляет переход учебного занятия из режима функционирования, в режим развития;

- повышение профессиональной компетентности учителя: трансформация репродуктивной функции в творческий поиск.

Использование интерактивных технологий оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, дает большую степень его усвоения учащимися. Интерактивное обучение может дополнить и усовершенствовать деятельность преподавателя, особенно в тех областях, в которых развиваются самостоятельность  и творческое мышление, т.к. интерактивное творчество учителя и ученика безграничны.

Литература

1. Введение в коммуникативную методику обучения  английскому языку. Пособие для учителей России / Oxford University Press – 1997 г.

2. Гальскова Н.Д  Современная методика обучения иностранным языкам : пособие для учителя - М. : АРКТИ, 2000.

3. Григальчик Е.К., Губаревич Д.И. Обучаем иначе: стратегия активного обучения. Минск: Соврем.слово, 2003.

3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.Л.Стандарты второго поколения. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: Просвещение, 2009.

4. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: учеб.пособ. М.:Дрофа, 2008.

5. Зайцева, О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: Автореф. дис. канд. пед. наук. / О.Б.Зайцева. - Брянск, 2002. - 19 с.

4. Козлов В.В., Кондаков А.М. Стандарты второго поколения. Фундаментальное ядро содержания общего образования.- М.: Просвещение, 2011.

5. Коротков А.М. Компьютерное образование с позиций  системно-деятельностного подхода // Педагогика. - 2004. - №2.

6. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы  психологии. 1989. № 6.

7. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2003.

8. Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении.-Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2011.

9. Пассов Е.И.  Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению - 2-е изд. - М. : Просвещение, 1991.

10. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

11. Рабочая концепция одаренности. М., 2003. Концепция разработана авторским коллективом: Д.Б.Богоявленская (ответственный редактор), В.Д.Шадриков (научный редактор). Ю.Д.Бабаева, А.В.Брушлинский. В.Н.Дружинин, И.И.Ильясов, И.В.Калиш. Н.С.Лейтес, А.М.Матюшкин, А.А.Мелик-Пашаев. В.И.Панов, Д.В.Ушаков, М.А.Холодная, Н.Б.Шумакова, В.С.Юркевич.

12. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

13. Семёнов А.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании / А.Л.Семёнов. - М.: Изд-во МИПКРО, 2000.

14.Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н..   Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий : - М.: Глосса-Пресс, 2010.

15.Чепель Т.Л. Интерактивные методы обучения в системе современного профессионального педагогического образования // Педагогический профессионализм в современном образовании: материалы междунар. науч.-практич. конф., 20-22 февраля 2006 г. / науч. ред. Е.В.Андриенко и др.; Новосиб. гос. пед. ун-т. Новосибирск: НГПУ, 2006.