Проектирование в разделе «Художественные ремесла» по теме «Лоскутное шитье по шаблонам объемных фигур»

Разделы: Технология, Экология, Дополнительное образование, Мастер-класс

Классы: 5, 7

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, лоскутное шитье


Цель занятия: организовать деятельность обучающихся по выполнению творческого проекта.

Класс: 5.

Задачи обучения:

  • продолжить формирование умения формулировать проблемную ситуацию, выбирать тему проекта, определять цель и задачи проекта;
  • научить проводить исследование, выдвигать идеи, анализировать их, выбирать лучшую идею;
  • закрепить умение подбирать правильные цветовые сочетания, подбирать материалы и инструменты, работать по технологической карте,  организовывать рабочее место, изготовлять изделие с соблюдением правил безопасного труда;
  • закрепить умения раскроя, сборки и оформления изделия;
  • научить анализировать достоинства и недостатки проекта и поводить самооценку.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Методы обучения: словесные, наглядные, работа с технологическими картами, выполнение практического задания, работа с иллюстративными материалами, организация работы индивидуальная и группах.

Форма урока: индивидуальная, в парах, в команде.

Средства обучения:

  • рабочая тетрадь для учащихся 5 класс – «Технология ведения дома» - автор Синица Н.В. «М:Вентана-Граф» 2017г, ФГОС;
  • учебник 5 класс - «Технология ведения дома» - автор Синица Н.В., Симоненко В.Д.«М:Вентана-Граф» 2017г, ФГОС.

Формируемые  УУД: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный этап

Приветствие учащихся.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Подготовка к активному усвоению новых знаний

При изучении предмета «Технологии» в разделе «Создание изделий из текстильных материалов» вы выполняли проект по изготовлению швейного изделия «Наряд для завтрака», вспомните какие варианты, а именно изделия были предложены для этого проекта (юбка, сарафан, топ, бермуды и фартук).

Да, идеи, то есть варианты были! И вы выбрали каждая себе изделие, которое успешно сшили на  занятиях!

- Какие ткани брали для пошива своих изделий?

 (Х/б ткани, ситец сатин и конечно ярких расцветок).

- С чего начали, и как шьется изделие?

(Измеряем фигуру потому, что нужны мерки и по ним мы строим чертеж, вырезав чертеж получаем свою выкройку, которую в свою очередь, разложив и приколов к ткани обводим по контуру и вырезаем по припускам далее сшиваем раскроенные детали, получая готовое изделие на себя).

И так мы использовали выкройки при изготовлении наших изделий, представьте, если у всех одинаковые размеры. Можно ли сказать про выкройку, что это лекало или шаблон?

Давайте поиграем! Последний раздел, который вы изучили, назывался «Художественные ремесла».

Предлагаю Вам посовещавшись в командах выполнить задание.

Задание 1. Установите соответствие

Вид декоративно-прикладного искусства

Способ выполнения

  • Батик
  • Кружевоплетение
  • Ткачество
  • Вышивка
  • Лоскутное шитье
  • Печворк
  • Выполнение узора на ткани иглой с ниткой
  • Шитье из лоскутов
  • Роспись по ткани
  • Переплетение нитей коклюшками
  • Переплетение нитей на станке
  • Техника шитья из кусочков ткани – лоскутов

Ответ:

A

B

C

D

E

F

 

 

 

 

 

 

Задание 2. Ответьте на вопрос

- В каком из видов декоративно-прикладного искусства может использоваться шаблон (лекало)? Свой ответ обоснуйте.

  • Батик
  • Кружевоплетение
  • Ткачество
  • Вышивка
  • Лоскутное шитье
  • Печворк

III. Усвоение новых знаний

- Что же можно выполнить из лоскутов?

(Из разноцветных или однотонных лоскутов можно получить оригинальные вещи: жилеты, юбки, сумки, одеяла, подушки, покрывала).

Можно выполнить и оригинальные аппликации.

Рассмотрите предложенные фотографии работ мастериц, взятые из интернета.

- Какие формы (геометрические фигуры) применили мастерицы в своих изделиях?

  • Ж И Л Е Т Ы <Рисунок 1, 2,3 > Приложение №1).
  • ЮБКИ <Рисунок 4, 5, 6>.
  • СУМКИ <Рисунок 7, 8, 9>.
  • ПОДУШКИ <Рисунок 10, 11, 12>.
  • ПОКРЫВАЛА <Рисунок 13, 14, 15>.

Мастерицы  применили в своих изделиях такие геометрические фигуры как: квадраты, треугольники, круги, прямоугольники, многоугольники.

Рассмотрим фигуры в плоскости - можно использовать для выполнения аппликаций на одежде из лоскутов <Рисунок 16,17,18>.

Задание. Работа в команде

Из предложенных шаблонов геометрических фигур <Рисунок 19,20,21> соберите:

  • кошечку;
  • мышат;
  • мишку      

Подумайте и скажите:

-  Чем будут отличаться фигуры в плоскости  <Рисунок 19, 20, 21>от фигур, выполненных в  3Д (объеме 3д) <Рисунок 22, 23>.

Это (сфера), шар, пирамида, конус, цилиндр, призмы, куб.

Давайте познакомимся с такой фигурой как  - Додекаэдр <Рисунок 24,25>.

Додекаэдр – (от греческого dodeka – двенадцать и hedra - грань), двенадцатигранник – правильный многоугольник, объемная геометрическая фигура, составленная из двенадцати правильных пятиугольников. Каждая вершина додекаэдра является вершиной трех правильных пятиугольников.

Если присмотримся к этой необычно - удивительной и загадочной фигуре и чуть ниже середины проведем линию на <Рисунок 26> и откинем нижнюю часть, то получим устойчивую фигуру как на <Рисунок 27>. (такую же фигуру можно выполнить и из сферы (шара)).

Задание. Работа в команде.

Раздать на парты для каждой команды листочки с <Рисунок 27>.

Дорисуйте, подставляя образы животных – это лапы, хвост и голову.

Кто какого животного увидел в этой фигуре? Включаем фантазию и?

Да – похожа на черепаху!

A что мы знаем про нее?

«О Черепахах. Черепашки и Экология»

Среди самой разнообразной информации в интернете широко распространена тема домашних животных. Владельцы с удовольствием выкладывают фотографии и видео своих любимцев. Видов и пород домашних животных достаточно много, но каждое животное индивидуально, по-своему красиво и интересно.

Среди обилия информации достаточно мало внимания уделяется такому замечательному животному как черепаха.

А ведь это животное знакомо нам с детства, оно является одним из героев такой популярной сказки как “Приключения Буратино” и олицетворяет собой символ мудрости и доброты. Эти животные очень спокойные и неприхотливые, они не проявляют агрессивных качеств.

В наших климатических условиях черепаха является домашним животным, но их основная среда обитания - дикая природа тропических и умеренных климатических зон. Так как черепахи подразделяются на сухопутных и водных, то они соответственно населяют зеленые и водные просторы планеты. Всего на сегодняшний день насчитывается 328 видов черепах. Они являются самыми старыми животными, живущими на планете – более 200 млн. лет.

Ареол обитания сухопутных черепах – это суша. Черепахи погружаются в воду только с целью восполнения запасов жидкости в организме. Они выкапывают себе в земле или песке убежища. Сухопутные рептилии населяют Африку, Азию, Южную Европу и Новый свет. Черепахи предпочитают открытые пространства: саванны, степи, пустыни, тропические леса <Фото1>.

Водные черепахи живут в пресных водоемах и морях. Выходят на сушу только для того, чтобы погреться на солнце и отложить яйца. Средой обитания являются такие регионы и страны как Азия, Южная Америка, экваториальная Африка, Индия, Китай, Япония, восточные штаты США <Фото2>.

Эти животные также облюбовали воды побережья Атлантики. Так как в дикой природе черепахи живут на довольно обширной территории, то, как и многих других животных, их касаются проблемы экологии. Что же угрожает этим милым и безобидным животным? Одними из причин, угрожающих популяции черепах являются: уничтожение мест обитания, уничтожение кладок яиц людьми и животными, загрязнение мест обитания и самих черепах из-за разливов нефти, уничтожение пляжей, где черепахи откладывают яйца, наличие в море и на побережье пластикового мусора.

Большое количество черепах и черепашьих яиц гибнет под колесами автомобилей, в руках глупых детей, в зубах животных и клювах птиц. Многие черепахи гибнут во время рыбалки, заглатывая наживку для рыб.

В разных странах издаются законы, которые запрещают выкапывать черепашьи яйца, ловить и убивать морских черепах.

Однако черепахи не только нуждаются в защите, но и сами помогают восстанавливать экологию. В Интернете есть интересная статья “Черепахи – защитники экосистемы”. Речь в ней идет о том, что на одном из островов в Индийском океане чуть не случилась экологическая катастрофа. На грани исчезновения оказался особый вид черной хурмы, которая кроме вкусных плодов, является также источником ценной древесины. Местные биологи предпринимали попытки высаживать семена черной хурмы, но растения не всходили. Дело в том, что плотная кожура плода не позволяла пробиться хрупкому ростку – нужно было какое-то животное, выполняющее роль переносчика семян, для того, чтобы попав в желудок и кишечник, под воздействием пищеварительных ферментов, верхняя плотная часть плода могла бы размягчиться и растение получило шанс на прорастание.

Единственными подходящими животными, из тех которые обитают на острове оказались гиганские Сейшельские черепахи. Они с удовольствием лакомились сладкими плодами, семена проходили через пищеварительную систему животных и выходили естественным путем уже готовые к произрастанию. Так черепахи спасли редкий вид хурмы от исчезновения.

Этот пример еще раз доказывает, что черепахи замечательные животные, интересные своей многогранностью <Фото 3, 4, 5, 6>.

В древности люди полагали, что гигантская черепаха, обитающая в водах Мирового океана, держит на своей спине весь мир с его обитателями. Согласно другой китайской легенде, Храм Неба в Китае стоит на гигантских черепахах, которые оберегают древесину от гниения. Благодаря этому уникальное сооружение сохранилось до наших дней.

Китайцы прозвали черепаху «черным воином», который символизирует саму жизнь и бессмертие. Неудивительно, ведь это животное может прожить до 300 лет при благоприятных условиях. Официально зарегистрирован рекордсмен по долгожительству среди черепах. Им оказалась черепаха - морион, прожившая 152 года.

Человек, избравший своим талисманом черепаху, приобретет все положительные качества этого животного – мудрость, последовательность в действиях, уверенность в себе, упорство, обдуманность решений, неторопливость в суждениях. Кроме того, черепаха наделит его отменным здоровьем и финансовым благополучием.

IV. Закрепление изученного материала. Творческий проект

Работа над творческим проектом.

  • Выяснить в чем состоит наша проблемная ситуация.
  • Исследование. Какие изделия нам необходимы?
  • Первоначальные идеи. Выбор лучшей идеи по требованиям к изделию.
  • Выбор размера изделия.
  • Выбор нужной ткани, дополнительных материалов.

Работа с Первоначальными идеями <Фото № 7;8;9>.

V. Закрепление новых знаний. Практическая часть

Выполнение практической работы по технологической карте.

(Приложение №2 - Технологическая карта «Изготовление черепашки»).

Приготовьте следующие  шаблоны:

  • панцирь детали - А;
  • лапа, голова и хвост - Б;
  • дно панциря – В;
  • схема сборки панциря – Г.

Раскроите по шаблонам следующие детали:

  • голова – 2 детали;
  • лапа – 8 деталей (4x4);
  • части панциря – пятиугольник – 6 деталей и 5 деталей низ панциря;
  • хвост – 1 деталь.

Все детали черепашки выкроить с небольшим припуском на швы и сшить их по изнаночной стороне.

Рекомендуется использовать  шов назад игла – имитация машинной строчки для для соединения деталей панциря.

Рекомендуемые швы при пошиве изделия: машинная строчка – 2,5 мм для сшивания деталей головы, лап и хвоста.

Сборка краев панциря, обтянуть заготовку картона. При пошиве изделия:

- шов вперед игла.

Пришейте к панцирю дно потайным швом, оставив отверстие для наполнителя. Заполните наполнителем, придав изделию объем.

Плотно набив туловище ватой, отверстие зашейте.

Потайным швом соедините голову и хвост с панцирем. Не зашивая отверстие шеи, пришейте голову к панцирю. Пришейте хвост.

Изделие оформите:

  • глаза можно приклеить или сделать самим из темных бусинок;
  • вышейте брови и рот;
  • шляпку в виде цветочка на голову;

Проявите фантазию при дальнейшем оформлении черепахи:

вариант №1 - используйте тесьму, бисер и пайетки, аппликацию;

вариант №2 – примените роспись по ткани, точечную роспись…

VI. Заключительная часть. Защита проекта

Подвести итоги, дать оценку работам, акцентировать внимание на аккуратность.

VII. Рефлексия

Предложить учащимся поделится своими впечатлениями о занятии и о выполненной практической работе – что получилось, что еще осталось доделать…
 
Список используемых источников

  1. Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/Н.В.Синица, В.Д.Симоненко – М.:Вентана – Граф, 2014 – 192с.:ил.
  2. Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций /Н.В.Синица, Н.А.Буглаева. – М.:Вентана – Граф, 2014 – 96с.:ил.
  3. Контрольно – измерительные материалы. Технология ведения дома. 5 класс/Сост. О.Н.Логвинова.- М.:ВАКО, 2017.-64с.-( контрольно – измерительные материалы).
  4. Методическое пособие «Технологии ведения дома» 5 класс - автор Синица Н.В«М:Вентана-Граф» 2014г, ФГОС.
  5. https://www.google.com/search?q=%D0%A7%D0%95%D0%A0%D0%95%D0%9F%D0%90%D0%A5%D0%90+%D0%98%D0%97+%D0%9B%D0%9E%D0%A1%D0%9A%D0%A3%D0%A2%D0%9E%D0%92&tbm=isch&tbs=rimg:
  6. https://cherepahi.info/hob/v-mifologii//542-cherepakha-v-mifologii-tsentralnoj-i-zapadnoj-azii