Конспект фронтального логопедического занятия для детей подготовительного к школе возраста с тяжёлым нарушением речи «В поисках сокровищ». "Дифференциация звуков Ж–Ш"

Разделы: Логопедия

Классы: д/с, 1

Ключевые слова: дифференциация звуков, профилактика дисграфии, дифференциация звуков Ж-Ш


Итоговое занятие

Цель: дифференциация: Ж–Ш.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • закрепить навык четкого произношения звуков: Ш-Ж;
  • формировать умение дифференцировать эти звуки (профилактика дисграфии);
  • уточнить правило правописания: ЖИ, ШИ (профилактика дизорфографии);
  • уточнить правило правописания сомнительных согласных в конце слова (профилактика дизорфографии);

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать фонетико-фонематические процессы;
  • развивать зрительное и слуховое внимание и память, мышление;
  • развивать познавательную активность;
  • развивать графомоторные навыки;

Воспитательные:

  • учить контролю и самоконтролю выполняемых действий;
  • формировать положительную установку на активное участие в занятии;
  • формировать навык сотрудничества, инициативности, самостоятельности;

Оборудование:индивидуальные карточки синего и зелёного цвета для игры: «Семафор», карта путешествия, кораблик на магните, индивидуальный печатный материал, демонстрационный печатный материал, предметные картинки, индивидуальные карточки к игре: «Глухой-звонкий», простые карандаши, сундучок.

Предварительная работа:работа над семантикой слов, используемых на занятиях.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Логопед предлагает детям занять свои места и сыграть с ней в игру: «Семафор».

(Педагог произносит утверждение, если дети считают утверждение верным, поднимают карточку синего цвета, если они считают утверждение не верным, поднимают карточку красного цвета и объясняют, почему они так решили.)

Примеры утверждений:

- Я утверждаю, что звук можно написать и увидеть.

- Я утверждаю, что звук «У» гласный.

- Я утверждаю, что звук «М» гласный.

- Я утверждаю, что в слове «КОТ» два слога.

- Я утверждаю, что в слове «ПОПУГАЙ» три слога.

- Я утверждаю, что в слове «ПОПУГАЙ» первый слог ударный.

- Я утверждаю, что звуки «Ж» и «Р» - парные согласные.

Слышится музыка и в группу «влетает» свиток.

Логопед: - Что это? Да это же послание от пиратов. Они предлагают отправиться вместе с ними за сокровищами, потому что, чтобы их найти, надо выполнить множество заданий, а они ни в детский сад, ни в школу не ходили и теперь не могут без нашей помощи справиться. Поможем им?

Итак, отправляемся в далёкое плавание. (Передвигая кораблик по маршруту, представленному на карте, дети «попадают» на загадочные острова, где находятся подсказки, которые помогут найти сокровища, но их можно получить, только выполнив задание).

Вот и первый остров на нашем пути и называется он «Остров Внимательных». Чтобы нам получить первую подсказку, которая нам поможет найти сокровища, мы должны сыграть в игру: «Запомни и повтори».

(Логопед, предлагает повторить слоговой ряд каждому ребёнку, остальные дети контролируют правильность ответа. Если ребёнок повторяет правильно, они говорят: - «Да», если не правильно: - «Нет»).

Речевой материал:

ША-ША-ЖА

 ЖИ-ШИ-ЖИ

 ШО-ШО-ЖО

 ЖУ-ШУ-ШУ

ЖА-ЖА-ША

ШИ-ШИ-ЖИ

 ЖО-ЖО-ШО

 ШУ-ЖУ-ШУ

ША-ЖА-ША

 ЖИ- ШИ-ЖИ

 ШО-ЖО-ШО

 ЖУ-ШУ-ЖУ

Дети получают первую подсказку за выполнение задания и отправляются дальше.

Следующая остановка на острове «Звонких и глухих согласных», логопед предлагает сыграть в игру: «Глухой – звонкий».

Логопед произносит слоги, слова, показывает картинки, а дети определяют наличие звука «Ж» или «Ш», и показывают соответствующий символ: «Ж» – карточка с колокольчиком, «Ш» - карточка с зачёркнутым колокольчиком.)

Речевой материал:

а) различение в слогах: жа, ша, шла, ажл, жлу, ушл;

б) различение в словах: шланг, шлагбаум, пирожное, дирижабль, мороженое, маршировать, жимолость, можжевельник, путешествие;

в) различение звуков при предъявлении картинок: жираф, жук, шарф, шар, пожарный, художник, швея, сапожник;

Дети получают вторую подсказку за выполнение задания и отправляются дальше.

Логопед: - До следующего острова очень далеко, нам нужно отдохнуть, чтобы набраться сил перед следующим испытанием. А вот и «Бухта превращений».

Физкультминутка: Игра «Чудесные превращения»

(дети договаривают фразу и изображают разных зверей)

Дилы-дилы-дилы: появились … крокодилы.
Моты-моты-моты: появились … бегемоты.
Афы-афы-афы: жуют листики… жирафы.
Ны-ны-ны: водой брызгают … слоны.
Яны-яны-яны: по веткам скачут … обезьяны.
Эти-эти-эти: вернулись наши … дети.

Логопед: - Вот и следующий остров под названием «Всё наоборот», и конечно, на этом острове мы должны сыграть в игру: «Скажи наоборот».

(Игра с мячом, логопед бросает детям воображаемый мяч и произносит слог или слово со звуком «Ш», а они «возвращая мяч», произносят слог или слово, заменив в нем звук «Ш» на звук «Ж» и наоборот).

Речевой материал:

  • ША-
  • ЖО-
  • ЖИ-
  • ЫШЛ-
  • УШЛ-
  • ОЖЛ-
  • УЖИ –
  • ШАР –
  • ЖИЛА –
  • ШУТКА –
  • ЖИТЬ –
  • СКОШУ –
  • ЛУША –
  • САЖА –

Дети получают очередную подсказку и попадают на «Остров Жиши».

На этом острове живут братцы ЖИ и ШИ. Чтобы выполнить задание надо закончить слово нужным слогом: ЖИ или ШИ, чтобы оно звучало правильно. (Задание выполняется по подгруппам. Дети из первой группы помогают братцу Жи. Дети из второй группы помогают братцу Ши).

Речевой материал:

  • МАЛЫ(ШИ),
  • КРЫ(ШИ),
  • ГАРА(ЖИ),
  • ЭТА(ЖИ),
  • КАРАНДА(ШИ),
  • НО(ЖИ),
  • ЛАНДЫ(ШИ),
  • ЭКИПА(ЖИ),
  • ШАЛА(ШИ),
  • МОР(ЖИ)

После взаимопроверки, получив подсказку, за выполненное задание, двигаясь по маршруту, дети попадают на остров «Сомнительный».

Логопед: - Мы уже знаем, что написание парных согласных в конце слова вызывает сомнения, как же нам справиться с эти заданием, как узнать, какую надо написать букву в конце слова «Ж» или «Ш».

Выслушав ответы детей, логопед предлагает сыграть в игру: «Один, несколько, много», для того чтобы определить какую букву необходимо написать в конце заданных слов.

Дети читают слово и произносят, изменяя его, сопровождая движениями: один - показывают один палец (ковш), несколько - показывают ладошки с разведёнными в стороны пальцами (ковши), много - разводят руки в стороны (много ковшей). После проверки, вставляют пропущенную букву.

Речевой материал:

  • КОВ…,
  • ПЕЙЗА…,
  • КАМЫ…,
  • У…,
  • ДЕТЁНЫ…,
  • ЧИ…,
  • ЛАВА…,
  • Ё…

Дети за выполненное задание получают подсказку, садятся на свои места и «отправляются» в путь и попадают на остров «Загадочный».

Логопед: - Чтобы получить последнюю подсказку, необходимо расшифровать слова, которые написаны на карточках. Для этого нужно вставить нужную букву: «Ж» или «Ш» (работа парами с индивидуальным печатным материалом).

Речевой материал:

…апка, …ук, …уба, …урнал, …аба, …каф, …арф

Выполнив задание, дети получают последнюю подсказку, собирают все подсказки вместе и расшифровывают написанное, находят спрятанный сундучок. Достают «сокровища» – медальки, которыми логопед их награждает за сообразительность, внимательность и старание при выполнении всех заданий.