Итоговое занятие
Цель: дифференциация: Ж–Ш.
Коррекционно-образовательные задачи:
- закрепить навык четкого произношения звуков: Ш-Ж;
- формировать умение дифференцировать эти звуки (профилактика дисграфии);
- уточнить правило правописания: ЖИ, ШИ (профилактика дизорфографии);
- уточнить правило правописания сомнительных согласных в конце слова (профилактика дизорфографии);
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать фонетико-фонематические процессы;
- развивать зрительное и слуховое внимание и память, мышление;
- развивать познавательную активность;
- развивать графомоторные навыки;
Воспитательные:
- учить контролю и самоконтролю выполняемых действий;
- формировать положительную установку на активное участие в занятии;
- формировать навык сотрудничества, инициативности, самостоятельности;
Оборудование:индивидуальные карточки синего и зелёного цвета для игры: «Семафор», карта путешествия, кораблик на магните, индивидуальный печатный материал, демонстрационный печатный материал, предметные картинки, индивидуальные карточки к игре: «Глухой-звонкий», простые карандаши, сундучок.
Предварительная работа:работа над семантикой слов, используемых на занятиях.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Логопед предлагает детям занять свои места и сыграть с ней в игру: «Семафор».
(Педагог произносит утверждение, если дети считают утверждение верным, поднимают карточку синего цвета, если они считают утверждение не верным, поднимают карточку красного цвета и объясняют, почему они так решили.)
Примеры утверждений:
- Я утверждаю, что звук можно написать и увидеть.
- Я утверждаю, что звук «У» гласный.
- Я утверждаю, что звук «М» гласный.
- Я утверждаю, что в слове «КОТ» два слога.
- Я утверждаю, что в слове «ПОПУГАЙ» три слога.
- Я утверждаю, что в слове «ПОПУГАЙ» первый слог ударный.
- Я утверждаю, что звуки «Ж» и «Р» - парные согласные.
Слышится музыка и в группу «влетает» свиток.
Логопед: - Что это? Да это же послание от пиратов. Они предлагают отправиться вместе с ними за сокровищами, потому что, чтобы их найти, надо выполнить множество заданий, а они ни в детский сад, ни в школу не ходили и теперь не могут без нашей помощи справиться. Поможем им?
Итак, отправляемся в далёкое плавание. (Передвигая кораблик по маршруту, представленному на карте, дети «попадают» на загадочные острова, где находятся подсказки, которые помогут найти сокровища, но их можно получить, только выполнив задание).
Вот и первый остров на нашем пути и называется он «Остров Внимательных». Чтобы нам получить первую подсказку, которая нам поможет найти сокровища, мы должны сыграть в игру: «Запомни и повтори».
(Логопед, предлагает повторить слоговой ряд каждому ребёнку, остальные дети контролируют правильность ответа. Если ребёнок повторяет правильно, они говорят: - «Да», если не правильно: - «Нет»).
Речевой материал:
ША-ША-ЖА | ЖИ-ШИ-ЖИ |
ШО-ШО-ЖО |
ЖУ-ШУ-ШУ |
ЖА-ЖА-ША |
ШИ-ШИ-ЖИ | ЖО-ЖО-ШО |
ШУ-ЖУ-ШУ |
ША-ЖА-ША |
ЖИ- ШИ-ЖИ |
ШО-ЖО-ШО |
ЖУ-ШУ-ЖУ |
Дети получают первую подсказку за выполнение задания и отправляются дальше.
Следующая остановка на острове «Звонких и глухих согласных», логопед предлагает сыграть в игру: «Глухой – звонкий».
Логопед произносит слоги, слова, показывает картинки, а дети определяют наличие звука «Ж» или «Ш», и показывают соответствующий символ: «Ж» – карточка с колокольчиком, «Ш» - карточка с зачёркнутым колокольчиком.)
Речевой материал:
а) различение в слогах: жа, ша, шла, ажл, жлу, ушл;
б) различение в словах: шланг, шлагбаум, пирожное, дирижабль, мороженое, маршировать, жимолость, можжевельник, путешествие;
в) различение звуков при предъявлении картинок: жираф, жук, шарф, шар, пожарный, художник, швея, сапожник;
Дети получают вторую подсказку за выполнение задания и отправляются дальше.
Логопед: - До следующего острова очень далеко, нам нужно отдохнуть, чтобы набраться сил перед следующим испытанием. А вот и «Бухта превращений».
Физкультминутка: Игра «Чудесные превращения»
(дети договаривают фразу и изображают разных зверей)
Дилы-дилы-дилы: появились … крокодилы.
Моты-моты-моты: появились … бегемоты.
Афы-афы-афы: жуют листики… жирафы.
Ны-ны-ны: водой брызгают … слоны.
Яны-яны-яны: по веткам скачут … обезьяны.
Эти-эти-эти: вернулись наши … дети.
Логопед: - Вот и следующий остров под названием «Всё наоборот», и конечно, на этом острове мы должны сыграть в игру: «Скажи наоборот».
(Игра с мячом, логопед бросает детям воображаемый мяч и произносит слог или слово со звуком «Ш», а они «возвращая мяч», произносят слог или слово, заменив в нем звук «Ш» на звук «Ж» и наоборот).
Речевой материал:
- ША-
- ЖО-
- ЖИ-
- ЫШЛ-
- УШЛ-
- ОЖЛ-
- УЖИ –
- ШАР –
- ЖИЛА –
- ШУТКА –
- ЖИТЬ –
- СКОШУ –
- ЛУША –
- САЖА –
Дети получают очередную подсказку и попадают на «Остров Жиши».
На этом острове живут братцы ЖИ и ШИ. Чтобы выполнить задание надо закончить слово нужным слогом: ЖИ или ШИ, чтобы оно звучало правильно. (Задание выполняется по подгруппам. Дети из первой группы помогают братцу Жи. Дети из второй группы помогают братцу Ши).
Речевой материал:
- МАЛЫ(ШИ),
- КРЫ(ШИ),
- ГАРА(ЖИ),
- ЭТА(ЖИ),
- КАРАНДА(ШИ),
- НО(ЖИ),
- ЛАНДЫ(ШИ),
- ЭКИПА(ЖИ),
- ШАЛА(ШИ),
- МОР(ЖИ)
После взаимопроверки, получив подсказку, за выполненное задание, двигаясь по маршруту, дети попадают на остров «Сомнительный».
Логопед: - Мы уже знаем, что написание парных согласных в конце слова вызывает сомнения, как же нам справиться с эти заданием, как узнать, какую надо написать букву в конце слова «Ж» или «Ш».
Выслушав ответы детей, логопед предлагает сыграть в игру: «Один, несколько, много», для того чтобы определить какую букву необходимо написать в конце заданных слов.
Дети читают слово и произносят, изменяя его, сопровождая движениями: один - показывают один палец (ковш), несколько - показывают ладошки с разведёнными в стороны пальцами (ковши), много - разводят руки в стороны (много ковшей). После проверки, вставляют пропущенную букву.
Речевой материал:
- КОВ…,
- ПЕЙЗА…,
- КАМЫ…,
- У…,
- ДЕТЁНЫ…,
- ЧИ…,
- ЛАВА…,
- Ё…
Дети за выполненное задание получают подсказку, садятся на свои места и «отправляются» в путь и попадают на остров «Загадочный».
Логопед: - Чтобы получить последнюю подсказку, необходимо расшифровать слова, которые написаны на карточках. Для этого нужно вставить нужную букву: «Ж» или «Ш» (работа парами с индивидуальным печатным материалом).
Речевой материал:
…апка, …ук, …уба, …урнал, …аба, …каф, …арф
Выполнив задание, дети получают последнюю подсказку, собирают все подсказки вместе и расшифровывают написанное, находят спрятанный сундучок. Достают «сокровища» – медальки, которыми логопед их награждает за сообразительность, внимательность и старание при выполнении всех заданий.