Цель урока: создание условий для расширения у обучающихся представлений об экологии.
Задачи урока:
- О: Познакомить учащихся с системой экологических знаний;
- Р: развивать воображение, мышление;
- В: воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: Раздаточный материал, рабочая тетрадь.
Планируемые результаты:
Личностные: Готовность обучающихся к саморазвитию; мотивация к познанию и обучению;
Метапредметные:
- познавательные УУД:
- Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования)
- коммуникативные УУД:
- Признавать возможность существования разных точек зрения;
- Корректно и аргументированно высказывать свое мнение.
- регулятивные УУД:
- Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий;
- Устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.
Предметные:
- Развитие умений описывать, сравнивать и группировать изученные природные объекты и явления, выделяя их существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;
- Умение решать в рамках изученного материала познавательные, в том числе практические задачи;
- Приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения.
Ход урока
I. Организация класса
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
II. Фенологическая минутка
- Мы начинаем наш урок с фенологической минутки.
- Кто даст ответ: какое сейчас время года?
- Кто готов ответить, как называется текущий месяц?
В случае затруднения:
- Кто из вас прочитает загадку, написанную на доске? Поднимите руку.
Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит,
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!
- Как вы догадались, что это сентябрь?
- Какой по счету в году месяц сентябрь?
- А какой по счету месяц осени?
- Поговорим о погоде:
- Посмотрите в окно, что вы видите за ним?
- Что скажете о состоянии неба?
- Есть ли осадки?
- На улице есть ветер?
- А сколько градусов было на термометре, когда вы собирались в школу?
Рассказывает учитель о сентябре. Сейчас я прочитаю текст, а вам надо послушать и дать ответ на два вопроса.
1. Какие изменения происходят в неживой природе?
2. Какие изменения происходят в живой природе?
В сентябре погода начинает меняться. Дни становятся короче, а ночи - холоднее. Часто бывает так, что утро начинается с тумана, а днем солнце все еще светит ярко, но уже не так жарко, как летом. Иногда идут дожди, и это помогает растениям готовиться к зиме.
В сентябре листья на деревьях начинают менять цвет. Они становятся ярко-желтыми, оранжевыми и красными. Это происходит потому, что деревья готовятся к зиме и начинают терять хлорофилл. Многие деревья и кустарники начинают приносить плоды. Мы можем увидеть яблоки, груши, ягоды и орехи. Это время сбора урожая! Животные тоже готовятся к зиме. Некоторые птицы, например, журавли и лебеди, начинают улетать в теплые края. А белки и медведи собирают запасы пищи.
Итак, что же все-таки меняется в сентябре в живой природе? А в неживой? Сентябрь - это месяц перемен, когда природа готовится к зимнему отдыху, а мы, люди, продолжаем заботиться о ней и наслаждаться ее дарами. Это время, когда мы можем учиться, играть и наблюдать за красотой окружающего мира!
III. Актуализация знаний
(учитель задает вопросы по предыдущей теме)
- Давайте вспомним, что вы проходили на предыдущем уроке.
- Сколько на земле государств?
- А что есть в любом государстве?
- А кто управляет нашим государством - монарх или президент?
- Почему семья очень важная часть общества?
IV. Целеполагание
(учитель подводит детей к теме урока)
- Чтобы узнать, о чем мы с вами сегодня поговорим, я прочитаю вам историю, а вы должны будете ответить на вопросы.(учитель читает текст из учебника)
- О чем говорится в тексте?
- Почему после уничтожения комаров людям стало хуже, чем до этого?
- С кем надо было посоветоваться, чтобы не было беды?
- Чем экологи могли бы помочь людям, жившим на этом острове?
- Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?
- Все верно, тема нашего урока - "Мир глазами эколога".
- Как вы думаете, какой будет цель нашего урока?(ребята высказывают предположения)
Физминутка
Речка
К речке быстрой мы спустились
(Ходьба на месте)
Наклонились и умылись
(Наклоны вперёд)
Раз, два, три, четыре
Вот как славно освежились
(Хлопки в ладоши).
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
(Круговые движения руками)
Вместе - раз, это - брасс.
Одной, другой - это кроль.Все как один -
Плывём, как дельфин.
Вышли на берег крутой
(Прыжки на месте)
И отправились домой.
(Ходьба на месте)
V. Основной
- Сегодня мы поговорим о важной науке, которая касается каждого из нас - экологии. Но, прежде чем углубиться в обсуждение, давайте определим, что же такое экология.
- Найдите определение в учебнике на странице номер 24?
Все, что окружает живое существо и с чем оно связано, называется окружающей средой. Экология - это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой.
- Посмотрите в окно. Дерево во дворе, как оно связано с окружающей средой? Что на него влияет? Как дерево влияет на окружение? Она помогает нам понять, как функционируют экосистемы, как животные, растения и микроорганизмы взаимодействуют друг с другом и с окружающей средой.
- А что такое экосистема?
Экосистема - это единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.
Теперь давайте обратим внимание на людей, которые занимаются этой важной наукой - экологи. Экологи - это специалисты, которые исследуют природу, анализируют влияние человека на окружающую среду и разрабатывают способы её защиты. Их работа очень важна, особенно в наше время, когда экология подвергается угрозам из-за загрязнения, изменения климата и других причин.
О чем мы сейчас узнали? Какие новые слова вы услышали?
- Ребята, как вы думаете, может ли планета заболеть?
- Может. Если один человек будет покорять природу, а не охранять и оберегать ее.
- А может ли один человек вылечить планету?
- Верно. Все должны относиться к природе уважительно и не забывать, что они являются сыновьями природы. Охрана окружающей среды- задача всего человечества.
Вывешивает на доску иллюстрации с проблемами экологии.
- Посмотрите на доску. Что вы видите на иллюстрациях? (свалки мусора в природе, загрязнение воды, дымят заводы, автомобили и т.д.)
На этих иллюстрациях изображены проблемы экологии.
- Как мы могли бы предотвратить эти проблемы?
- Как вы думаете, почему так важно заботиться о нашей окружающей среде? Как вы заботитесь о ней? -Действительно, если каждый из нас будет вносить вклад в чистоту нашей планеты, жизнь природы и наша жизнь станет намного лучше - мы будем жить в чистоте, изобилии, а самое главное - жить долго. Мы можем собирать мусор на улицах и сортировать его, выходить на субботники, помогать животным. Даже маленькое дело поможет улучшить состояние окружающей среды. Экология изучает связь живого и неживого, растений и животных, человека и природы. И все это взаимосвязано между собой.
Посмотрите на схемы на странице учебника номер 25.
- Как вы думаете, чем они взаимосвязаны?
- Почему стрелки в этих схемах направлены в разные стороны?
Приведите примеры связей живого и неживого;... растений и животных;... человека и природы.
VI. Закрепление знаний
Итак, давайте вспомним, о чем мы говорили на сегодняшнем уроке. Я раздам вам карточки с терминами и их определениями. Ваша задача будет взять карандаш и соединить термин с его значением. Как только вы закончите, сядьте ровно и посмотрите на меня. После этого мы проверим правильность выполнения задания. На его выполнение у вас будет три минуты.
Термины: окружающая среда, экология, эколог, экосистема.
Проверка: Какое определение вы подобрали к термину окружающая среда? И т.д.
Доп. задание, если останется время: Муравей Вопросик, который живет на опушке елового леса, очень заинтересовался темой урока. "Что составляет окружающую среду ели?" - спросил он. Посмотрите на задание номер два. Подчеркните в списке нужные слова и ответьте устно на вопрос Муравьишки. Как только подчеркнете нужные слова, сядьте ровно и посмотрите на меня, чтобы я поняла, что вы закончили выполнять задание.
VII. Домашнее задание
- Посмотрите на доску. На ней написаны названия животных и птиц Кемеровской области, которые сейчас находятся под угрозой исчезновения.
Вашим домашним заданием будет выбрать одно животное или птицу из этого списка и составить небольшое сообщение о нем. Расскажите, где они обитают, чем питаются, найдите интересные факты о них и почему они находятся под угрозой исчезновения. Кого вы выберете?
VIII. Подведение итогов
- Какая была тема нашего урока?
- Какую цель мы ставили на уроке?
- Мы достигли этой цели?