Мир глазами эколога

Разделы: Начальная школа, Экология

Класс: 3

Ключевые слова: окружающий мир


Цель урока: создание условий для расширения у обучающихся представлений об экологии.

Задачи урока:

  • О: Познакомить учащихся с системой экологических знаний;
  • Р: развивать воображение, мышление;
  • В: воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: Раздаточный материал, рабочая тетрадь.

Планируемые результаты:

Личностные: Готовность обучающихся к саморазвитию; мотивация к познанию и обучению;

Метапредметные:

  • познавательные УУД:
    • Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования)
  • коммуникативные УУД:
    • Признавать возможность существования разных точек зрения;
    • Корректно и аргументированно высказывать свое мнение.
  • регулятивные УУД:
    • Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий;
    • Устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.

Предметные:

  • Развитие умений описывать, сравнивать и группировать изученные природные объекты и явления, выделяя их существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;
  • Умение решать в рамках изученного материала познавательные, в том числе практические задачи;
  • Приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения.

Ход урока

I. Организация класса

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

II. Фенологическая минутка

- Мы начинаем наш урок с фенологической минутки.

- Кто даст ответ: какое сейчас время года?

- Кто готов ответить, как называется текущий месяц?

В случае затруднения:

- Кто из вас прочитает загадку, написанную на доске? Поднимите руку.

Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит,
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!

- Как вы догадались, что это сентябрь?

- Какой по счету в году месяц сентябрь?

- А какой по счету месяц осени?

- Поговорим о погоде:

- Посмотрите в окно, что вы видите за ним?

- Что скажете о состоянии неба?

- Есть ли осадки?

- На улице есть ветер?

- А сколько градусов было на термометре, когда вы собирались в школу?

Рассказывает учитель о сентябре. Сейчас я прочитаю текст, а вам надо послушать и дать ответ на два вопроса.

1. Какие изменения происходят в неживой природе?

2. Какие изменения происходят в живой природе?

В сентябре погода начинает меняться. Дни становятся короче, а ночи - холоднее. Часто бывает так, что утро начинается с тумана, а днем солнце все еще светит ярко, но уже не так жарко, как летом. Иногда идут дожди, и это помогает растениям готовиться к зиме.

В сентябре листья на деревьях начинают менять цвет. Они становятся ярко-желтыми, оранжевыми и красными. Это происходит потому, что деревья готовятся к зиме и начинают терять хлорофилл. Многие деревья и кустарники начинают приносить плоды. Мы можем увидеть яблоки, груши, ягоды и орехи. Это время сбора урожая! Животные тоже готовятся к зиме. Некоторые птицы, например, журавли и лебеди, начинают улетать в теплые края. А белки и медведи собирают запасы пищи.

Итак, что же все-таки меняется в сентябре в живой природе? А в неживой? Сентябрь - это месяц перемен, когда природа готовится к зимнему отдыху, а мы, люди, продолжаем заботиться о ней и наслаждаться ее дарами. Это время, когда мы можем учиться, играть и наблюдать за красотой окружающего мира!

III. Актуализация знаний

(учитель задает вопросы по предыдущей теме)

- Давайте вспомним, что вы проходили на предыдущем уроке.

- Сколько на земле государств?

- А что есть в любом государстве?

- А кто управляет нашим государством - монарх или президент?

- Почему семья очень важная часть общества?

IV. Целеполагание

(учитель подводит детей к теме урока)

- Чтобы узнать, о чем мы с вами сегодня поговорим, я прочитаю вам историю, а вы должны будете ответить на вопросы.(учитель читает текст из учебника)

- О чем говорится в тексте?

- Почему после уничтожения комаров людям стало хуже, чем до этого?

- С кем надо было посоветоваться, чтобы не было беды?

- Чем экологи могли бы помочь людям, жившим на этом острове?

- Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

- Все верно, тема нашего урока - "Мир глазами эколога".

- Как вы думаете, какой будет цель нашего урока?(ребята высказывают предположения)

Физминутка

Речка

К речке быстрой мы спустились
(Ходьба на месте)
Наклонились и умылись
(Наклоны вперёд)
Раз, два, три, четыре
Вот как славно освежились
(Хлопки в ладоши).
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
(Круговые движения руками)
Вместе - раз, это - брасс.
Одной, другой - это кроль.

Все как один -
Плывём, как дельфин.
Вышли на берег крутой
(Прыжки на месте)
И отправились домой.
(Ходьба на месте)

V. Основной

- Сегодня мы поговорим о важной науке, которая касается каждого из нас - экологии. Но, прежде чем углубиться в обсуждение, давайте определим, что же такое экология.

- Найдите определение в учебнике на странице номер 24?

Все, что окружает живое существо и с чем оно связано, называется окружающей средой. Экология - это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой.

- Посмотрите в окно. Дерево во дворе, как оно связано с окружающей средой? Что на него влияет? Как дерево влияет на окружение? Она помогает нам понять, как функционируют экосистемы, как животные, растения и микроорганизмы взаимодействуют друг с другом и с окружающей средой.

- А что такое экосистема?

Экосистема - это единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.

Теперь давайте обратим внимание на людей, которые занимаются этой важной наукой - экологи. Экологи - это специалисты, которые исследуют природу, анализируют влияние человека на окружающую среду и разрабатывают способы её защиты. Их работа очень важна, особенно в наше время, когда экология подвергается угрозам из-за загрязнения, изменения климата и других причин.

О чем мы сейчас узнали? Какие новые слова вы услышали?

- Ребята, как вы думаете, может ли планета заболеть?

- Может. Если один человек будет покорять природу, а не охранять и оберегать ее.

- А может ли один человек вылечить планету?

- Верно. Все должны относиться к природе уважительно и не забывать, что они являются сыновьями природы. Охрана окружающей среды- задача всего человечества.

Вывешивает на доску иллюстрации с проблемами экологии.

- Посмотрите на доску. Что вы видите на иллюстрациях? (свалки мусора в природе, загрязнение воды, дымят заводы, автомобили и т.д.)

На этих иллюстрациях изображены проблемы экологии.

- Как мы могли бы предотвратить эти проблемы?

- Как вы думаете, почему так важно заботиться о нашей окружающей среде? Как вы заботитесь о ней? -Действительно, если каждый из нас будет вносить вклад в чистоту нашей планеты, жизнь природы и наша жизнь станет намного лучше - мы будем жить в чистоте, изобилии, а самое главное - жить долго. Мы можем собирать мусор на улицах и сортировать его, выходить на субботники, помогать животным. Даже маленькое дело поможет улучшить состояние окружающей среды. Экология изучает связь живого и неживого, растений и животных, человека и природы. И все это взаимосвязано между собой.

Посмотрите на схемы на странице учебника номер 25.

- Как вы думаете, чем они взаимосвязаны?

- Почему стрелки в этих схемах направлены в разные стороны?

Приведите примеры связей живого и неживого;... растений и животных;... человека и природы.

VI. Закрепление знаний

Итак, давайте вспомним, о чем мы говорили на сегодняшнем уроке. Я раздам вам карточки с терминами и их определениями. Ваша задача будет взять карандаш и соединить термин с его значением. Как только вы закончите, сядьте ровно и посмотрите на меня. После этого мы проверим правильность выполнения задания. На его выполнение у вас будет три минуты.

Термины: окружающая среда, экология, эколог, экосистема.

Проверка: Какое определение вы подобрали к термину окружающая среда? И т.д.

Доп. задание, если останется время: Муравей Вопросик, который живет на опушке елового леса, очень заинтересовался темой урока. "Что составляет окружающую среду ели?" - спросил он. Посмотрите на задание номер два. Подчеркните в списке нужные слова и ответьте устно на вопрос Муравьишки. Как только подчеркнете нужные слова, сядьте ровно и посмотрите на меня, чтобы я поняла, что вы закончили выполнять задание.

VII. Домашнее задание

- Посмотрите на доску. На ней написаны названия животных и птиц Кемеровской области, которые сейчас находятся под угрозой исчезновения.

Вашим домашним заданием будет выбрать одно животное или птицу из этого списка и составить небольшое сообщение о нем. Расскажите, где они обитают, чем питаются, найдите интересные факты о них и почему они находятся под угрозой исчезновения. Кого вы выберете?

VIII. Подведение итогов

- Какая была тема нашего урока?

- Какую цель мы ставили на уроке?

- Мы достигли этой цели?