Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: дошкольники, речевое развитие, мелкая моторика, пальчиковые игры


Отечественные ученые (В.М.Бехтерев, М.М.Кольцова, Л.В.Фомина), изучавшие деятельность головного мозга, психику детей, отметили тесную связь движений рук с развитием умственной деятельности и речи. Была выявлена такая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи находится в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Гармонизация мелкой моторики рук, движений тела и органов речи способствует формированию правильного звукопроизношения помогает нормализовать темп речи, снижает психическое напряжение.

Важным средством для развития мелкой моторики и речи ребенка являются пальчиковые игры и упражнения. Разучивание стихотворных текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, внимания, воображения, мышления, творческой активности.

В результате таких игр и упражнений у детей формируется ловкость, быстрота реакции, эмоциональная выразительность.

Стихи к упражнениям и играм привлекают внимание малышей, легко запоминаются, создают интерес к игре. Игры с пальчиками способствуют радостному общению с близкими людьми. Например, когда мама для пальчиковой игры сажает малыша на колени, поглаживает его ладошку, похлопывает или раскачивает, ребенок получает огромное эмоциональное удовольствие.

Дети второго года жизни хорошо воспринимают пальчиковые игры, которые выполняются одной рукой.

«Маленькая черепаха»

Маленькая черепаха

 Руку сжать в кулак (черепаха).

Путешествует без страха.

 Кулак перемещать вдоль любой поверхности (черепаха ползет)

В твердом панцире живет,

 

На спине его везет.

 

Нас она не испугалась

 Выставить большой палец вперед (голова черепахи).

И наружу показалась.

 Спрятать большой палец внутрь кулака.

А когда захочет спать –

 

В панцирь спрячется опять.

 

Трехлетние малыши могут выполнять упражнения для двух рук. Персонажи пальчиковых игр (лошадки, рыбки, бабочки, паучки и др.) знакомы и понятны детям.

«Кошка и мышка»

Кошка песенку поет,

 Пальцы правой руки (кошка) «шагают» по столу.

Поохотиться идет.

 Кулаки обеих рук положить на стол.

Коготочки выпускает,

 Медленно выпрямляя пальцы, показывать, как кошка

Мышку серую пугает.

 Выпускает коготки. Затем пальцы снова собрать в кулак.
При выполнении движений кисти рук

Кисонька крадется тише,

 приподнять над столом. Пальцы правой руки (кошка)

Каждый шорох в доме слышит.

 Медленно «шагают» по столу (крадутся).

Ну-ка, мышка, не зевай,

 Пальцы левой руки (мышка) быстро «убегают».

Прочь скорее убегай!

 

 С четырех лет малыши могут выполнять пальчиковые игры с несколькими действиями и разными персонажами.

«Домик»

Под сосной - шалашик-домик,

 Ладони соединить шалашиком.

В нем живет веселый гномик.

 Указательным и средним пальцами изобразить человека, остальные пальцами прижать к ладони.

Мы тихонько постучим,

 Постучать кулачком одной руки о ладонь другой.

В колокольчик позвоним.

 Локти развести в стороны, пальцы обеих рук скрестить и направить вниз(колокольчик). Средний палец правой руки покачивать из стороны в

Двери нам откроет гномик,

 сторону(язык колокольчика). Ладони повернуть к себе (ребра прижать друг к другу), изображая

Пригласит гостей в свой домик.

 закрытые двери. Затем медленно разворачивать

Там внутри дощатый пол,

 ладони, показывая, как открываются двери.

А на нем- дубовый стол.

 Кистями рук сделать манящие движения. Ладони

Рядом- стул с высокой спинкой.

 опустить на стол, ребра прижать друг к другу.

На столе- тарелка с вилкой.

 Левую руку сжать в кулак, сверху положить ладонь правой руки. Ладонь левой руки направить

И блины горой стоят-

 вверх, приставить к ней кулачок правой руки

Угощенье для ребят.

 (большой палец к себе). Левую руку положить на стол ладонью вверх(тарелка). Правую ладонь положить на стол, большой палец прижать к ладони, остальные пальцы выпрямить и слегка развести в стороны(вилка). Положить ладони друг на друга(блины).

«Танец»

На большой лесной полянке

 Указательный и средний пальцы обеих рук поднять

Пляшут серенькие зайки,

 вверх(ушки зайчиков),остальные пальцы прижать к ладони. Обеими руками показывать, как пляшут зайчики.

Пляшут мышки

 Средний, безымянный и большой пальцы каждой Руки соединить подушечками (нос мышек). Мизинцы и указательные пальцы согнуть колечком и направить вверх(ушки). Покачать руки(мышек) вверх-вниз, из стороны в сторону (мышки пляшут).

И кроты,

 Кисти рук- параллельно столу ладонями вниз. Большие пальцы прижаты к ладоням, остальные выпрямлены и направлены вперед. Сгибать и разгибать пальцы ( кроты пляшут).

Пляшут ушки

 Указательный и средний пальцы обеих рук сгибать и разгибать, показывая, как «пляшут» у зверей ушки.

И хвосты.

 Обе руки сжаты в кулаки. Сгибая и разгибая мизинцы, показывать, как «пляшут» хвосты.

В пальчиковых играх и упражнениях можно использовать разнообразные атрибуты: кисточки, карандаши, бумагу, ткань, бусинки, нитки.

«Маленький художник»

Раз, два, три, четыре, пять –

 Кисть руки расслаблена и свободно движется

Я умею рисовать.

по поверхности стола (кисточка для рисования).

Провести кистью руки по листу бумаги. Провести

 

На листе

кистью руки по льняной салфетке или полотенцу.

И на холсте,

 Плавно провести кистью руки по столу, листу бумаги или салфетке, имитируя движения кисти художника.

 На свету

 Те же движения выполняются с закрытыми глазами.

И в темноте.

 

«Непрошеный гость»

Голосистый петушок

 Указательный и большой пальцы соединить подушечками

Во дворе нашел мешок.

(клюв петуха), остальные пальцы поднять вверх и развести в стороны(гребешок).

А мешок-то черный,

 Руки направить вверх и соединить в виде кольца(мешок).

В нем горох отборный.

 Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками в виде колечка(горошины), остальные пальцы прижать к ладони.

Клюнул Петя-петушок,

 Пальцами(клювом) постучать по столу. Руки, соединенные

Продырявил он мешок.

 В форме кольца, развести немного в стороны (мешок порвался).

«Хороши горошины!»-

 Указательным и большим пальцами собирать бусинки

Хвалит гость непрошеный.

 (горошины), показывая, как их клюет петух.

«Паучихи»

Две соседки-паучихи-

 Кисти рук опущены, пальцы подушечками опираются

Настоящие ткачихи.

 на стол (паучихи).

Тонкие сплетают нитки,

 Пальцами медленно подергивать шерстяную нитку или длинную шнурок.

Ткут по кругу паутинки.

Медленно перебирать пальцами нитку, укладывая ее по кругу.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр и упражнений с детьми дошкольного возраста:

- Перед началом игры необходимо создать положительный эмоциональный настрой.

- Все пальчиковые игры надо начинать с веселой разминки-сгибания и разгибания пальчиков.

- «Не замечать», если малыш в начале разучивания игры делает что-то неправильно.

-Не допускать переутомления. Если у ребенка нет настроения, лучше отложить игру до более подходящего времени.

- Выбрав две-три игры, необходимо постепенно заменять их новыми.

- Нужно поощрять малыша за успехи, тогда у него появится уверенность в том, что все получится.