Технология развития критического мышления на уроках ИЗО

Разделы: МХК и ИЗО

Ключевые слова: народные промыслы, технология критического мышления, городецкая роспись


На данный момент в проектах, работах ценится технологическая грамотность. Нужно научиться различать технологию и методы и простраивать свою предметную деятельность через технологический подход. Одна из особенностей нового стандарта заключается в том, чтобы вот эту пирамиду, которая изображает мышление, т.е. этапы, происходящие в голове, если следовать уровням то для того чтобы подняться на уровень оценки, это и будет формирование в себе критическое мышление. Вот это и будет стратегия внутри технологии.

Классификация мыслительных умений по Б.Блуму (1956).

Как развить критическое мышление у детей, когда они итак все критикуют? Критика это не значит критическая оценка. Критичность - это способность посмотреть на явления с разных точек зрения. Переоценить свое отношение, взгляды, себя в другое состояние попереводить.

Наборы универсальных учебных действий идентичны по всем предметам. Уметь читать, уметь оформлять текст, уметь работать в команде диалога, уметь слушать и продолжать мысль соседа. Диалог тем ценен, что важней услышать, чтобы подхватить мысль другого, когда я должен продолжить одной линией дорисовать своего партнера. Не самому себя заявлять, а его продолжить, а он в свою очередь меня и тогда диалог это действительно основа взросления, основа культуры, основа личности. Когда мне не самому эгоцентрично утвердиться надо, а услышать Бетховена и в себе Бетховена развить, а услышать Сурикова и эту краску любви к Родине с болью в сердце её надо себе внести. Я беру из Сурикова эту интонацию и переношу к себе. Вот тогда это диалоговый принцип мышления.

Технология внедрения в практику образовательных школ принципа критического мышления в том, что ребенку доноситься установка: технология - это принцип очень сжатый и лаконичный. Тебе чтобы, что-то появилось надо отчего-то избавиться. За 40 минут урока ты можешь четко сказать что ты из себя выбросил, а что ты в себя поместил, принял новое. Вот тогда ты чему-то научился и за это можешь получить оценку. Теперь мало на уроке слушать, мало заниматься ручной, прикладной деятельностью надо еще на уроке ИЗО заниматься чтением и письмом.

Логика технологии критического мышления в трех шагах: вызов, осмысление содержания, рефлексия. В начале урока могут применяться задания по тексту: стратегия «ИНСЁРТ» - маркировка текста, стратегия «РАФТ».

Методические решения: тонкие и толстые вопросы. В конце урока по новым требованиям рефлексивности урок можно закончить заполнением «бортового журнала».

Критическое мышление это не значит негативная оценочность это, прежде всего грамотность, гибкость мышления.

Конспект урока в технологии РКМЧП по теме «Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла»

Городец – маленький, старинный городок на берегу Волги, самый давний в Горьковской области. Он был основан в 1152 году Юрием Долгоруким. Этот город стал центром городецкой росписи.

Возникновение городецкой росписи связано с производством деревянных прялочных донец в деревнях. Производство донец способствовало зарождению оригинального местного живописного стиля. «Донце» означает «дощечку, на которую садится у нас пряха, втыкая в нее гребень» - толковый словарь русского языка В.И.Даля.

Окончив работу, пряха вынимала гребень, а донце вешала на стену, и оно украшало избу.

Поэтому народные умельцы уделяли особое внимание украшению досок резьбой и росписью. Прялка была верной спутницей на протяжении всей жизни крестьянки. Часто служила подарком: жених дарил ее невесте, отец — дочери, муж — жене. Поэтому донце выбиралось нарядное, красочное, всем на радость и удивление. Прялка передавалась по наследству, ее берегли и хранили.

Для украшения досок мастера пользовались своеобразной техникой — инкрустацией, очень редко встречающейся в народном искусстве. Фигуры вырезали из дерева другой породы и вставляли в соответствующие по форме углубления. Эти вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделялись на светлой поверхности донца. Располагая древесиной двух оттенков и пользуясь самым простым инструментом, народные умельцы превращали донце в произведение искусства.

Яркое сочетание желтого фона с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало его нарядным и красочным. Мастера изготавливали из дерева нужную деталь, форму, ошкуривали её. Далее расписывали. Из каждого основного цвета составляется два оттенка: один разбеленный, другой более насыщенный. Роспись выполняется прямо на деревянной основе или основа грунтуется желтым, красным, черным цветами.

На выбранной для росписи разделочной доске или поверхности другого предмета тонкими линиями карандашом намечается композиция будущего узора. Главное - наметить расположение и размеры основных, самых ярких пятен - например, цветов. Это узлы композиции. Средние детали - нераспустившиеся бутоны - связывают крупные детали между собой; мелкие – веточки, листочки - дополняют тему и мало влияют на общую композицию.

В узлах композиции широкой кистью наносятся, как правило, пятна правильной круглой формы - основа цветка.

Поверх светлых пятен наносятся тонкие мазки вторым, более темным колером того же оттенка, например, синим по голубому – обводка. Контур обводки – рисующий, изображает контуры лепестков цветка. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки, форму которых получают двумя-тремя мазками кисти.

Вся роспись состоит из элементов: круги- подмалевки, скобки, капли, точки, дуги, спирали, штрихи.

Заключительный этап росписи - нанесение черной и белой краской штрихов и точек.

Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид. Выполняется самой тонкой кистью.

После высыхания темперы изделие можно покрыть бесцветным лаком.

Основные элементы росписи:

  • круги,
  • скобки,
  • точки,
  • капли,
  • дуги,
  • штрихи,
  • спирали.

Существует три вида композиции в Городецкой росписи:

  • цветочная роспись;
  • цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»;
  • сюжетная роспись.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с историей развития Городецкой росписи и произведений промысла.
  • Воспитывать любовь к Родине, ее истории и национальной культуре.
  • Развивать творческую фантазию. Познавательную активность и художественный вкус.
  • Формировать навыки работы в области художественной Городецкой росписи.

Задачи:

  • умение чётко, ясно выражать свои мысли в устной и письменной речи в разных жизненных ситуациях;
  • воспитание чувства ответственности по отношению к слову, чуткости к красоте и выразительности русской речи.
  • вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  • выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  • аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
  • брать на себя ответственность;
  • участвовать в совместном принятии решения;
  • выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
  • умение сотрудничать и работать в группе и др.

Оборудование и материалы:

Учитель: ПК, проектор, раздаточный материал:

  • текст по теме (приложение 2),
  • синквейн («рыба» приложение 4)

Урок построен в соответствии с технологической цепочкой: вызов - осмысление - рефлексия.

Первая стадия

Вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

  • актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
  • вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
  • сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы, побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Применяемый метод – «корзина идей».

Вторая стадия

 Осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

  • получить новую информацию, осмыслить ее;
  • соотнести с уже имеющимися знаниями;
  • основа росписи
  • искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

Применяемый метод - «составление кластера».

Третья стадия

Рефлексия. Здесь основным является:

  • целостное осмысление, обобщение полученной информации;
  • присвоение нового знания, новой информации учеником;
  • формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Применяемый метод – «синквейн».

Ход урока

Стадия вызова

Демонстрация презентации «Промыслы».

Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? Какие из видов росписей вам знакомы?

По каким признакам определили принадлежность?

На доске составляем «рыбу» кластера:

Стадия осмысления

Детям раздаётся текст (приложение 2). Коллектив класса разбивается на группы по цвету. Каждая группа отбирает информацию соответствующую цвету. Дети записывают наиболее важную информацию на листах бумаги.

Представитель каждой группы выходит к доске, раскрывает свою тему.

Одновременно с рассказом демонстрируется презентация «Городецкая роспись» (приложение 3).

Дети дополняют ответы друг друга, находят подтверждение своих слов в презентации.

По окончании этой работы «кластер» приобретает завершённый вид, где каждая тема раскрыта работами детей.

Какую информацию вам хотелось бы ещё получить по этой теме?

Домашнее задание поискать, возможно, существующую легенду по теме.

Теоретических знаний получено достаточно, какой следующий этап? - практическая работа.

На основании полученной информации, нарисовать основные изображения городецкой росписи: городецкую розу, ромашку, травку.

Стадия рефлексии

1. Детям предлагается, используя полученную информацию, выполнить практическую работу — изобразить предмет посуды или украшения расписаный в стиле «Городца».

2. Подведение итогов работы.

Используемая литература

1. Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. - М., 2004.

2. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И.О.Загашев, С.И.Заир-Бек. - СПб.: Альянс «Дельта», 2003.

3.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 1998.

4. «Развитие критического мышления учащихся на уроках математики посредством чтения и письма». Презентация Петровой Е.М., учителя математики МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г.Новоалтайск.

5. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. - Красноярск: 2001. - 102 с.

6. Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена». http://ct-net.net/ru/ct_tcp_ru

7. Сборник методических материалов семинара учителей Томского района, Томской области. Уроки с использованием приемов ТРКМЧП . - С. 62-68, 90-100.

8. Фестиваль педагогических идей https://urok.1sept.ru/2004_2005/index.php?subject=9

9. Л.Я.Супрун. "Городецкая роспись". Истоки. Мастера. Школа. 2006.

10. М.Ильченко, С.Мишин. "Методическое пособие по городецкой росписи. 2002.

11. Е.Субочева. "Городец". Книжка-раскраска. 2000.

12. С.Вохринцева. "Окружающий мир". Народное творчество. Дидактический материал. 2006.

13. Е.Попова, И.Андреева "Городецкие чудеса".