Формирование коммуникативных компетенций на уроках музыки

Разделы: Музыка

Ключевые слова: формирование коммуникативной компетентности


В современном, постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности.

Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно–активным, социально компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.

Таким образом, основной задачей учителя становится воспитание разносторонне развитой, образованной и коммуникационно- компетентной личности.

Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Как и любая другая компетентность, она не может быть сформирована вне деятельности. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Педагог формирует данный вид компетентности, задавая своим собственным общением эталон коммуникативных умений, организовывая взаимодействие учеников друг с другом. С этой целью большое внимание я уделяю одному из способов коллективного взаимообучения - работе в парах сменного состава. Приступая к организации общения ребят в парах сменного состава, провожу тренинги по выработке навыков, нужных им для парной работы. К ним относятся:

  • ориентация в пространстве;
  • умение слушать;
  • работа в постоянном шуме;
  • поиск нужной информации;
  • использование листков индивидуального учёта;
  • умение переводить образ в слова и слова в образ.

Эта работа делает уроки интересными, живыми, непохожими друг на друга.

Приобретение коммуникативных компетенций осуществляются на уроках музыки, изобразительного искусства литературного чтения.

Введение комплекса специально организованных упражнений в уроки музыки способствует получению устойчивых положительных результатов. Диалог, живое общение, тренинги, музыкальная коммуникация являются тем фундаментом, на котором будут расти и развиваться школьники. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь».

Тренировка в общении в ходе учебного урока даёт ученику возможность не только повысить свои учебные достижения, но и повлиять на будущий профессиональный выбор.

Для создания эмоционально-благоприятной ситуации на уроке необходимо использовать:

  • игровые приёмы;
  • задания, направленные на развитие музыкальных способностей и творческого воображения:

Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Одно из главных организаций диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Помогают в формировании диалогового общения друг с другом следующие упражнения:

  • Сольное исполнение
  • Исполнение в парах
  • Инсценирование песни

Развивать у учащихся интерес к музыке, стимулировать свободное исполнение учащихся, стремление к творческому осмыслению исполненной песни, воспитывать уверенность в себе, способность привлечь к себе внимание своими умениями помогает проведение «Недели искусства». Ребята исполняют песни, инсценируют песни, работая в группах, делают сообщения, участвуют в викторине, КВН.

Урок  музыки предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов музыкальной деятельности: исполнения, слушания…

Очень важно обучать детей не только созданию, но и восприятию высказываний. После самостоятельного исполнения каждый ученик сначала анализирует свое исполнение. Одноклассники дают рекомендации, как исполнить песню лучше. Затем дети вновь возвращаются к своему исполнению.

Взаимное рецензирование служит воспитанию толерантного отношения к мнению окружающих. Способность к сотрудничеству в процессе обучения развивается при работе в группах. Ребята учатся договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат, координировать различные мнения и приходить к одному, общему. Таким образом, у учащихся появляется потребность в высказывании, достаточно уверенное владение монологической и диалогической речью, умение передавать в музыке свои чувства и чувства. Учащиеся умеют сотрудничать друг с другом и с учителем.

На уроках музыки освоение коммуникативной компетенции подразумевает использование различных коллективных приёмов: работа в группе, дискуссия, дидактические игры и другие. В результате применения такой формы организации деятельности ученики приобретают навыки работы в группе, овладевают способами взаимодействия с окружающими людьми. У них формируется умение задавать вопросы, выслушивать другого. Развивается «чувство локтя», способность работать не рядом, а вместе, внимание к окружающим.

Считаю, что такие приёмы способствуют повышению учебно-познавательного процесса у детей, формированию у них умений самостоятельно ставить цели, выполнять учебные действия, осуществлять контроль за ходом выполнения учебных действий и оценивать результат своей деятельности.

Так как работа по формирование коммуникативных компетенций ведется уже не первый год, то можно подвести некоторые итоги. Они были подведены при помощи как педагогической, так и психологической диагностики. При помощи педагогической диагностики была выявлена положительная динамика в уровне обученности учащихся. При помощи психологической диагностики, которую проводил школьный психолог, были диагностированы такие личностные характеристики, как уровень общительности, познавательной сферы – внимания, памяти, мышления и т.д.

Во-первых, неуклонно повышается успеваемость и качество знаний учащихся.

Во-вторых, вырос интерес учащихся к музыке. Ученики не просто слушают готовую информацию, а учатся добывать ее сами, в том числе из дополнительных источников.

В-третьих, учащиеся меньше устают на уроке. Так как, общаясь, им приходится исполнять движения под песню, а активные формы обучения играют не последнюю роль в здоровьесберегающем обучении.

В-четвертых, благодаря психологической диагностике было выявлено увеличение количества учащихся с высоким уровнем коммуникативности. Также увеличилось количество учащихся с адекватной самооценкой. В-пятых, улучшается память учащихся, внимание.

В условиях формирования коммуникативных компетенций благодаря элементам технологии коллективного взаимообучения каждый обучаемый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе. У него повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда, формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и спо­собностей, достоинств и ограничений. У учителя отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и стимулировании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе. Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а, следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.

В результате младшие школьники должны приобрести коммуникативно значимые качества личности: умение общаться со сверстниками, выстраивать и поддерживать диалог, строить доверительные отношения между взрослыми и детьми, получают навыки общения в группе, учатся видеть свою роль в коллективе, самостоятельно выражают своё мнение.