Цель урока: изучение многообразия насекомых, их роли в природе и в жизни человека.
Задачи: на основе формирования знаний о значении насекомых в природе и в жизни человека развивать познавательный интерес к биологии, расширять кругозор учащихся, развивать умения выделять существенные признаки, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, осуществлять санитарно-гигиеническое и экологическое воспитание учащихся.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
1. Вступительное слово учителя
Мы заканчиваем изучение огромного Кл. Насекомых. К насекомым мы относимся по-разному: любим, боимся – «…эх, лето красное любил бы я тебя когда б не пыль да зной да комары да мухи» А.С.Пушкин. Но в тоже время им посвящаем стихи, песни, сказки. Вам с раннего детства знакома сказка Корнея Ивановича Чуковского «Муха-Цокотуха»/
Приходит лето, и насекомые великом изобилии наполняют наши леса, сады, поля, даже пустыни. Сколько насекомых на планете? Не на гектаре земли, что приблизительно подсчитано для разных широт, а на всей Земле? Мыслимо ли сосчитать колосья на возделываемых полях мира? Возможен ли учёт каждого листа на деревьях леса? Предполагают, что насекомых на Земле 1018, больше, чем звёзд в нашей Галактике; насекомые населяют все широты: от Заполярья до тропиков, все низины и высоты, все пресные водоёмы, воздух над нами и землю под нашими ногами, саму почву, травы, листья, корни деревьев, грибы, живых и мёртвых животных. На каждого жителя приходится около 250 млн. штук насекомых. Именно для насекомых используются в речи такие эпитеты, как тьма, армада, полчища, армия. Так о чем же сегодня пойдет речь? (О Многообразии насекомых). Какие вопросы мы поставим себе на урок?
Опорные точки:
- На какие….
- Чем……
- Каково…..
2. Повторение изученного материала
Для того, чтобы говорить о насекомых, нам нужно вспомнить о том, какие же животные относятся к классу насекомых.
А насекомые = это животные?
По каким признакам вы это определили?
Значит насекомые относятся к царству Животные?
А к какому типу они относятся и почему?
Какие еще классы входят в тип Членистоногие?
Чем от них отличается класс Насекомые?
(На доске постепенно формируется запись: Царство Животные, Тип Членистоногие, Класс Насекомые).
Какая систематическая единица будет следующая? (Отряд)
Следовательно изучать мы сегодня будем отряды Насекомых. Самая многочисленная и разнообразная группа животных на Земле: известно ок. 1 млн. видов, истинное их число, вероятно, 1,5-2 млн. видов, а по некоторым оценкам еще более значительно. Число отрядов по разным оценкам составляет от 30 до 40.
3. Проектная групповая работа с использованием кейс-технологии
На листах формата А-3 готовят информацию об отрядах насекомых.
- Группа 1 – Оряды Бабочки, Равнокрылые
- Группа 2 – Отряды Перепончатокрылые, Стрекозы
- Группа 3 – Отряды Двукрылые, Прямокрылые
- Группа 4 - Жесткокрылые, Тараканы.
4. Значение насекомых
Игра в ассоциации.
Мы увидели каково многообразие насекомых, а теперь я предлагаю вам игру в ассоциации. Я буду называть название насекомого, а вы будете предлагать первые пришедшие на ум ассоциации.
Бобочка, колорадский жук, стрекоза, кузнечик, таракан, муха, саранча, клоп, пчела, муравей, капустница, оса, комар. На какие две группы можно разделить ваши ассоциации? (Приятные и неприятные).
5. Работа со слайдами
На слайдах насекомое и его значение. Учащиеся пытаются объяснить их.
- Бабочка и цветок.
- Жук и картофель.
- Пчела и мед.
- Таракан и грязь.
- Клоп и постель.
- Тутовый шелкопряд и шелк.
- Бабочка капустница и капуста.
- Стрекоза и муха.
6. Охрана насекомых
Таким образом мы видим с вами насколько велико значение насекомых и в природе и в жизни человека. Так можно ли говорить, что насекомые приносят исключительно пользу или вред? А ведь очень часто человек уничтожает насекомых, не задумываясь об их значении для природы и для самого себя. Насекомые, так же и многие другие животные занесены в Красные книги различных рангов. Например, в Красную книгу Иркутской области занесено 12 видов насекомых. (на слайды выведена информация о насекомых и фото).
Береги свой край
И природу охраняй:
Не лови жуков рогатых,
Не пугай шмелей лохматых.
Муравьи пускай снуют по лесной дорожке,
Пчёлы взяток соберут с беленькой ромашки.
Пусть живут они в лесу, на лугах летают,
Пусть своею красотой мир наш озаряют.
7. Подведение итогов урока
Завершается наше занятие. Сумели ли мы ответить на вопросы поставленные в начале урока? Работа с опорными точками.
8. Народные приметы
Чем больше времени человек проводит на природе, тем прочнее он с нею связан. Наши пращуры в большинстве своем были «людьми земли», крестьянами. Поэтому от их пытливого взгляда не могло ускользнуть происходящее вокруг. В каждом мало-мальски значительном явлении виделся некий скрытый смысл, прослеживалась взаимосвязь между явлениями природы, повадками животных и человеческой жизнью.
Особенно много народных примет о насекомых. Это связано с тем, что пауки, тараканы, клопы и прочие мелкие и не очень букашки – неизменные спутники человеческой жизни. Люди невольно связывали поведение насекомых с теми или иными жизненными событиями.
Быть может, в наши дни такие приметы покажутся кому-то суеверными и интересными лишь с точки зрения фольклора. Однако к некоторым из них следует отнестись внимательно – ведь многие насекомые действительно приносят людям удачу!
- Небольшой паучок прядет паутину у вас над головой – к добрым вестям!
- Много мошкары вечером – к ясной погоде на следующий день.
- Завелась моль – к бедности.
- Если на вас села божья коровка – это к счастью. Сколько точек на ее крылышках, столько счастливых месяцев у вас впереди.
- Муравьи в доме завелись – к деньгам.
- Бабочка села на голову – к встрече со старым другом.
- Муха в доме громко жужжит – к неминуемой ссоре.
- Обилие комаров – к обилию пшеницы на полях.
- Комары летают до поздней осени – к теплой и мягкой зиме.
- Много ос и стрекоз – к сухому лету.
- На пасеке должно быть нечетное количество ульев – к хорошему урожаю меда.
- Пчелы летают недалеко от ульев – к дождливой погоде. Улетают в поле – впереди будут ясные деньки!
- Пчела села в лодку к рыбаку – к хорошему клеву.
- Большой жук переползает вам дорогу – к счастью.
- Паук сел на платье – к богатству
- Оса укусила – вас кто-то обманет.
- Мухи зимой в доме предвещают раннюю весну.
9. Рефлексия
Раскрась бабочку в цвет своего настроения.