Научишься сам, когда поучишь другого.
Л.С.Выготский
По основным положениям ФГОС и примерной программе по Иностранному языку урок должен обеспечивать результаты учебного процесса, социализацию, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер обучаемых, освоение правил речевого поведения, формирование дружелюбного отношения и толерантности друг к другу. Учитель должен делать упор на взаимодействие учащихся друг с другом, чтобы каждый из них стал активным участником образовательного процесса в комфортной для себя обстановке.
Большой потенциал для реализации этого имеет такая форма организации образовательного процесса, как работа в группе. Работа в группе дает возможность чаще вступать в коммуникацию с другими членами группы, формулировать свою позицию, согласовывать действия, что может способствовать развитию сотрудничества, межличностной компетентности, коммуникативной культуре. Кроме этого, групповые формы работы на уроке способствуют развитию у учащихся критического мышления и адекватной самооценки, развивают самостоятельность и ответственность.
Педагогический словарь дает следующее определение групповому обучению и групповой форме работы:
Групповая работа на уроке - форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога.
Учитывая специфику предмета «иностранный язык», этот метод может обеспечивать необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого учащегося группы, предоставляя каждому из них возможность осмыслить и осознать новый языковой материал, получить достаточную устную практику для формирования необходимых навыков и умений.
Знания, получаемые через общение, более основательны, чем в процессе обычной учебной деятельности. Отсюда следует, что знания в процессе обучения учащиеся могут и должны получать сами. Если правильно сочетать деятельность и общение, то в процессе получения знаний будет гармонично сочетаться как обучающая, так и воспитывающая функция. Поэтому перед учителем встает задача – включить в учебную деятельность всех участников, независимо от их способностей.
Основной смысл групповой работы заключается в продуцировании коллективного мышления. Коллективное мышление предполагает использование коммуникации, оппонирования, защиты своей точки зрения, последующей рефлексии. Все это позволяет использовать групповую работу в образовательном процессе.
Групповой метод обучения решает три основные задачи:
- конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;
- коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри группы и за её пределами;
- социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адаптации в сообществе.
Групповая работа подразделяется на два вида: дифференцированную и единую. При единой работе все группы выполняют одинаковые задания.
При дифференцированной - разные группы выполняют разные задания в рамках общей для всех учащихся темы.
Принципы организации работы в группах:
- Класс должен разбиваться на несколько небольших групп
- Каждая группа получает свое задание
- Внутри каждой группы между ее участниками распределяются роли
- Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе коммуникации
- Выработанные в группе решения обсуждаются всем классом
Группы учащихся формируются учителем до урока, разумеется, с учетом психологической совместимости.
Перечислим основные 6 способов формирования групп на уроке, разработанные в проблемно-поисковых образовательных технологиях, которые в значительной степени определяют результативность группового взаимодействия обучаемых:
1. По выбору педагога (он сам распределяет учащихся в мини-группы)
При таком делении учитель не всегда учитывает симпатии и антипатии учащихся, поэтому оказавшись в некомфортной психологической обстановке некоторые учащиеся предпочитают отмалчиваться или выясняют межличностные отношения вместо решения конкретной учебной задачи.
2. По желанию учащихся
В этом случае процедура объединения в группы, как правило, проходит весьма эмоционально. Причем одни ученики выбирают тех партнеров, кому симпатизируют; вторые - тех, за чью спину можно будет спрятаться при выполнении задания, получив в итоге хорошую оценку; третьи - тех, с кем можно будет почувствовать себя лидером. Но иногда деление на группы (команды) затягивается (некоторых учащихся не хотят брать к себе ни одна группа) или состав групп оказывается неравным по силам (например, формируется группа девочек и мальчиков, или в одной группе объединяются все учащиеся с низким уровнем коммуникативной компетенции, в другой, наоборот, с высоким), поэтому выполнение некоторых заданий сразу обречено на провал, заранее можно предположить, что одна из групп не справится с поставленной коммуникативной задачей.
3. По набору лидеров
Лидеры в данном случае назначаются учителем - организатором групповой работы, а они по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что лидеры выбирают в первую очередь тех, кто действительно способен продуктивно работать и достигать результата (иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план). Но при таком способе формирования группы психологически трудно тем учащимся, кого выбирают последними, или вообще не хотят выбирать.
4. По определенному признаку
Так, можно, например, разделить учащихся:
- по первой букве имени (оно начинается на гласную - согласную);
- в соответствии с тем, в какое время года родился ученик (на четыре группы);
- по тому, какого они знака зодиака (знаки воды, огня, воздуха или земли);
- по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые), и т.д.
Этот способ деления интересен тем, что может объединить людей, которые редко взаимодействуют друг с другом. Но, изначально задавая некоторый общий признак, он создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе.
Однако сложно заранее просчитать количественный состав групп (наверняка, не каждый признак представлен в классе одинаково), открытым остаётся вопрос и о силе групп.
5. По стилю интеллектуальной деятельности (эрудит, критик, скептик, генератор идей, аутсайдер)
Используется на продвинутом этапе обучения. Понятно, что учитель должен хорошо знать индивидуальные особенности учащихся, чтобы равномерно распределить их по группам и обеспечить достаточно высокий творческий потенциал в каждой подгруппе. Но данный способ формирования групп не всегда соответствует симпатиям - антипатиям учащихся.
6. Случайным образом
На младшей ступени обучения впечатляет такой способ формирования “случайной” группы, как: жребий(учащихся просят рассчитаться на первый - второй или распределяют четные номера - в одну группу, нечетные - в другую); предлагают обучаемым вытянуть фигуры разные по форме (квадрат, треугольник, овал, ромб, прямоугольник) или по цвету (желтый, красный, голубой, белый и др).
Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней волей случая могут объединиться учащиеся, которые вне учебных условий никак не взаимодействуют между собой. Таким образом, работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным партнерам.
При формировании группы необходимо решить вопросы, связанные с составом, размером, структурой и продолжительностью «жизнедеятельности» малой группы. Здесь рекомендуется учитывать следующие моменты:
- Соблюдать принцип гетерогенности (разнородности). Исследования показывают, что комплектование гомогенных (однородных по уровню обученности) групп не эффективно: увеличивается разрыв между учебными достижениями обучающихся, имеющих высокий и низкий уровни обученности. А вот обучение в разнородных по составу группах подстегивает слабоуспевающих учащихся до среднего уровня и в то же самое время стимулирует учебный прогресс среди обучающихся, имеющих достаточный и высокий уровни учебных достижений.
- При формировании малых групп рекомендуется стремиться к тому, чтобы в них были представлены разнообразные учебные интересы, умения и навыки (например, любимым предметом одного учащегося может быть математика, другого – история, третьего – физкультура, а в одной команде, к примеру, должны быть представлены и «стенографы», и «компьютерщики», и «счетоводы», и «спикеры», и т.д.).
- Надо позаботиться и о разнообразии социально-психологических характеристик и психологической совместимости (нежелательно допускать, например, чтобы в одной группе собрались лишь холерики, а в другой – одни меланхолики). При работе над различными проектами, которые предполагают решение учебной задачи не за один-два урока, необходимо учитывать также и проживание членов группы (желательно, чтобы они жили недалеко друг от друга для совместной работы над проектами и заданиями).
- Многолетние наблюдения показали, что оптимальный вариант группы – 4 человека. Такая группа обладает наивысшей степенью работоспособности и продуктивности, а также наиболее удобна для внутригруппового общения. Есть также и некоторые организационные преимущества: такая группа легко перегруппировывается в две подгруппы, поэтому в ней удобно работать в парах. К тому же здесь мы получаем наиболее удачное сочетание для принципа гетерогенности (учащийся с высоким уровнем обученности, два со средним уровнем обученности и один учащийся с низким уровнем обученности). Легко сформировать такую группу и по половому признаку (2 мальчика и 2 девочки).
Чего не следует делать при организации групповой работы:
- Организовать индивидуальное место ученику, который хочет работать один.
- Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представят «продукт» своего труда (можно ввести какой-нибудь условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума).
- Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
- В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя кропотливой работы.
Преимущества и недостатки группового метода обучения
Преимущества группового обучения заключаются в следующем:
- Не все учащиеся готовы задать вопрос учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. При работе в группах таким детям легче задать вопрос своим сверстникам и получить на него ответ или объяснение.
- Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения.
- Формируется чувство ответственности, так как работа в группе предполагает работу каждого. Успех группы в целом зависит от работы каждого ее участника, от умения самостоятельно приобретать новые знания и умения, применять их в конкретных задачах.
- Формирует собственную точку зрения, дети учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение.
- Начинают понимать, где и как они смогут применить полученные на уроках знания.
- Учатся общаться, овладевают коммуникативными умениями.
- Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
- Развиваются такие свойства мышления, как систематизация, обобщение, классификация, аналогия, анализ, абстрагирование.
Обучение включает в себя деятельность учителя – преподавание и деятельность ученика – учение.
Каждый ученик вовлекается в процесс работы, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой стороны, умения общаться и, сотрудничая, решать учебные задачи. Работа на уроках по парам, в группах, где общее дело зависит от вклада каждого, где есть возможность постоянного оказания помощи друг другу, и имеет место уважительное и доброжелательное отношение к возможностям и проблемам друг друга, позволяет ребенку чувствовать себя защищённым, воспринимать себя членом коллектива, а значит комфортно.
Разумеется, у данного метода есть и недостатки:
- сходство или различие интеллектуальных структур «учителя» и «ученика», ведь учитель обладает способностью и умениями передавать знания в доступной форме, учитывая личностные, умственные и индивидуальные особенности учащихся, умея его заинтересовать, предоставляя при этом достаточную, но не чрезмерную самостоятельность, предлагая помощь и обратную связь в доступной и приятной форме именно для этого ребенка.
- не всегда стиль детских взаимоотношений способствует пониманию и усвоению материала. Дети могут быть не менее грубы, могут самоутверждаться за счет ученика, высмеивая его ошибки, что может привести к межличностному конфликту.
Групповые технологии в практике.
1) Частота применения группового метода обучения зависит от многих условий. В первую очередь, следует иметь в виду характер учебного материала. К материалу и заданиям для групповой работы можно предъявлять следующие общие требования:
- Задания должны подходить для групповой работы, т.е. способствовать возникновению различных мнений и являться основой для обсуждения. Другими словами, задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.
2) Задания должны иметь относительно высокую степень трудности. Но только проблемность и высокая степень трудности - недостаточные условия пригодности материала для работы.
3) Материал по своей структуре должен быть таким, чтобы его можно было разделить на относительно самостоятельные единицы, над которыми смогут работать разные группы или отдельные учащиеся в рамках одной группы. Важно, чтобы каждая группа воспринимала взаимосвязь своего задания с заданиями остальных групп. Это легче уловить при повторении пройденного.
Групповое обучение уместно применять не только на занятиях формирования лексических и грамматических навыков, при работе с текстом, при изучении нового материала или при повторении и активизации уже пройденного, но также и при обучении диалогической речи и общению на изучаемом языке.
Таким образом, используя групповые приёмы обучения английскому языку, можно оптимизировать процесс овладения навыками базового школьного иноязычного общения. Использование группового метода обучения на уроках английского языка способствует активизации познавательной деятельности, повышению качества успеваемости школьников, развитию навыков самообразования и самоконтроля, повышению уровня комфортности обучения, повышению активности и инициативности школьников на уроке, развитию критического мышления школьников, формированию и развитию креативного мышления и коммуникативной компетентности, становлению новых отношений между учителем и учениками.
Практика показывает, что использование групповых методов и приемов на уроке иностранного языка снимает нервное напряжение у школьников, даёт возможность менять формы деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятия. Таким образом, использование групповых приёмов и методов позволяет значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи.
Список литературы
- Арефьев Г.И. Групповая форма работы на уроках английского языка/ Иностранные языки в школе, 1994.- №5.- с.23-27.
- Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. М.: АРКТИ, 2003.- 192 с.
- Гикал Л.В. групповая работа как эффективная форма организации урока. [Электронный ресурс]/Режим доступа:. https://urok.1sept.ru/статьи/530702/ (дата обращения 11.11.2018)
- Дьяченко В. И. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 1991. - с. 280
- Конышева А.В. Особенности группового обучения иностранному языку.
- Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1998. - 223с.
- Педагогический Энциклопедический Словарь / Гл. Ред. Б.М.Бим-Бад- М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528с.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» http://www.rg.ru/2012/01/17/obrazovanie-site-dok.html (дата обращения 11.11.2018)