Развитие мелкой моторики рук детей младшего возраста в процессе пальчиковых игр

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: мелкая моторика


«Ум ребенка находится на кончиках пальцев».
В.А.Сухомлинский

Пальчиковая гимнастика для детей представляет собой набор упражнений, направленных на развитие мелкой моторики руки, т.е. совместных действий систем организма человека (мышечной, зрительной, нервной, костной), формирующих способность выполнять точные, мелкие движения пальцами и кистями.

Заниматься с ребенком в этом направлении следует с самого раннего возраста. Такие упражнения делят на две группы – пассивные и активные.

Пальчиковые гимнастики первой группы – это манипуляции взрослых (массаж ладошки младенца, сгибание, разгибание его пальчиков).

А выполнение игр второй группы проходит с участием самих малышей.

Мелкая моторика руки напрямую связана с речевой функцией. Это объясняется анатомическим строением головного мозга: проекция кисти руки занимает примерно треть площади двигательной проекции всей поверхности его коры, причем она располагается предельно близко к речевой зоне. Поэтому, развивая способность совершать точные движения пальцами, мы активно развиваем и речевую функцию. Эта взаимосвязь была подтверждена множественными исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков.

Существует достаточно способов помочь малышу научиться совершать ловкие движение пальчиками:

  • массаж кисти руки;
  • занятия с небольшими предметами (конструктор, мозаика, пазлы);
  • игры с крупами, бусинами;
  • лепка;
  • рисование;
  • вырезание.

Особое значение в этом плане имеет пальчиковая гимнастика, занимаясь которой, дети начинают раньше и более правильно разговаривать, писать, активно развивать память с мышлением, координацию движений.

Естественно, что благодаря этим упражнениям руки становятся сильными и ловкими. Замечено, что дошкольники, выполняющие пальчиковые гимнастики, быстрее успокаиваются после перенесенных волнений.

Значение пальчиковых игр

Пальчиковая гимнастика для дошкольников синхронизирует работу обоих полушарий мозга, способствует формированию речи, памяти, внимания, мышления. Она активно способствует проявлению различных способностей. Цель постоянного применения комплекса игр и упражнений – помочь посредством пальчиковых гимнастик ребенку:

  • правильно произносить звуки;
  • обогатить словарный запас;
  • разработать пальцы для письма;
  • получить навыки осознанного самоконтроля;
  • развить терпение и способность концентрировать внимание на одном действии, не отвлекаясь;
  • научиться фантазировать;
  • освоить навыки общения и взаимопонимания без слов;
  • адаптироваться к окружающему миру, если малыш – левша.

Пальчиковая гимнастика для малышей будет иметь максимальный эффект, если она носит регулярный характер не только в детском саду, но и дома.

Причем эти минутки тесного общения с мамой или папой не должны быть принудительными, тогда они войдут в привычку, а ребенок получит огромное удовольствие от них.