Слайд №1
1. Оргмомент
Дети поют алфавит - Слайд №2
Слайд №4
Педагог: Ребята, изобразите, пожалуйста хитрых мышей, сердитых мышей.
Слайд №5
Кот Леопольд: Что я слышу! Опять мыши сердятся и хитрят! Ребята, давайте жит дружно!»
Педагог: Ребята, вы узнали кто к нам пришёл? Давайте поздороваемся с котом Леопольдом.
Кот Леопольд: Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, взрослые! А я думал опять мыши озорничают.
Педагог: Ребята, покажите Леопольду, что вы не мыши, а послушные примерные ученики Школы раннего развития «Лучик».
Кот Леопольд: Вот теперь я вижу, что это ученики.
Слайд №6
2. Сообщение темы занятия
Педагог: Сегодня на занятие мы сочиним сказку про двух мышат и про тебя, Кот Леопольд. И повторим звуки [Л], [Л'].
3. Выделение звуков из слов. Сравнительная характеристика звуков по артикуляции и акустическим признакам
Кот Леопольд: Хорошая идея! А вы знаете какой первый звук в слове Леопольд?
Слайд №7
Дети: [Л'].
Слайд №8
Кот Леопольд: Правильно! Дайте характеристику этому звуку.
Дети: Звук [Л'] — мягкий звонкий согласный.
Педагог: Ребята, скажите, что должно стоять за звуком [Л], чтобы он стал мягким?
Дети: Ь, Я, Ю, И, Е, Ё.
Педагог: Молодцы. А теперь расскажите о артикуляции этого звука. Что делают губы?
Слайд №10
Дети: Губы – улыбаются.
Педагог: Что делает горло?
Дети: Горло – дрожит.
Педагог: Что делает язык?
Дети: Язык – качается бугорков за верхними зубами и встаёт «горкой».
Педагог: Произнесите звук [Л'].
Дети: [Л']
Слайд №11
Педагог: Молодцы. А теперь дайте характеристику звуку [Л].
Дети: Звук [Л] — твёрдый звонкий согласный.
Слайд №12
Педагог: Молодцы. А теперь расскажите о артикуляции этого звука. Что делают гуды?
Дети: Губы – улыбаются.
Педагог: Что делает горло?
Дети: Горло – дрожит.
Педагог: Что делает язык?
Дети: Язык – упирается в бугорки за верхними зубами или в верхние зубы и встаёт «чашечкой».
Педагог: Произнесите звук [Л].
Дети: [Л].
4. Произношение звуков в потешке
Слайд №13
Кот Леопольд: Молодцы! А потешки вы петь умеете?
Дети: Да.
Педагог: Ребята, вставайте возле стульчиков, будем петь потешку и отбивать ритм ладошками.
Дети поют и отбивают ритм ладошками. Слайд №14
5. Развитие фонематического восприятия. Произношение звуков в слогах и словах. Звуковой анализ, синтез
Слайд №15
Кот Леопольд: Молодцы! Как у вас хорошо! Я даже про мышей и Полкана совсем забыл.
Педагог: А кто такой Полкан?
Кот Леопольд: Сейчас расскажу! У меня есть друг – это пёс Полкан. Сегодня вечером я иду к нему на день рождения. Я купил Полкану подарок и спрятал его от мышей. Но мне как-то не спокойно на душе. Боюсь, что мыши попытаются найти подарок и стащить его. Пойду поищу их.
Кот уходит из кабинета
Педагог: Ребята, мыши очень любят играть в прятки. Мне кажется, что, если мы прочтём слоги, но найдём мышат. Попробуем?
Дети: Да.
Дети читают слоги. Слайд №16
Слайд №17
Педагог: А вот и мыши! Мышей зовут Лойд и Лека. Прослышали мыши о подарке и решили его найти. Они назвали спрятанный подарок другим словом. «Соберите» звуки К, Л, А, Д. Какое слово получилось?
Слайд №18
Дети: Клад.
Дети разбирают слово.
Слайд №19
Педагог: Добавьте к слову клад букву эс и прочтите, какое слово получится?
Дети: Склад.
Слайд №20
Педагог: Мыши шли, шли, шли и дверь из металла увидели. Какую дверь они увидели?
Дети: Металлическую.
Слайд №21
Педагог: Что они сделали?
Дети: Открыли, заглянули.
Слайд №22
Педагог: Куда они попали?
Дети: Мыши попали на склад.
Слайд №23
Педагог: Вы узнаете, что там хранилось, если в слове ЛЮК вместо [Л'] скажете [Л].
Дети: Лук.
Слайд №24–25
Педагог: Ребята, сравните слова лук и люк.
Дети сравнивают слова по значению, написанию, звуковым схемам, местоположению [Л'] [Л], количеству слогов.
Слайд №26
Педагог: Молодцы! Продолжаем нашу сказку. Что стали делать Лойд и Лека?
Дети: Мыши стали плакать.
Педагог: От лука у них заслезились
Дети: Глаза.
Педагог: Покажите это, Дети. Изобразите плачущих мышат.
Дети изображают плачущих мышат.
Слайд №27
Педагог: Что делал Лойд?
Дети: Лойд плакал.
Педагог: Что делал Лека?
Дети: Лека плакал.
Педагог: Что делали мыши?
Дети: Мыши плакали.
Педагог: Что делали мы?
Дети: Мы плакали.
Педагог: Угадайте, что Лойд увидел сквозь слёзы ЦУ-ЛЕСТ-НИ
Слайд №28
Дети: Лестницу.
Слайд №29
Педагог: Пока они ее
Дети: Поднимали, ставили.
Слайд №30
Педагог: Наступила ночь. Мышата на небо
Дети: Посмотрели, взглянули.
Педагог: И увидели У, Л, Н, У. Что они увидели?
Дети: Луну.
Слайд №31
Педагог: Они сразу же догадались – там клад кота Леопольда. На что похожа Луна по мнению мышат?
Дети: На сыр.
Слайд №32
Педагог: Что они сделали?
Дети: По лестнице полезли, поднимались, с лестницы свалились, упали.
Слайд №33
Педагог: Сыграем в «Эхо» Я буду говорить, а вы повторяйте, ребята.
«Лазил Лойд по лесенке,
да свалился с лесенки.
Напевал Лойд песенку,
не допел он песенку».
Слайд №34
Пока они поднимались, наступило утро. Что появилось на небе?
Дети: Солнце.
Слайд №35
Педагог: Видят Лойд и Лека, летит птица. «Ласточка!» - закричала Лека.
6. Слоговой анализ. Звуко-буквенный анализ
Слайд №36
Педагог: Произнесите слово ласточка по звукам.
Дети произносят слово по звукам и делают анализ слова.
Слайд №37
Слайд №38
Педагог: Лойд и Лека спросили у ласточки где Кот Леопольд спрятал клад. Ласточка сказала, что клад он спрятал под деревом, в названии которого четыре звука, первый [Л'], а последний – [А], в середине [ИП]. Это
Слайд №39
Дети: Липа.
Слайд №40
Педагог: Переставьте в слове буквы [П] и [Л]. Что получилось?
Слайд №41
Дети: Пила.
Слайд №42
Педагог: Лойд и Лека поняли, что это не клад. На липе они увидели мотылька. Что они спросили у мотылька? «Потанцуйте со мной», - попросил мотылек, тогда скажу, где клад.
7. Динамическая пауза
Слайд №43–44
Педагог: «Идите к у*итке», - сказал мотылёк. Она должна знать, где клад. Кто нам нужен, ребята?
Слайд №45
Дети: Улитка.
Слайд №46
Педагог: Лойд и Лека спросили улитку о кладе. Как они спросили?
Дети: «Где клад?»
Педагог: «Я думаю, на ПОЛЬКЕ» - сказала улитка и уползла. Что такое полька, ребята?
Слайд №47
Дети: Танец.
Педагог: На танце клад точно не может лежать! Вместо [Л'] скажете [Л] в слове, и вы узнаете, о чём говорила улитка. Какое слово хотела произнести улитка?
Дети: Полка.
Слайд №48
Педагог: Лойд и Лека догадались, что клад лежит на полке. Что сделали мышата?
Дети: Побежали искать клад.
8. Развитие фонематических представлений
Слайд №49
Педагог: Где может быть полка?
Дети: В кладовке, в чулане, в шкафу, на кухне.
Педагог: Что увидели Лойд и Лека на полке?
Слайд №50
Дети: лимон [Л']
Слайд №51
Дети: яблоко [Л]
Слайд №52
Дети: апельсин [Л']
Слайд №53
Педагог: Лойд и Лека догадались, что это не клад. Они обрадовались? Покажите, как они огорчились.
Дети показывают огорчение.
Педагог: Они вышли на
Дети: Улицу.
Слайд №54
Педагог: а там гуляет
Дети: Цыпленок.
Педагог: Цыпленок, ты ничего не слышал про клад кота Леопольда? Слышал, о чем-то ГАЛЬКА с ним говорила и произносила слово ШАПЛА. Есть такая птица – ГАЛЬКА?
Дети: Нет, галька – это камешек, а птица – галка.
Слайд №55
Педагог: Поменяйте в слове ШАПЛА звуки [Л], [Ш] местами.
Дети: Лапша.
Слайд №56
Педагог: Услышал Полкан разговор Лойда и Леки и решил дать им вредный совет. Слушайте и смотрите внимательно. Сейчас мы сыграем в игру «Повтори за мной»
9. Произношение звуков в предложениях и чистоговорках
Слайд №57–58
Дети повторяют за педагогом слова и движения.
Идите в угол, шаги на месте
увидите уголь. «козырёк»
Палочку возьмите, уголек пошевелите. Движения указательным пальцем
Лопаткой покопайте, «копаем»
Грабельками подровняйте. «ровняем»
Слайд №59
Педагог: Они в угле
Дети: Испачкались, измазались
Педагог: И ничего не
Дети: Нашли.
Педагог: Вы догадаетесь где лежит клад, если составите предложение по словам: «клад лежать в пакет».
Слайд №60–61
Дети: Клад лежит в пакете.
Слайд №62
Педагог: «Пакет стоять подоконник на».
Слайд №63
Дети: Пакет стоит на подоконнике.
10. Сюрпризный момент
Входит Леопольд.
Слайд №64
Кот Леопольд: А вот вы где, мышата. Мышата и вы, ребята, нашли где стоит пакет с подарком. Что лежит в пакете вы узнаете, если вместо звёздочки поставите звук [Л'].
Слайд №65
Дети: Карамель.
Слайд №66
Кот Леопольд: Правильно – это карамель. Сегодня мы вместе с мышатами пойдём поздравлять Полкана и подарим карамель. Но я уверен, что Полкан будет рад узнать, что я угостил вас карамельками, ребята.
Кот Леопольд берёт пакет с подоконника и раздаёт карамель детям.
Педагог: Какое волшебное слово мы скажем за угощение?
Дети: Спасибо!
Кот Леопольд: На здоровье, ребята. Ну, мы пошли к Полкану в гости. До свидания, друзья!
Дети: До свидания!
Слайд №67
11. Итог занятия
Педагог: А нам надо рассказать колокольчику, чем мы сегодня занимались, ребята. Ответы детей.