Цель: организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении раздела «Природа и мы».
Предметные:
- создать условия для систематизации знаний, полученных при изучении раздела;
- обеспечить деятельность учащихся над формированием аналитико-синтетических умений;
- предоставить возможность работать над формированием навыка чтения.
Метапредметные:
Познавательные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний;
- уметь находить ответы на вопросы в тексте;
- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);
- уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков;
- уметь определять главную мысль текста;
- уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.
Регулятивные:
- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;
- принимать и сохранять учебную задачу.
Личностные:
- содействовать осознанию ценности изучаемого предмета;
- прививать любовь к природе и бережное отношение ней.
Коммуникативные
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;
- уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- уметь осуществлять взаимный контроль.
Сценарий урока
1. Оргмомент
- Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг-другу.
- Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
2. Сообщение темы цели урока
- Как называется раздел, который мы изучаем? («Природа и мы»)
-Как вы понимаете название? (Человек – это часть природы. Мы можем многому научиться у нее. Наши отношения с природой должны быть гармоничными.) Слайд 2.
- Сегодня мы повторим произведения раздела и докажем, что их объединяет.
3. Актуализация знаний
- Сначала вспомним авторов и названия их произведений. Соедините автора с его произведением. Слайд 3
Д.Н.Мамин-Сибиряк | «Выскочка» |
А.И.Куприн |
«Кабан» |
В.П.Астафьев |
«Приёмыш» |
Е.И.Чарушин |
«Стрижонок Скрип» |
М.М.Пришвин |
«Барбос и Жулька» |
- К какому жанру можно отнести все произведения? (Рассказ)
- Что такое рассказ?( произведение небольшого объёма с малым количеством героев и коротким сюжетом)
4. Работа по теме урока
- Сейчас ребята покажут сценку из рассказа. Вам нужно определить из какого произведения.
«- Здравствуй, Тарас!
- Здравствуй, барин!
- Откуда бог несет?
- А вот за Приемышем плавал, за лебедем... Все тут вертелся в протоке, а потом вдруг и пропал... Ну, я сейчас за ним. Выехал в озеро - нет; по заводям проплыл - нет; а он за островом плавает.
- Откуда достал-то его, лебедя?
- А бог послал, да!.. Тут охотники из господ наезжали; ну, лебедя с лебедушкой и пристрелили, а вот этот остался. Забился в камыши и сидит. Летать-то не умеет, вот и спрятался ребячьим делом. Я, конечно, ставил сети подле камышей, ну и поймал его. Пропадет один-то, ястреба заедят, потому как смыслу в ем еще настоящего нет. Сиротой остался. Вот я его привез и держу. И он тоже привык... Теперь вот скоро месяц будет, как живем вместе. Утром на заре поднимется, поплавает в протоке, покормится, потом и домой. Знает, когда я встаю, и ждет, чтобы покормили. Умная птица, одним словом, и свой порядок знает.
Старик говорил необыкновенно любовно, как о близком человеке. Лебедь приковылял к самой избушке и, очевидно, выжидал какой-нибудь подачки.
- Улетит он у тебя, дедушка... - заметил я.
- Зачем ему лететь? И здесь хорошо: сыт, кругом вода...
- А зимой?
- Перезимует вместе со мной в избушке. Места хватит, а нам с Собольком веселей. Как-то один охотник забрел ко мне на сайму, увидал лебедя и говорит вот так же: "Улетит, ежели крылья не подрежешь". А как же можно увечить божью птицу? Пусть живет, как ей от господа указано... Человеку указано одно, а птице - другое... Но возьму я в толк, зачем господа лебедей застрелили. Ведь и есть не станут, а так, для озорства...
- Кто может назвать это произведение? («Приемыш»)
Слайд 4,5.
- О чем же это произведение? (О жизни лебедя в доме лесника)
- В чем заключается основная мысль этого произведения? (невозможность «свободных» животных жить в неволе) Слайд 6.
- Обратимся к следующему произведению. «Барбос и Жулька».
- Прочитайте первый столбик. К какому из героев относится? (Барбос)
Слайд 7,8.
- А другой столбик кому из героев подходит? (Жулька)
- А что с ними произошло? (Большой пес Барбос испугался бешеной собаки, а маленькая Жулька бросилась на защиту двора.)
Слайд 9,10.
- В чем основная мысль произведения? (Внешний вид не всегда показатель слабости; способность сопереживать и понимать свою вину).
Слайд 11.
- А как называется следующее произведение? («Выскочка»)
Слайд 12.
- А что случилось с Выскочкой? (Выскочка осталась без хвоста)
- О чем это произведение? (о истории, которая произошла с собакой и сорокой)
- А что хотел сказать автор нам этим произведением ?
- Возьмите тестовые карточки и ответьте на вопросы.
1. Какой породы была собака Вьюшка?
А) лайка
Б) овчарка
2. Откуда приехала Вьюшка?
А) с берегов р.Енисея
Б) с берегов р. Бии
В) с берегов о.Байкал
3. Какую службу несла Вьюшка?
А) охотилась
Б) сторожила
В) охраняла хозяина
4. От какого слова произошла кличка собаки?
А) «Бия»
Б) «Байкал»
В) «Виться»
Обменяйтесь карточками и проверьте. (На слайде ответы.)
Слайд 13.
Какая из пословиц подходит к рассказу М.М.Пришвина «Выскочка»?
Слайд 14.
- «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»,
- «Богатством ума не купишь»,
- «Один якал, якал, да и заплакал»
Выберите ту, которая подходит к нашему рассказу.
- Можно ли это считать главной мыслью рассказа? А как сказать по-другому? А в жизни людей такое случается?
5. Физминутка
Вы, наверное, устали?
Мы поэтому все встанем
И немножко отдохнем.
Сначала глубоко вдохнем,
Руки в стороны, вперед.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали
Великанами мы стали.
Слайд 15.
– Посмотрите на иллюстрацию. Какой момент изобразил художник? (Когда главный герой сидел на заборе, а маленький парнишка загонял кабанов в клетку.)
- А это из какого произведения? (Евгения Чарушина «Кабан»)
– Найдите в тексте этот эпизод, прочитайте. Какое качество ярко проявилось в поступке Жени?(Трусость.)
– А о чем это произведение? (О случае, который произошел с мальчиками в зоосаде).
- Какая основная мысль этого произведения?
Слайд 16.
- Ребята, а какое произведение мы не назвали? (Виктора Астафьева «Стрижонок Скрип»)
Слайд 17.
- О чем это произведение? (О жизни Стрижонка Скрипа)
- Чему учит нас это произведение? (Нужно учиться быть самостоятельным)
- Какая основная мысль произведения?
Посмотрите на слайд, что у нас получилось.
Слайд 18.
Вот все произведения данного раздела.
- Что объединяет произведения раздела?
6. Проверка домашнего задания
- Дома вы делали рисунки к произведениям.
- Давайте посмотрим, что у вас получилось.
7. Итог урока
- Итак, сегодня путешествуя по разделу, вы еще раз прочувствовали, как жилось нашим героям. И надеюсь, вы всегда будете по-доброму относиться к друзьям нашим меньшим.
Будем птиц любить, оберегать.
Будем взрослым в этом деле помогать:
Беречь леса, поля и реки,
Чтоб сохранилось все на веки!