Литературное чтение. Обобщение по разделу "Природа и мы". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4

Ключевые слова: литературное чтение


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цель: организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении раздела «Природа и мы».

Предметные:

  • создать условия для систематизации знаний, полученных при изучении раздела;
  • обеспечить деятельность учащихся над формированием аналитико-синтетических умений;
  • предоставить возможность работать над формированием навыка чтения.

Метапредметные:

Познавательные:

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний;
  • уметь находить ответы на вопросы в тексте;
  • уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);
  • уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков;
  • уметь определять главную мысль текста;
  • уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.

Регулятивные:

  • уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  • уметь слушать в соответствии с целевой установкой;
  • принимать и сохранять учебную задачу.

Личностные:

  • содействовать осознанию ценности изучаемого предмета;
  • прививать любовь к природе и бережное отношение ней.

Коммуникативные

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме;
  • уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;
  • уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  •  уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  •  уметь осуществлять взаимный контроль.

Сценарий урока

1. Оргмомент

Звучит музыка (звуки леса)

- Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг-другу.

- Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

2. Сообщение темы цели урока

- Как называется раздел, который мы изучаем? («Природа и мы»)

-Как вы понимаете название? (Человек – это часть природы. Мы можем многому научиться у нее. Наши отношения с природой должны быть гармоничными.) Слайд 2.

- Сегодня мы повторим произведения раздела и докажем, что их объединяет.

3. Актуализация знаний

- Сначала вспомним авторов и названия их произведений. Соедините автора с его произведением. Слайд 3

Д.Н.Мамин-Сибиряк

 «Выскочка»

А.И.Куприн

 «Кабан»

В.П.Астафьев

 «Приёмыш»

Е.И.Чарушин

 «Стрижонок Скрип»

М.М.Пришвин

 «Барбос и Жулька»

- К какому жанру можно отнести все произведения? (Рассказ)

- Что такое рассказ?( произведение небольшого объёма с малым количеством героев и коротким сюжетом)

4. Работа по теме урока

- Сейчас ребята покажут сценку из рассказа. Вам нужно определить из какого произведения.

«- Здравствуй, Тарас!

- Здравствуй, барин!

- Откуда бог несет?

- А вот за Приемышем плавал, за лебедем... Все тут вертелся в протоке, а потом вдруг и пропал... Ну, я сейчас за ним. Выехал в озеро - нет; по заводям проплыл - нет; а он за островом плавает.

- Откуда достал-то его, лебедя?

- А бог послал, да!.. Тут охотники из господ наезжали; ну, лебедя с лебедушкой и пристрелили, а вот этот остался. Забился в камыши и сидит. Летать-то не умеет, вот и спрятался ребячьим делом. Я, конечно, ставил сети подле камышей, ну и поймал его. Пропадет один-то, ястреба заедят, потому как смыслу в ем еще настоящего нет. Сиротой остался. Вот я его привез и держу. И он тоже привык... Теперь вот скоро месяц будет, как живем вместе. Утром на заре поднимется, поплавает в протоке, покормится, потом и домой. Знает, когда я встаю, и ждет, чтобы покормили. Умная птица, одним словом, и свой порядок знает.

Старик говорил необыкновенно любовно, как о близком человеке. Лебедь приковылял к самой избушке и, очевидно, выжидал какой-нибудь подачки.

- Улетит он у тебя, дедушка... - заметил я.

- Зачем ему лететь? И здесь хорошо: сыт, кругом вода...

- А зимой?

- Перезимует вместе со мной в избушке. Места хватит, а нам с Собольком веселей. Как-то один охотник забрел ко мне на сайму, увидал лебедя и говорит вот так же: "Улетит, ежели крылья не подрежешь". А как же можно увечить божью птицу? Пусть живет, как ей от господа указано... Человеку указано одно, а птице - другое... Но возьму я в толк, зачем господа лебедей застрелили. Ведь и есть не станут, а так, для озорства...

- Кто может назвать это произведение? («Приемыш»)

Слайд 4,5.

- О чем же это произведение? (О жизни лебедя в доме лесника)

- В чем заключается основная мысль этого произведения? (невозможность «свободных» животных жить в неволе) Слайд 6.

- Обратимся к следующему произведению. «Барбос и Жулька».

- Прочитайте первый столбик. К какому из героев относится? (Барбос)

Слайд 7,8.

- А другой столбик кому из героев подходит? (Жулька)

- А что с ними произошло? (Большой пес Барбос испугался бешеной собаки, а маленькая Жулька бросилась на защиту двора.)

Слайд 9,10.

- В чем основная мысль произведения? (Внешний вид не всегда показатель слабости; способность сопереживать и понимать свою вину).

Слайд 11.

- А как называется следующее произведение? («Выскочка»)

Слайд 12.

- А что случилось с Выскочкой? (Выскочка осталась без хвоста)

- О чем это произведение? (о истории, которая произошла с собакой и сорокой)

- А что хотел сказать автор нам этим произведением ?

- Возьмите тестовые карточки и ответьте на вопросы.

1. Какой породы была собака Вьюшка?

А) лайка
Б) овчарка

2. Откуда приехала Вьюшка?

А) с берегов р.Енисея
Б) с берегов р. Бии
В) с берегов о.Байкал

3. Какую службу несла Вьюшка?

А) охотилась
Б) сторожила
В) охраняла хозяина

4. От какого слова произошла кличка собаки?

А) «Бия»
Б) «Байкал»
В) «Виться»

Обменяйтесь карточками и проверьте. (На слайде ответы.)

Слайд 13.

Какая из пословиц подходит к рассказу М.М.Пришвина «Выскочка»?

Слайд 14.

  • «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»,
  • «Богатством ума не купишь»,
  • «Один якал, якал, да и заплакал»

Выберите ту, которая подходит к нашему рассказу.

 - Можно ли это считать главной мыслью рассказа? А как сказать по-другому? А в жизни людей такое случается?

5. Физминутка

Вы, наверное, устали?
Мы поэтому все встанем
И немножко отдохнем.
Сначала глубоко вдохнем,
Руки в стороны, вперед.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали
Великанами мы стали.

Слайд 15.

– Посмотрите на иллюстрацию. Какой момент изобразил художник? (Когда главный герой сидел на заборе, а маленький парнишка загонял кабанов в клетку.)

- А это из какого произведения? (Евгения Чарушина «Кабан»)

– Найдите в тексте этот эпизод, прочитайте. Какое качество ярко проявилось в поступке Жени?(Трусость.)

– А о чем это произведение? (О случае, который произошел с мальчиками в зоосаде).

- Какая основная мысль этого произведения?

Слайд 16.

- Ребята, а какое произведение мы не назвали? (Виктора Астафьева «Стрижонок Скрип»)

Слайд 17.

- О чем это произведение? (О жизни Стрижонка Скрипа)

- Чему учит нас это произведение? (Нужно учиться быть самостоятельным)

- Какая основная мысль произведения?

Посмотрите на слайд, что у нас получилось.

Слайд 18.

Вот все произведения данного раздела.

- Что объединяет произведения раздела?

6. Проверка домашнего задания

- Дома вы делали рисунки к произведениям.

- Давайте посмотрим, что у вас получилось.

7. Итог урока

- Итак, сегодня путешествуя по разделу, вы еще раз прочувствовали, как жилось нашим героям. И надеюсь, вы всегда будете по-доброму относиться к друзьям нашим меньшим.

Будем птиц любить, оберегать.
Будем взрослым в этом деле помогать:
Беречь леса, поля и реки, 
Чтоб сохранилось все на веки!