Задачи:
Образовательные:
- Дать детям знания о жанре портрета, его признаки и особенности изображения. учить выделять средства выразительности.
- Формировать представление о портрете не только как о внешнем виде человека, но и о его душевном состоянии, настроении.
Развивающие:
- Развивать у детей художественное восприятие произведений изобразительного искусства, воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать эстетические чувства посредством рассматривания репродукций.
Материал: репродукция картины «Аленушка».
Воспитатель. – Дети, сегодня мы с вами познакомимся с известным художником и одной из его картин.
- Дети, а кого называют художником? /это люди которые создают красивые вещи, картины, рисунки в книгах, лепят фигуры животных, людей, расписывают красками посуду и т.д./
- Правильно. Сегодня я вам расскажу о русском художнике Викторе Михайловиче Васнецове /показать портрет художника/и его замечательной картине «Аленушка».
Виктор Михайлович Васнецов принадлежит к числу тех художников, чьи произведения с раннего возраста входят в нашу жизнь и вводят нас в мир своей поэзией образов. И как бы не изменились со временем наши вкусы и суждения об искусстве, картины этого художника остаются нам дороги и близки. Он первый среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам. Его называли «истинным богатырем русской живописи». Васнецовым написано очень много произведений, которые находятся в Государственной Третьяковской Галерее «Три богатыря», «Иван царевич на сером волке».
Одной из лучших картин на сказочный сюжет является картина «Аленушка» /показать включить в грамзаписи «Романс» муз.Свиридова/.
Виктор Васнецов назвал «Аленушку своей любимой картиной.
Дети рассматривают картину.
Написана она на сюжет русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». И хотя в этой сказке нет описания тоскующей девочки у пруда-омута, у Васнецова это есть. Когда смотришь на картину внимательно, то обязательно захочется рассказать о ней.
Смотрите и слушайте.
- Одинокая девочка, босоногая, в оборванном сарафанчике сидит на холодном камне у летнего пруда и выплакивает свое сиротское горе. Она очень печальная, грустная, зашла в лесную чащу, чтобы никто не увидел и не услышал ее горьких слез.
- Да и как же ей не печалиться? Нет у нее ни отца, ни матери, а теперь нет и братца.
- Дети, посмотрите, как художник изобразил природу, она словно вторит грустным причитаниям Аленушки.
- Посмотрите, как будто грустят и печалятся склонившиеся над ее головой ветви тоненьких осинок, поникли листья камыша, падают осенние листья, притихли птицы. Сама природа сочувствует ее горю и грустит вместе с ней.
- Дети, художник смог так понятно и выразительно написать картину потому, что он представил себя на месте Аленушки, представил все ее переживания, страдания. Он использовал средства изображения, которые делают образ выразительным /девочку и природу/ одним из таких средств является цвет. И вы, наверное, догадались и поняли, какие цвета взял художник. Те, которые создают грустное настроение и выражают печаль. Кроме цвета художник использовал композицию: расположил героя так, чтобы привлечь внимание к содержанию /выражение глаз, поза, движение/
- Дети, смотрю я на Аленушку, и мне так грустно, печально и так хочется помочь ей, успокоить.
- Дети, вам понятна картина?
- Кто хочет рассказать о картине?
Вопросы в помощь рассказывающим детям:
- Как изобразил художник Аленушку?
- Какое настроение передал Васнецов в картине?
- Какие средства выразительности использовал художник?
- Какое настроение возникает у вас, глядя на картину?
Молодцы, ребята, хорошо рассказали об Аленушке. Вы знаете, многие поэты писали стихи, которые созвучны настроению этой картины, например,
С.Есенин
Зашумели над закатом тростники
Плачет девушка-царевна у реки
А.Вельтмаш
Что отуманилась, зоренька ясная?
Что ты задумалась девушка красная?
Очи блеснули слезой.
Б.Филин
Ой, кручинится, ой печалится,
О судьбе своей красна-девица,
В заводь тихую слезы катятся,
Гладь озерная плавно стелется.
С.Стромилов:
А к этим стихам написана даже музыка, послушайте, как можно спеть. /звучит песня/
То не ветер ветку клонит
Не дубравушка шумит
То ль мое сердечко стонет,
Как осенний лист дрожит.