Приёмы и методы развития учебной мотивации учащихся в образовательном процессе по математике (из опыта работы)

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО

Ключевые слова: повышение мотивации


Слайд 1. Мир меняется стремительно. Введение стандартов второго поколения – это необходимость, продиктованная жизнью. Именно стандарт второго поколения формирует личность с тем набором качеств, которые позволяют человеку быть успешным в 21 веке.

Слайд 2. В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Слайд 3. Возникновение интереса у учащихся к математике зависит в большей степени от методики ее преподавания, от выбранного стиля общения с учениками и от того, как будет построена учебная работа.
И для меня актуален вопрос: Как же сделать так, чтобы процесс обучения стал интересным, творческим, приносил радость и удовлетворение?

Слайд 4. Для развития познавательной активности ребёнка на уроке, развития произвольного внимания и успешного усвоения материала, уроки должны быть интересными и разнообразными.

Слайд 5. Повышению интереса к урокам способствует занимательная форма их проведения: уроки – сказки, конкурсы, аукционы, уроки – путешествия, деловые игры, уроки-праздники (КВН, клуб знатоков), использование ИКТ.

Слайд 6. Для каждого этапа урока использую свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Каждый урок я стараюсь начинать с эмоционального настроя. Использую такие методы, как - "Подари подарок другу" - "Поздоровайся локтями"- "Улыбнемся друг другу" – «Рифмованное начало», девиз урока и др.

На каждом уроке математики я использую задания развивающего характера. В проведение уроков включаю логически-поисковые задания. Все эти задания разнообразны: это - арифметические ребусы, « цепочки» примеров, «магические квадраты», задания логического характера, задачи на смекалку, игры математического содержания, «мозговые атаки». Некоторые из заданий использую для работы со всем классом, другие - в качестве дополнительных заданий для работы с группами, отдельными учениками.

Слайд 7. Приведу несколько примеров, используемых мною заданий на уроках математики:

1. Найти ошибки и исправить их.

Слайд 8. 2. Продолжи числовой ряд.

3. Реши ребусы.

Слайд 9. 4. При решении задач ставлю проблемные вопросы: Вот один из примеров:

1. У Миши 5 машинок. А у Коли в 2 раза больше. Сколько машинок у Коли.

2. У Миши 5 машинок. А у Коли на 2 машинки больше. Сколько машинок у Коли?

Проблемные вопросы:

- Чем похожи задачи?

- Чем отличаются задачи?

- Чем похожи решения?

- Чем отличаются решения?

- Какой вывод можно сделать?

- Что значит в 2 раза больше?

- Что значит на 2 больше?

Слайды 10-11. 5. Очень интересны детям задания связанные с практикой.

В своей работе с целью активизации познавательной деятельности учащихся я использую Игровую технологию. Игры делают процесс обучения, порой трудный и утомительный, веселым, а это усиливает мотивацию к учению.

Слайд 12. Например, «Игра – лото».

Каждому учащемуся раздается по одному лотерейному билету. Читаю задания. Учащиеся вычисляют пример в уме и зачеркивают число, которое получат. Побеждает тот, у кого билет будет заполнен полностью и без ошибок.

  1. Найдите частное 64 и 8.
  2. 7 увеличить в 5 раз.
  3. Если к неизвестному числу прибавим 8, то получим 85. Найдите неизвестное число.
  4. 12 увеличьте на столько же.
  5. На сколько 100 больше 37 и т.д.

Игра «Эстафета». На карточках написаны примеры на сложение и вычитание. Количество примеров соответствует количеству учащихся сидящих в каждом ряду. Все ученики, сидящие на последних партах, получают по одной карточки . Решив первый пример, ученик передает карточку на следующую парту, впереди сидящему ученику. Карточки приходят на первые парты, где я я их собираю.

Игра «Мальчики – Девочки». На карточках записаны примеры на умножение. На обратной стороне у одних карточек синий круг, а у других – красный. Я показываю пример классу и переворачиваю карточку обратной стороной. Если карточка синего цвета, то ответ хором называют мальчики, если красного – девочки. Выигрывают, те кто меньше допустил ошибок.

Слайд 13. Практически при изучении любой темы, можно использовать игру «Найди лишнее».

Учащимся предлагается ряд слов:

Единицы, десятки, сотни, тысячи (тысячи – такого разряда единиц не существует)

Прямоугольник, куб, квадрат, треугольник (куб – объемная фигура)

Линейка, циркуль, угол, транспортир (угол – не является геометрическим инструментом)

Алтын, пядь, пятак, четвертак (пядь не является монетой.)

Ведро, вершок, локоть, сажень (ведро – является мерой объема, а не длины)

Слайд 14. Мои учащиея полюбили игру «День-ночь» для отработки устных приемов вычислений. По команде «Ночь» дети «засыпают», кладут головы на локоток и на слух воспринимают цепочку-пример, читаемую учителем. По команде «День» дети поднимают головы и дают ответы с помощью числового веера.

Слайд 15. Урок-игра, урок-путешествие в сказку особо любимы детьми. И вот здесь я остановлюсь на применении ИКТ, без которого невозможно провести урок на современном уровне.

При подготовке к урокам я использую электронные ресурсы учебного назначения: электронные учебники и тетради; презентации к урокам; интернет-ресурсы, электронные тренажёры, видеоуроки, тесты, задания развивающего характера. Ученики с увлечением работают по электронным учебникам математики и электронным тетрадям. На таких уроках у меня никогда не возникает проблемы, как активизировать внимание каждого учащегося Могу с уверенностью сказать, что самыми любимыми являются именно такие уроки.

Слайд 16. Одной из наиболее удачных форм представления учебного материала в начальной школе можно назвать мультимедийные презентации. Использование презентаций на уроках математики в начальной школе способствует развитию познавательной мотивации, овладение сложным материалом проходит гораздо легче.

Слайд 17. Компьютерные презентации я использую на различных этапах урока: для эмоционального настроя на работу, на этапе формулирования темы п постановке целей урока, для проведения устного счёта, изучении нового материала, в качестве тренажёра при формировании вычислительных навыков, для осуществления самоконтроля, при проведении физкультминуток, подведении итогов урока, рефлексии.

Опираясь на свой опыт работы, могу с уверенностью говорить о том, что уроки, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности.

Активность детей заметно повышается. Даже самые слабые учащиеся, с огромным желанием выходят к интерактивной доске.

Слайд 18. С целью развития учебной мотивации учащихся при проведении устного счета использую разнообразные игры-тренажеры. Они помогают закрепить изученные приемы вычислений.

Использование презентации при изучении новой темы позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации, способствует лучшему усвоению и запоминанию материала.

Слайд 19. На этом этапе урока я использую такие методы как кластер, ульи, мозговой штурм, видеоуроки, электронные формы учебников. Достаточно часто практикую работу в группах и парах, что позволяет сильному ученику научить более слабого. Слабоуспевающие учащиеся легко включаются в учебную деятельность, чувствуют поддержку, выполняют задание успешно.

Слайд 20. На этапе закрепления изученного для развития познавательной активности учащихся беру работу с электронными тетрадями «Математика» 1класс, 2класс, 3 класс или 4 класс, которые как и учебники, выписываю на сайте ВИДЕОУРОКИ. Работу с ними строю как фронтальную, так, при наличии нескольких ноутбуков, групповую. В зависимости от уровня подготовки, группы получают из данной тетради задания различного уровня сложности.

При наличии у каждого учащегося планшета или телефона, поддерживающего данную программу, электронную тетрадь можно использовать и для индивидуальной работы. Это позволяет увидеть сильные и слабые стороны каждого ученика.

Слайды 21-22. Программа позволяет каждому ученику работать в своём темпе. Сильный ученик может пойти вперёд, и его не будет сдерживать слабый ученик. Кроме того, данная программа позволяет дать учащимся дифференцированные задания, которые позволяют создавать ситуацию успеха и развивать учебно - познавательную мотивацию учащихся.

Скриншот электронной тетради по предмету «Математика» для 1 класса перед Вами на экране.

Внизу каждой страницы, в строке состояния отображаются: фамилия, имя ученика, класс, количество ошибок.

В зависимости от полученного результата на экране появляется та или иная анимированная картинка с главным героем тетради, своего рода оценка.

Слайды 23-24. При контроле знаний я использую электронные тесты, составленные по принципу «Выбери ответ из предложенных вариантов».

Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволяет за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

Слайд 25. В своей работе, для развития у учащихся интереса к математике я использую, помимо презентаций, электронных учебников и тетрадей, такие электронные обучающие программы как «Отличник» и «Математика на 5. Тренажёр для учащихся».
Для работы с сильными учащимися и подготовки их к участию в олимпиадах я использую электронную программу «Знайка» Выполнение заданий в программе "Знайка" развивает логическое мышление, внимание, память, способствует развитию мотивационных способностей учащихся.

Включение ИКТ в учебный процесс позволяет мне организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках математики, способствует повышению качества усвоения учебного материала, вызывает интерес к изучению математики, развивает познавательную активность и творческие способности учащихся.

В настоящее время не вызывает сомнения актуальность и востребованность Интернета в процессе обучения школьников. Использование Интернет-ресурсов непосредственно на уроке, стало возможным после того, как в моём кабинете появился Интернет.

Слайды 26, 27, 28. Для самостоятельной работы по изучению и закреплению определённого материала в своей работе с учащимся использую сервис«Школьная математика»http://math-prosto.ru/index.php

Все мы работаем с Дневник.ру: http://dnevnik.ru. Во вкладке «Центр приложений», имеются интересные и полезными ссылки, одна из которых приложение «ЯКласс»: http://www.yaklass.ru.

Слайды 29, 30, 31. ЯКласс помогает мне проводить проверочные, тестовые работы. (Можно составить проверочную работу по своему усмотрению, учитывая особенности своего класса).А учащиеся имеют возможность повторить теорию.

Слайды 32-33. На заключительном этапе урока использую методы: синквейн, рефлексия, а так же привлекаю учащихся к самооцениванию и взаимооцениванию.

В сети Интернет множество электронных образовательных ресурсов, обеспечивающих для учащихся основной и дополнительный учебный материал, необходимый для успешной учёбы. Благодаря таким ресурсам у них появляется возможность закрепить и проверить полученные знания, повторить пройденный материал, принять участие в олимпиадах.

Слайд 34. В целях развития интереса к изучению математики, во внеклассной работе я широко использую возможности образовательной платформы УЧИ.РУ. Всех учащихся моего класса я регистрирую на данном портале. Дети с удовольствием проходят в игровой форме программный материал.

Слайд 35. Результаты их работы отражаются в кабинете учителя. Учитель имеет возможность переключить успевающего ученика на более высокий уровень, например, на программу 2 класса. На данном портале с учащимися можно отработать навыки устного счета, используя игру «Счет на лету».

Слайды 36, 37, 38. Здесь же мы с учениками регулярно принимаем участие в различных математических олимпиадах – это Дино-олимпиада, олимпиада для стран БРИКС «БриксМатком», Олимпиада «Плюс». Примеры олимпиадных заданий перед вами на экране.

Слайды 39, 40, 41. Кроме данного портала в своей работе широко использую возможности образовательного сайта «Логик-лайк». Задания данного сайта использую как во внеурочной работе, так и на уроке для устного счета, они способствуют развитию логического мышления, интереса к предмету. На этом образовательном сайте так же мои учащиеся принимают участие в олимпидах по математике и логике. В своей работе я использую ресурсы электронной школы «Знаника». Все учащиеся класса зарегистрированы на данном портале. В конце учебного года данной школой традиционно проводится Всероссийская неделя мониторинга знаний для учащихся начальных классов. В рамках этой недели, в классе мной был проведен урок математики. По итогам которого каждый ребенок получил сертификат участника Всероссийской недели мониторинга знаний по математике, в котором указано количество набранных баллов из возможных, а я получила статистику и рекомендации по классу и темам.

Слайд 42. С целью повышения интереса к математике, использую проектную работу. Так на внеурочных занятиях мои первоклассники выполняли коллективные математические проекты «Числа в загадках», «Магия числа», «Мир геометрических фигур». Продуктом совместной деятельности стали красочные папки, где каждый ребенок оформил страничку. Их можно использовать для подготовки дошкольников к изучению математики, передать в детский сад или же провести с учащимися своей параллели внеклассное занятие по математике. Учащиеся видят результат своей работы, ее значимость и применение на практике.

Слайд 43. Развитие учебной мотивации – это процесс длительный, кропотливый, целенаправленный. Высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке. Я считаю, что использование вышеперечисленных методов принесло хорошие результаты. Предмет математика нравится моим первоклассникам. А поддержать высокую учебную мотивацию школьников, поощрять их активность и самостоятельность мне позволяет «Портфолио учащегося», где фиксируются накопления и оценки индивидуальных достижений школьников.

Слайд 44. Спасибо за внимание!