Занятие в подготовительной группе по ФЭМП «Репка»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: сказка, «Репка», подготовительная группа


Цель: развитие у детей логического мышления на примере сказки «Репка»

Задачи:

  • Учить строить логический ряд; изменять его, называя родственника к впереди стоящему.
  • Продолжать формирование элементов логического мышления: внимания, памяти.
  • Активизировать мыслительную деятельность детей.

Оборудование: наборное полотно; карточки с изображением бабки, деда, мамы, папы, внучки, Жучки, кошки, мышки; цифры от 0 до 10; плоскостное изображение репки.

Ход занятия

Воспитатель: давайте ребята учиться считать. Логически думать, уметь рассуждать. Фантазировать, спорить, доказывать. Новые сказки рассказывать.

- Умеете ли вы считать? Посчитайте до 9. У меня 2 цифры. Это какая? (Ответ детей 3), а эта? (5).

- Пойди Света и поставь каждую на свое место. Почему ты поместила их в эти кармашки? (потому что эта 3 стоит на третьем месте, а 5 на пятом месте)
А эти что за цифры? (7 и 9). Оля поставь их в нужное место и объясни почему сюда (ребенок выполняет). А какая цифра должна стоять между 7и 9? (8).

- Найди Олег ее и поставь. Объясни и докажи правильность своего выбора. (8 больше 7, но меньше 9).

- Назови, Катя предыдущую и последующую цифру 5? (4 и 6) Правильно, поместите их на наборное полотно. Объясните, почему сюда.

- Назовите соседей числа 3 (2 и 4) Найдите и правильно расположите их. И осталась у нас какая цифра? (1).Поместите ее на наборное полотно.

Ребята у нас получился числовой ряд. Посчитайте (Дети считают)

- Где начало? (Где цифра 1) Кто может посчитать обратно? (считают) Как вы думаете, где начало обратного счета? (справа от 9)

- А как можно обозначить начало счета? (указать указкой, назвать цифру, звездочкой пометить) для того что бы узнать где начало, есть цифра 0.

- Если ее поставить слева рядом с 1, то начало счета слева. Посчитай света слева (ребенок выполняет задание)

- Если ее поставить справа (воспитатель меняет местами) то начало отчета справа. Посчитай Леня от начала.

А сейчас дети встаньте и немного отдохнем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

– Сколько покажу кружков,
Столько выполнишь прыжков (5 по 3 раза), (и. п. - стоя, руки на поясе, прыжки на носках)

– Сколько елочек зеленых,
Столько выполним наклонов
(и. п. - стоя, ноги врозь, руки на поясе. Выполняются наклоны)

– Наклонились столько раз,
Сколько уточек у нас (и. п. - стоя, ноги врозь, При наклонах ноги не сгибать)

– Сколько раз ударю в бубен,
Столько раз дрова разрубим, (и. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки в замок вверх резкие наклоны вперед - вниз)

– Ягоды считаем,
Дружно приседаем.
(и. п. - основная стойка, руки на поясе. Голову не опускать, спина прямая)

Молодцы. Вы были внимательны.

А сейчас еще вам одно задание на внимание (воспитатель меняет местами 3 и 6) Что изменилось? (ответы детей) Правильно числовой ряд нарушен, цифры не на своих местах. Вот видите каждая цифра имеет свое место в числовом ряде. Так бывает и в некоторых сказках. Например, в «Репке». Эту сказку придумал русский народ давно, и мы попробуем ее рассказать сейчас, в настоящее время. Расскажите (дети рассказывают) Легко было рассказывать. Просто?

- Если там что-нибудь или кто-нибудь по порядку? (да)

- Назовите этот ряд по порядку (дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка)

- Ребята, в числовом ряду цифра 0 является началом отсчета. А как вы думаете, что мы можем использовать в сказочном ряду вместо 0. Что может обозначить начало? (репка)

- Куда ее поставить слева или справа?

Хорошо, давайте порассуждаем: если репку ставим слева, за репкой кто идет? (дед) тогда дед стоит под цифрой 1, но ведь число 1 самое маленькое, а дед не может быть самым маленьким.

- А вот Катя сказала - справа. Давайте рассмотрим другой порядок. Если репку поставим справа, то дед, под какой цифрой будет? (9) Может дед стоять под цифрой 9? (ответы детей)

- Тогда по какому признаку мы будем расставлять остальных героев сказки (по росту, по возрасту)

- Если по росту то деда ставим рядом с репкой под цифрой 9, а кого поставим под цифрой 1 (мышку) Почему? (потому что она самая маленькая) А впереди мышки – кошку? А бабушку куда?

- Ребята, осталось внучка и 4 свободных кармана. Куда же нам ее поставить? (в 4, 5 или 6) Может в любой? Давайте остановимся на 6-м месте. Дети, а у нас еще остались свободные кармашки.

- Кто еще из членов семьи мог бы помочь тянуть репку? (папа, мама, и сынок)

- Правильно, папа, мама, сынок. Куда ж поставить папу? (за бабкой)

- Правильно? (нет, он выше бабки, а мы расставляем по росту) и мы с вами договорились, что будем ставить по росту. Так куда ж папу поставим? (впереди деда) Прикладывает воспитатель.

- Правильно? Почему? (он выше деда), но как, то не хорошо, не красиво убирать деда, т.к. он посадил и вырастил репку. Если деда оставляем, подходит принцип по росту? (нет)

- Давайте подумаем, по какому другому принципу можно расставить героев сказки? (по возрасту) Кому же больше всего лет? (деду) Он стоит за репкой. А кого за дедом поставим? (бабку) а куда же папу? (За бабкой) почему? (он моложе бабки, но старше остальных героев сказки)

- Хорошо, правильно мыслишь. Кого поставим за папой? (маму) подумаем кто чаще старше мама или папа? А здесь уже стоит внучка, что надо сделать? (переместить) Кто стоит за мамой? (внучка)

- Кем она было маме? (дочкой)

- Кто остался без места? (Их сынок, ставим)

- Для папы с мамой он сынок, а кем он был для внучки из сказки? (брат) А каким братом младшим или старшим? (младшим) почему вы так думаете? (он меньше по росту, лицо детское) правильно мы его поставили? (да, т.к. он моложе сестры)

- Ребята, у нас появился новый ряд, новая последовательность. Давайте, назовем всех, кто может тянуть репку (ответы детей - дед, бабка, папа, мама, дочка, брат, Жучка, кошка, мышка)

- Назови Лена правильно еще раз последовательность. А ты Таня запомнила? Все запомнили новую последовательность.

- А теперь немного поиграем. Кто-то из вас будет «репка», а остальные герои сказки. Вам надо взять картинки и построиться в этой же последовательности.

- Ребята, давайте еще раз, назовем всю последовательность (дети проговаривают и строятся - дед, бабка, папа, мама, дочка, брат, Жучка, кошка, мышка)

- Ребята, а как вы думаете, легче стало тянуть репку с новыми членами семьи? (да, легче) почему? (Ответы детей – вместе легче выполнить работу; дружно взялись за дело, больше силы; потому, что все вместе, а один в поле не воин)

- Да, ребята, когда все вместе, дружно, всей семьей, дело спориться веселей. И в настоящей семье где все помогают и уважают друг друга, делают все вместе, одно общее дело – живется просто и легко.

- Вот сегодня у нас такая дружная семья, вместе работали, и получилась у нас такая необычная новая сказка. Спасибо вам. Молодцы. За это я вам дарю семена репки, и вы всей своей семьей дружно вырастите ее.