Тенденции развития современных видов искусств

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Выполнила:
студентка 3 к. 3 гр.
Тюняева Екатерина

Научный руководитель:
Федулова Гузель Гайсовна

Введение

Современное искусство - это искусство, созданное в недавнем прошлом и создаваемое в настоящее время, к нему относят работы, появившиеся в период с XX века по нынешний день.

Человечество не стоит на месте. Не успевает застояться и искусство. Жизнь становится настолько быстрой, что творческая парадигма сменяется новой, не успев даже сформировать соответствующую идеологическую базу.

Актуальность исследования обусловлена тем, что вокруг феномена современное искусство часто ведутся дискуссии. Общественность, СМИ обсуждают ряд вопросов, что понимать сегодня под современным искусством, какое влияние на общество оказывают работы современных художников, способно ли современное искусство формировать определенные общественные настроения.

Проблема исследования заключается в выявлении и анализе тенденций развития современных видов искусства.

Противоречия исследования состоят в том, что современное искусство рассматривается в двух контекстах. Или современное искусство — это то, что существует сейчас, это творчество всех художников, которые работают в наше время. Или же это некое узкое направление, которое характеризуется инновационными различными тенденциями, и исключительно то, что представляет актуальность.

Объект исследования: современное искусство.

Предмет исследования: тенденции развития современных видов искусств.

Несмотря на частоту и популярность обсуждений в обществе, исследований, посвященных изучению современного искусства, почти не проводится.

Цель исследования: выявить и проанализировать некоторые тенденции развития современных видов искусства.

Задачи исследования:

  • изучить историю становления современного искусства;
  • определить основные направления современного искусства;
  • выявить тенденции развития современного искусства.

Методы исследования:

  • теоретические: анализ, синтез, сравнение, дедукция, индукция, абстрагирование, конкретизация, обобщение;
  • эмпирические: методы сбора и накопления данных, контроля и измерения, обработки данных, оценки.

Практическая значимость исследования: для обучающихся по Специальности «Дизайн», для дальнейшего применения в профессиональной деятельности; для интересующихся подобного вопроса при написании исследовательских работ по данной теме.

Структура исследования: введение, 3 подраздела, заключение, списка использованных источников, приложение.

Становление современного искусства

Современное искусство - загадочное, непонятное, завораживающее, навсегда меняющее вектор развития не только отдельной сферы, но и всей жизни человечества. Оно отражает и создает современность в одно и то же время. Постоянно изменяясь, искусство современности позволяет на мгновение остановиться постоянно спешащему человеку. Остановиться, чтобы вспомнить о чувствах, кроющихся глубоко внутри. Остановиться, чтобы вновь набрать темп и спешить в вихрь событий и дел.

Искусство —

1) - это форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных его видах – живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке, танцах, театральных постановках, кинофильмах и др.;;

2) - духовная деятельность по освоению и воплощению эстетических ценностей. [5]

Термин «современное искусство» исторически укорененный — им обозначается передовое искусство со времени окончания Второй мировой войны до настоящего. Определение генетически связано с искусством авангарда или — шире — модернизма, но представляет собой новый виток изобразительных языков, с акцентом на собственно языковые модели, включающий в себя все больший спектр техник, обусловленный как развитием технологий, так и познанием человеком себя.

Впервые слово «современное» по отношению к искусству употребила Розалинда Краусс в своей диссертации о работах Дэвида Смита. [3]

Современное искусство в нынешнем своем виде сформировалось на рубеже 1960-70-х годов. Художественные искания того времени можно охарактеризовать как поиск альтернатив модернизму (зачастую это выливалось в отрицание через введение прямо противоположных модернизму принципов). Это выразилось в поиске новых образов, новых средств и материалов выражения, вплоть до дематериализации объекта (перформансы и хеппенинги). Главной целью было искажение понятия духовности. Многие художники последовали за французскими философами, предложившими термин «постмодернизм». Можно сказать, что произошел сдвиг от самого объекта к процессу.

Конец 1970-х и 1980-е годы охарактеризовались «усталостью» от концептуального искусства и минимализма и возвратом интереса к изобразительности, цвету и фигуративности. На середину 1980-х приходится время подъёма движений, активно использующих образы массовой культуры — кэмпизм, искусство ист-виллиджа, набирает силы нео-поп. К этому же времени относится расцвет фотографии в искусстве — всё больше художников начинают обращаться к ней как к средству художественного выражения.

На арт-процесс большое влияние оказало развитие технологий: в 1960-х годах — видео и аудио, затем — компьютеры и в 1990-х годах — Интернет.

1950-е

Абстрактный экспрессионизм

Риджионализм

КОБРА

Живопись цветового поля

Гутай (группа)

Лентикулярная печать

Лирическая абстракция

Нью-Йоркская школа

Ситуационизм

Неофициальное искусство СССР

Ташизм

1960-е

Абстрактный экспрессионизм

Искусство и язык

Цифровое искусство

Концептуальное искусство

Живопись жёстких контуров

Кинетическое искусство

Минимал-арт

Неодада

Новый реализм

Оп арт

Перформанс

Поп-арт

Постминимализм

1970-е

Плохая живопись

Bodyart

Книга художника

Энвайронмент

Арт-феминизм

Голография

Инсталляция

Ленд-арт

Мейл-арт

Фотореализм

Постминимализм

Процесс-арт

 

1980-е

Апроприация

Глушение культуры

Демосцена

Энвайронмент

Граффити

Искусство постмодернизма

Неоконцептуализм

Неоэкспрессионизм

Неопоп

Саунд-арт

Трансавангард

Трансгрессивное искусство

 
Таблица 1 – Список направлений в современном искусстве по деканам

 Продолжение таблицы 1

1990-е

Bodyart

Био-арт

Цифровое искусство

Гиперреализм

Нет-арт

Массюрреализм

Максимализм

Тоизм

Молодые британские художники

2018-е

Инсталяция

Аудивизуальная инсталляции

Стрит-арт

Объединенный минимализм и поп-арт

Печатная графика

Таким образом, мы выявили, что начало 2000-х годов отмечено разочарованием в возможностях технических средств для художественных практик. Разрушительные концепции сделали своё пагубное дело. При этом конструктивных философских оправданий современному искусству XXI века пока не появилось. Некоторые художники 2000-х годов полагают, что «современное искусство» становится инструментом власти «постдемократического» общества. Этот процесс вызывает энтузиазм у представителей арт-системы и пессимизм у художников, профессионалов. Ряд художников 2000-х годов возвращается к товарному объекту, отказываясь от процесса, и предлагают коммерчески-выгодную попытку модернизма XXI века.

Современное искусство: актуальные стили и направления

Культура и искусство - явления не стационарные. Если искусство перестает развиваться и изменяться, то оно умирает. Все изменения, которые происходят, - процесс логичный и последовательный, зависит он от многих факторов. Каждая эпоха имеет свои особенности, правила и законы, в соответствии с которыми и формируется искусство.

Современное искусство постоянно меняет свой облик. Наравне с уже существующими, так называемыми классическими течениями появляются новые, в которых преобладают другие образы, другая трактовка стандартных ситуаций и вопросов. В нашей исследовательской работе мы выявили наиболее актуальные стили и направления в современном искусстве.

Инсталляция — форма современного искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную из различных готовых материалов и форм (природных объектов, промышленных и бытовых предметов, фрагментов текстовой и визуальной информации) и являющую собой художественное целое. Вступая в различные неординарные комбинации, вещь освобождается от своей практической функции, приобретая функцию символическую [1].

Отличительной чертой инсталляции от других видов искусства является применение абсолютно всех видов материалов. В инсталляции могут быть использованы как обычные материалы: дерево; металл; бумага; камень, так и абсолютно необычные: создание с помощью высоких технологий, использование переработанных материалов, частей целого и оборудования. [2]

В потоке анонсов музейных выставок, сводках аукционных домов и сообщениях галерей проступают важные фигуры самых влиятельных художников-инсталляторов.

Французский художник Пьер Юиг.

Широкое признание получил как автор многоканальных арт-видео и видеоинсталляций («Невозделанное» и фильм «Сонм и облако», снятый в заброшенном парижском Музее народных традиций с участием музейных работников, а также фантастической инсталляцией After A Life Ahead, показанной в Мюнстере. Юиг раскопал пол в старого заброшенного катка и установил панели на крыше, которые открывались и закрывались в соответствии с музыкальной партитурой) (Приложение А).

Китайский художник Ай Вэйвэй.

Главная его тема — глобальные проблемы миграции и отношение к мигрантам. В 2017 Вэйвэй представил в Праге инсталляцию Law of the Journey: 70-метровая надувная лодка с 258 надувными фигурами, обличает политику стран, игнорирующих тяжелое положение беженцев, плывущих к безопасным берегам (Приложение Б).

Британский художник Дэмиен Херст.

«Сокровища затонувшего «Невероятного» — грандиозная инсталляция: бронзовый Микки-маус, поросший кораллами, нефритовая голова Медузы Горгоны, египетские статуи, греческие доспехи, китайские колокола, боги и герои (Приложение В).

Звуковая инсталляция – форма современного искусства, основанная на синтезе различных художественных средств, как классических, так и современных. [8] Определяющими факторами в её функционировании являются интерактивность и наличие звуковой составляющей. Ее можно трактовать как звуковое, а, следовательно, временное расширение обычной инсталляции. Звуковая инсталляция отличается от звуковой скульптуры тем, что зритель может не только созерцать ее со стороны, но и быть её участником. Звуковая инсталляция обычно создается под определенную площадку, но иногда может быть адаптирована и к другим местам. Она может находиться как в закрытых, так и на открытых пространствах, при этом контекст играет решающую роль в том, как зритель будет воспринимать инсталляцию. Музыкальные инструменты также могут быть звуковой инсталляцией, при этом инсталляция должна представлять собой «резонирующий инструмент больших размеров, созданный на основе ранее существовавшего пространства».

Этот формат современного искусства с каждым годом набирает популярность. Звуковые инсталляции все чаще используются на выставках в музеях как современного, так и классического искусства.

К создателям наиболее известных звуковых инсталляций относится творческое объединение TUNDRA, представляющее собой команду видеохудожников, музыкантов, звукоинженеров и программистов. Они исследуют сочетание звуковых и визуальных образов и их влияние на эмоциональное состояние человека. В число их проектов входят аудиовизуальная инсталляция «Пустота», «Hyperjump», «Powwow», «BlackNoise» (Приложение Г).

Стрит-арт — направление в современном изобразительном искусстве, отличительной особенностью которого является ярко выраженный урбанистический характер.

Основной частью стрит арта является граффити, но нельзя считать, что стрит-арт это и есть граффити. К стрит-арту также относятся постеры (некоммерческие), трафареты, различные скульптурные инсталляции и т. п. В уличном искусстве важна каждая деталь, мелочь, тень, цвет, линия. Художник создает свой стилизованный логотип — «уникальный знак» и изображает его на участках городского ландшафта. Самое главное в стрит-арте — не присвоить территорию, а вовлечь зрителя в диалог и показать различную сюжетную программу. [7]

В сентябре 2017 огромный младенец появился на границе между Мексикой и Калифорнией. Малыш Кикито — плод воображения 34-летнего французского стрит-артиста JR. Кикито с любопытством заглядывает через пограничное ограждение, установленное в мексиканском городке Текате. Он появился там, благодаря поддержке местных жителей, сразу после указа Трампа, запрещающего легализацию несовершеннолетних перебежчиков. Среди самых известных проектов — «Женщины-герои» (2008) и «Морщины города» (2012) (Приложение Д).

Типографика, как направление современного искусства – искусства оформления текста.

Американская художница Барбара Крюгер уже вошла в историю современного искусства благодаря своим эффектным работам с типографикой и шрифтами.

В берлинском пространстве галереи Sprüth Magers она представила инсталляцию Forever — комнату с черно-белыми надписями фраз из романов Верджинии Вульф. В Нью-Йорке на биеннале Performa 17 Крюгер покрыла красно-белыми надписями школьный автобус, каток и карточки для проезда в метро. Центральной частью проекта стала программная работа Unitled (Невежество — блаженство) (Приложение Е).

Объединенный минимализм и поп-арт.

Яёи Кусама. Сегодня 88-летняя японская художница настоящая поп-звезда. На ее выставки в Америке, Европе и Азии выстраиваются огромные очереди. Во многом успех ее искусства, эффектно объединяющего минимализм и поп-арт, обеспечили социальные сети: инсталляции Кусамы, заряженные нереальным драйвом, давно стали самым модным фоном для селфи. Кусама не только любима широкой публикой, но и коммерчески успешна. Одна из ее работ продалась на аукционе Christie's примерно за 7 млн долларов. В 2017 Токио открылся ее музей. Пятиэтажный корпус возведен неподалеку от мастерской художницы и психиатрической лечебницы, в которой Кусама добровольно проживает с 1977 года. Кроме того, в 2017 году вышла книга для детей, посвященная работам Кусамы. А завершился год грандиозной выставкой художницы в Judd Fondation и двумя проектами в галерее David Zwirner — «Бесконечные зеркальные комнаты» и «Бесконечная сеть» (Приложение Ж). [10]

Таким образом, современное искусство отличается разнообразием стилей и направлений, многие из которых пока что не совсем понятны простому обывателю. Такое многообразие свидетельствует о том, что впереди большие перспективы.

Тенденции развития современного искусства

Они считают, что наши потомки вряд ли будут знать, что такое бумажная книга или поход в кинотеатр. Зато они будут жить в передвигающихся домах, делать скульптуры из «живой» глины и создавать собственные художественные музеи. И, вероятно, они окончательно погрузятся в мир виртуальной реальности, где совместно с мощнейшим искусственным интеллектом они станут создавать прекрасные симфонии и увлекательные кинофильмы.

Валерия Прайд, член Координационного Совета РТД, социолог, футуролог и Екатерина Кокина – архитектор рассказывают про то, как в будущем изменится концепция искусства.

Мир однозначно поменяется. Новые технологии уже вовсю врываются в нашу жизнь, будоражат чувства художников, которые стремятся понять окружающий мир при помощи воображения и таким образом суметь заглянуть в будущее. Люди искусства всегда больше других восприимчивы к разнообразным новшествам, в особенности к позволяющим лучше реализовать их творческий потенциал. Поэтому постепенно в художественный обиход все больше входят виртуальные вселенные, различные биотехнологии и уникальные кибернетические системы. [9]

Оцифровка картин и создание 3D или голографических моделей скульптур, даст возможность насладиться искусством прямо из дома, за день побывать в разных галереях мира и даже посмотреть частные коллекции. Каждый желающий будет иметь возможность собрать художественные произведения в своем персональном Лувре. Искусство все больше уходит в виртуальный мир, и уже сейчас там проходят выставки.

По мере того, как будут дальше развиваться технологии, воображаемая реальность полностью захлестнет мир, ощущение «присутствия» в виртуальной среде станет почти 100%. Самые маленькие изменения температуры и цвета, нюансы звуков и запахов — все будет транслироваться напрямую в наш мозг. И вот тогда-то возникнут «безумные» симфонии давления, гравитации ветра.

Бурно, но как-то в стороне от внимания критиков зарождается самое главное искусство будущего — создание миров. В течение последних 20 лет, когда люди научились создавать компьютерные игры, незаметно произошел коренной поворот в сфере творчества. За смехотворный с точки зрения истории период наши виртуальные вселенные получили объем, реалистичные пейзажи и персонажей, наделенных зачатками искусственного интеллекта. А многообразие сюжетов данных игр отражает всю сложность цивилизации и человеческих отношений. Так как мощность компьютеров нарастает, мы вправе ждать все большей реалистичности и стереоскопичности виртуальных вселенных. [4]

Технологический прогресс, появление новых технических средств не может не сказаться на развитии искусства. Интерактивность и информационность шагнула далеко за пределы Интернета. Сейчас все чаще стали появляться инсталляции, в которой могут принять участие зрители. В этом отношение Интернет стал не более чем удобной площадкой для искусства.

Такая доступность порождает массовость с одной стороны и персонификацию - с другой. Уходят в прошлое идеологические объединения вроде «футуристов» и «акмеистов». Теперь творцы остаются в одиночестве, а потребителем результатов творчества сразу становится весь мир. Особенно это касается любого визуального искусства, которое понятно без перевода и адаптации. Это делает искусство намного ближе к человеку, но при этом исключает таких посредников в его восприятии, как критиков. Теперь каждый может свободно оценить искусство самостоятельно.

Таким образом, будущее приносит не только новые темы, но и новые инструменты и материалы. Критики при этом не перестают жаловаться, что художники постоянно путают новые идеи с новыми материалами. Но художники часто увлекаются, и с радостью экспериментируют, не обращая внимания на разные неприятные замечания.

Новый виток технологии всегда порождает страхи, что в небытие канут картины, скульптуры, классическое искусство. Реальность наглядно демонстрирует, что этого не происходит. Все это осталось и останется в будущем.

Заключение

Современное искусство – это новая форма искусства концептуально, формально, технологически и психологически. Эти образы сложны для понимания, требуют определённой интеллектуальной подготовки и расшифровки в процессе восприятия.

Современное искусство – зеркало социума. Одна из его функций – отражать сегодняшние проблемы личности и общества.

Начало 2000-х годов отмечено разочарованием в возможностях технических средств для художественных практик. Разрушительные концепции сделали своё пагубное дело. При этом конструктивных философских оправданий современному искусству XXI века пока не появилось. Некоторые художники 2000-х годов полагают, что «современное искусство» становится инструментом власти «постдемократического» общества. Этот процесс вызывает энтузиазм у представителей арт-системы и пессимизм у художников, профессионалов. Ряд художников 2000-х годов возвращается к товарному объекту, отказываясь от процесса, и предлагают коммерчески-выгодную попытку модернизма XXI века.

Современное искусство отличается разнообразием стилей и направлений, многие из которых пока что не совсем понятны простому обывателю. Такое многообразие свидетельствует о том, что впереди большие перспективы. [6]

Будущее приносит не только новые темы, но и новые инструменты и материалы. Критики при этом не перестают жаловаться, что художники постоянно путают новые идеи с новыми материалами. Но художники часто увлекаются, и с радостью экспериментируют, не обращая внимания на разные неприятные замечания.

Новый виток технологии всегда порождает страхи, что в небытие канут картины, скульптуры, классическое искусство. Реальность наглядно демонстрирует, что этого не происходит. Все это осталось и останется в будущем.

Таким образом в ходе исследования мы достигли цели - выявить и проанализировать некоторые тенденции развития современных видов искусства; и решили поставленные задачи:

  • изучить историю становления современного искусства;
  • определить основные направления современного искусства;
  • выявить тенденции развития современного искусства.
  • Наше исследование не претендует на полноту раскрытия темы, поэтому может быть продолжено в дальнейшем на этапе исследовательской работы.

Видеоприложения

Список используемой литературы

1. Прохоров А.М., Гиляров М.С. и др. Советский энциклопедический словарь. - М.: "Советская энциклопедия", 2014

2. Сюзанна А. Стерноу. Арт Нуво. Дух прекрасной эпохи. - М.: Белфакс, 2013. - 128 с

3. 3D-искусство: [Электронный ресурс] / Рамбур. – Режим доступа: http://www.rumbur.ru/kaleidoscope/1513-3d-iskusstvo

4. Бумажные чудеса Саймона Шуберта (Simon Schubert): [Электронный ресурс] / Культурология. – Режим доступа: http://fb.ru/article/340853/sovremennoe-iskusstvo-veka-opisanie

5. Искусство [Электронный ресурс] / Студопедия. Режим доступа: https://studopedia.org/9-183801.html

6. Когда заканчивается туалетная бумага, начинается искусство: [Электронный ресурс] / Be Promoter New Format. Режим доступа: http://locals.md/2012/kogda-zakanchivaetsya-tualetnaya-bumaga-nachinaetsya-iskusstvo/

7. Маскулатура [Электронный ресурс] – Режим доступа: / DE I / DESILLUSIONIST №19-20.URL http://www.deiz.ru/data/19-20/05.html

8. Современное искусство [Электронный ресурс]/ Википедия. – Режим доступа:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%E2%F0%E5%EC%E5%ED%ED%EE%E5_%E8%F1%EA%F3%F1%F1%F2%E2%EE

9. Трехмерные уличные рисунки Эдгара Мюллера [Электронный ресурс] / Культурология. – Режим доступа: http://www.kulturologia.ru/blogs/210209/10707/

10. Robert The: искусство вырезания книг: [Электронный ресурс] / Культурология. – Режим доступа: http://www.kulturologia.ru/blogs/120210/12036/