Изучение произведений народного творчества изучаемого языка всегда привлекает и интересует как учителей, планирующих свои уроки, так и учащихся во время учебного процесса. Сегодня «учителю предстоит сочетать и реализовывать разноплановые задачи: с одной стороны — сообщать, закреплять, проверять эффективность усвоения научных знаний; с другой стороны — находить пути включения каждого ученика в процесс урока, используя индивидуальные особенности учащихся» [5, с. 4].
Такие жанры фольклора, как сказки, легенды, народные песни, пословицы и поговорки, скороговорки и загадки особенно интересны и взрослым, и детям. Объединяет все эти жанры одно: коллективный автор, то есть народ, народное сознание и народная мудрость, воплощённая в таких различных и удивительных памятниках народной культуры. Как справедливо заметила С.В.Костылева, «изучение иностранного языка неотъемлемо от изучения жизни общества, опыта, способов поведения и норм взаимоотношений между людьми» [1, с. 6].
В статье рассматривается, как с помощью различных современных педагогических технологий можно использовать пословицы и поговорки, загадки, скороговорки как в начальной, так и в средней, и в старшей школах для развития фонетических, грамматических, лексических и коммуникативных навыков учащихся.
В чём же методологическая ценность выбранного мною языкового материала?
- Аутентичность;
- Возможность использования на разных ступенях обучения;
- Улучшение произношения, лексики и грамматики изучаемого языка;
- Дополнительный источник страноведческих знаний;
- Развитие творческой инициативы обучающихся через подготовленную и неподготовленную речь;
- Применение пословиц, поговорок, загадок, скороговорок способствует развитию мышления, памяти, воображению;
- Работа в группах/парах при создании проблемной ситуации на уроке.
Произведения устного народного творчества стран изучаемого языка могут быть включены во все виды речевой деятельности, в них «находят отражение все …элементы речевого действия: языковые знания и умения, речевые умения, виды текстов, уровни понимания речи, виды реакции на речевое высказывание» [7, с. 7].
Современные педагогические технологии такие, как использование новых информационно-коммуникативных технологий, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, игровые технологии, проектная деятельность помогают реализовать личностно-ориентированный, дифференцированный подходы в обучении, способствуют повышению качества образовательного процесса.
1. Информационно-коммуникационные технологии
Информационно-коммуникационные технологии обучения – это совокупность знаний о способах и средствах организации обучения в условиях применения современной техники, а также сам процесс коммуникативного обучения в условиях ее применения. Техническими средствами обучения являются компьютеры, аудио- и видеотехника.
Информационно-коммуникационные технологии характеризуются высокой коммуникативной возможностью и активным включением учащихся в учебную деятельность, активизируют потенциал знаний, умений и навыков говорения и аудирования, эффективно развивают навыки коммуникативной компетенции у школьников.
В учебном процессе для достижения положительных результатов я использую следующие средства информационно-коммуникационных технологий:
а) мультимедийные презентации, интерактивные плакаты, иллюстрации;
б) мультимедийные учебные пособия;
в) образовательные Интернет-ресурсы;
Изучение пословиц и поговорок с помощью этих технологий позволяет:
- развивать переводческие навыки;
- закреплять произносительные навыки;
- обучать грамматической стороне речи;
- знакомить с предметным содержанием речи;
- развивать монологическую речь (пословицы и поговорки как экспозиция урока);
- совершенствовать диалогическую речь (пословицы и поговорки как материал для дискуссии и построения различных типов диалога);
- устанавливать межпредметные связи;
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка помогает:
- привлекать пассивных слушателей;
- приучать учащихся к самостоятельной работе;
- обеспечивать моментальную обратную связь;
- повышать интенсивность учебного процесса;
- активизировать познавательную активность учащихся, а, следовательно, желание изучать предмет (работа над переводом пословиц и поговорок всегда представляет собой увлекательное занятие).
Иллюстративный материал раздела «Пословицы и поговорки испанского языка» дан в Приложении 1.
2. Технология проблемного обучения
Перед современным обществом встала задача найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы исходить из того, что ученики стали не только объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, но и быть активными субъектами его, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи.
Целью применения технологии проблемного обучения является: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования.
2. Повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями.
Поскольку методика проблемного обучения тесно связана с активной мыслительной деятельностью, то и ее процесс можно представить в виде соответствующих этапов организации:
- Школьник знакомится с проблемной ситуацией.
- Он анализирует ее и выявляет проблему, которая требует решения.
- Далее следует непосредственно сам процесс решения проблемы.
- Ученик делает выводы, проверяя, правильно ли он решил поставленную перед ним задачу.
Для включения учащихся в активную деятельность я использую приемы создания проблемной ситуации на уроке открытия нового знания и его последующего закрепления, а также в начале урока при обозначении новой темы.
Иллюстративный материал по разделу «Загадки испанского языка» представлен в Приложении 2.
3. Обучение в сотрудничестве
Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Помогая другим, учимся сами. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного.
Преимущества такой технологии заключаются в следующем:
- у школьников развивается чувство взаимопомощи, товарищества;
- обучающиеся учатся общаться между собой, с учителем, овладевают коммуникативными умениями;
- развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти.
Основные принципы обучения в сотрудничестве:
А) Группы учащихся формируются учителем до урока с учетом психологической совместимости детей. В каждой группе должны быть девочки и мальчики, разные по силам; состав группы можно периодически менять.
Б) Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы;
В) Оценивается работа всей группы;
Г) Учитель сам выбирает учащегося группы, который должен отчитаться за задание.
Примеры на чтение и перевод скороговорок испанского языка даны в Приложении 3.
4. Игровые технологии
Игра на уроках иностранного языка занимает особо место, особенно в начальной школе, где ведущим видом деятельности является игровой. На уроках испанского языка для закрепления разнообразного языкового материала народного происхождения я использую такие игры, как «снежный ком», «мяч летит», «глухой телефон», «игра в переводчика», «самая длинная скороговорка». Игра позволяет снять усталость и утомляемость как обучающихся, так и учителя, оживить урок, создать смену деятельности на занятии.
5. Проектная деятельность
Полученные на уроках знания и умения мои обучающиеся закрепляют на практике в виде небольших учебных проектов, которые следует рассматривать как способы организации эффективной учебно-познавательной деятельности, позволяющие «реализовать системно-деятельностный подход в условиях компетентностного подхода к образованию, в том числе иноязычному, в соответствии с требованием ФГОС» [5, с. 35].
На моих учебных занятиях обучающиеся с интересом и с увлечением выполняют следующие проекты:
- составление рассказов, иллюстрирующих смысл изучаемых пословиц и поговорок;
- презентация тематических пословиц и поговорок изучаемого иностранного язык;.
- создание иллюстраций запомнившихся и понравившихся загадок и скороговорок.
Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу по теме «Современные образовательные технологии в развитии коммуникативной компетенции обучающихся на уроках иностранного языка» и применяя данные средства обучения, можно с уверенностью сказать, что данные технологии помогают оптимизировать процесс обучения, активизируют мыслительную деятельность, учат учащихся быть активными участниками процесса обучения.
Список литературы
- Костылева С.В. Испанский язык. Второй иностранный язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Завтра». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательный организаций.—М., «Просвещение», 2014.
- Костылева С.В., Сараф О.В., Лопес Барбера И., Бартоломе Алонсо М.П., Альзугарай Зарагуэта П., Бланко Гаданьон А.И. Испанский язык. Второй иностранный язык. Сборник упражнений.5-6 классы. Серия «Завтра». –М., «Просвещение», 2014.
- Костылева С.В., Лопес Барбера И., Бартоломе Алонсо М.П., Альзугарай Зарагуэта П., Бланко Гаданьон А.И. Испанский язык. Второй иностранный язык. Сборник упражнений.7-8 классы. Серия «Завтра». –М., «Просвещение», 2014.
- Костылева С.В., Лопес Барбера И., Бартоломе Алонсо М.П., Альзугарай Зарагуэта П., Бланко Гаданьон А.И. Испанский язык. Второй иностранный язык. Сборник упражнений. 9 класс. Серия «Завтра». –М., «Просвещение», 2016.
- Современный урок иностранного языка: рекомендации, разработки уроков/ сост. В.П. Сафомова, И.Г. Мамо. –Изд. 2-е. –Волгоград, 2016.
- Соколова Н.А., Черусова Л.А. Использование проектной деятельности в курсе обучения второму иностранному языку// Иностранные языки в школе. - 2017. -№11.
- Щепилова А.В. Содержание и предметные результаты обучения иностранному языку: структурирование и описание // Иностранные языки в школе. -2018. -№1.