Учебный предмет: Литературное чтение
УМК «Перспектива». Авторы учебника: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская
Учебный предмет: Литературное чтение
УМК «Перспектива». Авторы учебника: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская
Цели урока: Познакомить учащихся с творчеством М.Пришвина. Развивать интерес к чтению лирических произведений; учить анализировать лирический текст; определять настроение, главные (ключевые) слова, определять средства художественной выразительности; учить работать в паре, группе. Формировать основы читательской самостоятельности. Стимулировать желание читать произведения о природе. Обогащать словарный запас обучающихся.
Планируемые результаты:
- Предметные – осмысленно читать лирические тексты, понимать настроение текста, определять собственное отношение.
- Метапредметные – находить необходимую информацию в тексте, понимать смысл, соотносить литературный текст с художественным образом, взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях).
- Личностные – видеть и понимать красоту природы. Способствовать формированию компонентов учебной деятельности приемам рефлексии и самооценки; формировать культуру общения и сотрудничества с учителем и сверстниками.
Оборудование:
- мультимедийное оборудование, презентация PowerPoint,
- раздаточный материал для работы в парах и группах: карточки «Кроссоворд»,
- вопросы к кроссворду,
- карточки с текстом,
- карточки-помощницы,
- учебник.
Технологии: На данном уроке используется интегрированная технология проектно- исследовательской деятельности, элементы технологии проблемного обучения, игровая технология, ИКТ.
Используются активные формы организации деятельности учащихся, продолжается работа над развитием самоконтроля и формированием оценочной деятельности учащихся
Ход урока
1. Организационный момент
- Прозвенел звонок весёлый.
Все готовы? Всё готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Пожалуйста, встаньте и поприветствуйте гостей.
2. Актуализация знаний.
Учитель:
- Мы с вами недавно закончили изучение раздела «Люби всё живое», в котором знакомились с произведениями писателей о животных, работали с художественными и научно-познавательными текстами, учились анализировать прочитанное, вы составляли отзывы о произведениях, а также о журналах, которые вы читаете. На прошлом уроке мы приступили к изучению раздела «Картины русской природы».
- Сегодня я предлагаю провести необычный урок. И наш класс на время урока станет издательством журнала «Времена года», а вы – сотрудниками этого издательства. (слайд 1)
Учитель:
- Итак, уважаемые коллеги, в редакцию нашего журнала поступил заказ: написать обзорную статью о русском писателе, мастере художественного слова.
- Писатель М.Горький так говорил о нем: «мир познанный .... удивительно богат и широк». А для того, чтобы узнать о ком идёт речь, предлагаю вам разгадать кроссворд. (приложение 1)
- Какие ключевые слова у вас получились? (Михаил Пришвин)
- Молодцы. Вы хорошо справились с заданием. Нам с вами предстоит составить обзорную статью о жизни и творчестве русского писателя М.М.Пришвина.
Проблемная ситуация:
А знаете ли вы, что такое «обзорная статья»?
(Предположения детей)
- Я прошу пару ... найти информацию в толковом словаре С.И. Ожегова.
(Учащиеся находят информацию в толковом словаре и сообщают классу)
3. Целеполагание. Постановка учебной задачи на урок
- Тема сегодняшнего урока: «М.Пришвин «Осинкам холодно. Приём олицетворения как средство создания образа.»
- Как вы считаете, какие задачи мы должны поставить перед собой на уроке?
(Ответы детей: познакомиться с творчеством М. Пришвина. - познакомиться с произведением «Осинкам холодно» и найти приемы олицетворения, которые использует автор.)
4. Работа по теме урока
- Приступаем к работе. Ребята, у вас на партах лежат карточки с текстом о жизни и творчестве писателя. Вам необходимо прочитать самостоятельно текст, выделить опорные слова, обсудить в группе, о чем вы будете рассказывать.
Краткий обзор биографии и творчества автора (формирование статьи)
- Учитель: Идет человек по серебряно-зимнему лесу. Кругом сугробы, на деревьях тяжелые снеговые шапки. Но елки стоят прямо, сильные еловые лапы держат снег. А березки «прекрасно белые» согнулись дугой под тяжестью снега, уткнувшись головой в сугроб. Да так низко стоят, что и не пройти, только заяц может пробежать под ними.
Но человек этот знает «одно простое волшебное средство», чтобы помочь березкам. Он выломал увесистую палку, ударил по заснеженным ветвям, снег с вершины свалился, березка вскинулась, распрямилась и стоит, подняв голову, наравне со всем лесом. Так и идет этот человек, и освобождает одно дерево за другим. Это ходит со своей волшебной палкой писатель-натуралист М.М.Пришвин. (слайд с портретом).
Продолжают рассказ учащиеся: (рассказ сопровождается показом слайдов)
- Группа 1. (о жизни М.Пришвина)
- Группа 2. (о жизни М.Пришвина)
- Группа 3. (о творчестве М.Пришвина)
- Группа 4. (интересные факты из жизни писателя)
Учитель: - 5 лет назад, к 140-летию со дня рождения М.Пришвина, в нашем городе в музее «Конный двор» проходила выставка, посвященная творчеству это писателя. Мы с моими прежними учениками посетили эту выставку и узнали много нового и интересного. Ребята увидели вещи, принадлежавшие Михаилу Михайловичу, фотографии, которые делал, а также увидели чучела животных, привезенные из Палеонтологического музея Москвы. (рассказ сопровождается показом слайдов)
5. Динамическая пауза
- Прежде чем мы приступим к основной работе, давайте немного отдохнем.
6. Продолжение работы по теме урока. Работа над произведением
- Молодцы. Вы хорошо справились с заданием.
- Сегодня мы познакомимся с одним из произведений М.М.Пришвина «Осинкам холодно», которое входит в сборник рассказов об осени «Времена года».
- Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 146. Прочитайте самостоятельно.
- Прочитайте текст вслух.
- Охарактеризуйте текст.
(Ответ учащихся: текст описание)
- Определите тему текста.
(Ответ учащихся: об осинках)
- Определите главную мысль текста.
(Ответ учащихся: о бережном отношении к природе )
- Вам понравилось, как писатель описывает осинки?
- Как вы себе их представляете?
- С кем автор сравнивает осинки?
- Как писатель относится к осинкам: он любуется им, сочувствует им, осуждает их?
- Молодцы, ребята.
7. Рефлексия
- Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
- За что вы похвалили бы себя?
- Хотите ли вы познакомиться с другими произведениями этого автора?
8. Подведение итогов
- Человек ̶ это часть природы. В своих произведениях писатель хочет нам сказать, что всё нужно беречь: и лес, и цветы, которые встретятся нам на пути, и ёжика, что перебежал нам дорогу в лесу.
Поэтому и обращается Михаил Пришвин к детям: «Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни…». И задача людей – беречь эти сокровища.
10. Домашнее задание
- Подготовить выразительное чтение текста на стр. 146, по желанию – выучить наизусть.
- Читать произведения М.Пришвина, с записью отзыва в читательском дневнике.