Хочу представить свою статью на тему «Дары природы родного края». Вряд ли кто-нибудь будет оспаривать тот факт, что без участия природы не сможет состояться ни развитие, ни воспитание личности. Поэтому педагогу, профессионально занимающемуся образованием и воспитанием детей, необходимо воспринимать человека в единстве с его природным, социальным, духовным началом.
В наше время проблемы экологии вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Эти проблемы стали актуальными. Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Но ведь каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль настоящего воспитателя в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Цель проекта: развивать знания дошкольников о зарождении растений; учить их любоваться растущими цветами, беречь прекрасное творение природы.
Чувство природы является основой экологического – и эстетического сознания человека. Для этого детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Норма поведения в природе должна быть усвоена каждым ребенком, как таблица умножения. А в дальнейшем формируются такие патриотические качества, как любовь и гордость за родной Астраханский край.
Исходя из личного педагогического опыта, работая с детьми дошкольного возраста, я пришла к интересному выводу, что дети больше интересуются животными, чем растениями. Их привлекает то, что животные двигаются, издают звуки, реагируют на взаимодействие с ними. Растения интересуют детей меньше и скорее всего только с практической точки зрения.
Хочется вспомнить строки Наталии Антоновой из стихотворения «Тюльпаны», которая олицетворяет тюльпаны с весной:
Рассеялись туманы,
Растаяла зима.
И расцвели тюльпаны -
В наш дом пришла весна!
Мы с детьми сажали тюльпаны в группе и на улице; сравнивали, где цветы растут быстрее и почему; с помощью дневника наблюдений отмечали этапы роста тюльпана; а с помощью модулей – факторы его роста. Дети каждый день с интересом наблюдали за ростом и развитием цветов. Много экскурсий провели мы с ребятами: сначала на территории детского сада, затем мы ходили к школе №234, побывали в городском парке и на алее Космонавтов. В средней группе дети познакомились с Красной книгой, куда занесен наш тюльпан и другие растения нашего края. Много поделок цветов мы выполнили с детьми. Это были работы из ниток, ткани, бумажных салфеток. Использовали глину, пластилин и соленое тесто. Мы рисовали разными приемами и способами: тычками, паралоном, газетой и другими материалами. Для наиболее заинтересованных детей, в группе я веду более 10 лет кружок «Окно в природу», где дети получают более углубленные знания о природе. На конец учебного года проведенная мною работа с детьми дала положительный результат. Уровень развития детей по экологическому воспитанию повысился и составил 85%.
Воспитатель – главное действующее лицо в осуществлении проекта. От него зависит, как будет воспринимать и оценивать окружающее ребенок, познавать, постигать красоту и гармонию природы. Большую поддержку и помощь оказали родители. Они принимали активное участие в выставке цветов, конкурсе поделок. Некоторые из родителей после наших бесед и собраний за круглым столом вместе с детьми сажали цветы дома, ухаживали и разговаривали с ними. Было так приятно, что работа такая большая, проделанная мной, оставила в душе детей след. Я горжусь, что смогла заинтересовать и увлечь своих ребят и родителей. Очень приятно, когда то чем интересуешься ты, еще интересно другим. Работа по проекту привлекает к себе всех неравнодушных людей. Результаты продуктивной деятельности послужили началом создания мини-музея в группе «Наш Астраханский край», где мы знакомимся с растительным миром, которые занесены в Красную книгу. Создан также мини-музей в детском саду «Дары природы родного края», где дети знакомятся не только с растениями, но и другими достопримечательностями нашей области. Ребята могут самостоятельно представить в музее свои работы, показать свой кругозор знаний не только родителям, но и другим детям детского сада и даже взрослым.
Я также познакомила ребят со священным цветком-лотосом, произрастающем в Волго-Ахтубинской пойме, показала им свои фотографии. Красота этих цветов не может оставить никого равнодушным. Мы будем с детьми изображать лотос в разных видах деятельности, так же как и тюльпан. Удивила не только детей, но и родителей тем, что лотосы произрастают не только в Астраханском заповеднике, а и у нас рядом, в Средней Ахтубе. Оказывается, что рядом с нами столько прекрасного, стоит только оглянуться и протянуть руку. А мы этого часто не замечаем. В старшей группе мы познакомились с символикой нашего города. И именно дети увидели свой знакомый цветок-тюльпан на гербе. А почему именно тюльпан оказался в гербе нашего города? Это ключевой вопрос стал в моей работе по проекту в старшей группе. А из него вытекают следующие темы: «Моя семья», «Улица, на которой ты живешь», «Мой любимый город» (история создания, достопримечательные места, заочное путешествие и другие темы.)
В мае 2017 года я представила свою статью на городском методическом объединении «Поиск» для начинающих воспитателей.
Я уверена, что дети не забудут наши опыты, наблюдения, эксперименты, а в школе продолжат знакомство со своей Родиной и Астраханским краем.
Нельзя не вспомнить слова нашего Знаменского поэта Геннадия Ростовского, который сравнил наш город с тюльпаном:
«Ты дорог и близок в любую погоду.
Мечта и наука, здесь вместе слились.
Как майский тюльпан, расцветай с каждым годом,
Во имя России живи и трудись!»