Тематический образовательный web-квест «По страницам Красной книги». Учебно-методическая разработка

Разделы: Биология

Класс: 9

Ключевые слова: квест, web-квест, творческие задания, критерии оценивания, Красная книга, интерактивное задание, самооценка


Тематический образовательный web-квест - проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которой используются информационные ресурсы Интернета [3]. Благодаря такому конструктивному подходу к обучению, учащиеся не только подбирают и упорядочивают информацию, полученную из Интернета, но и направляют свою деятельность на поставленную перед ними задачу, связанную с их будущей профессией [2]. Данная технология способствует развитию: внимания, взаимопомощи, позволяет расширить кругозор учащихся.

Тематический квест «По страницам Красной книги» предназначен для учащихся 9 класса биолого-химического отделения лицея. В соответствие с календарно-тематическим планированием этот квест используется в теме «Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Охрана природы и рациональное природопользование» раздела «Основы экологии», на которую отводится 4 часа.

В результате прохождения квеста, учащиеся должны:

1) приобрести навыки поиска информации об истории возникновения Красной книги, принципах ее устройства;

2) провести работу в группе по систематизации сведений об лимитирующих факторах и мерах охраны видов, занесенных в Красную книгу;

3) расширить и углубить знания о редких и исчезающих видах планеты и своего родного края;

4) выполнить итоговые творческие задания и составить компьютерную презентацию.

Приложение

Он состоит из следующих разделов: введение, роли, задания, ссылки, итоговое задание, оценивание.

Главное задание.

Учащиеся делятся на группы, состоящие из четырех участников. Затем каждый выбирает для себя роль, которая предполагает выполнение определенного задания. Ответы на вопросы игроки находят по специально подобранным ссылкам в Internet. Квест предусматривает задания для таких героев, как: Экоборец, Биоаналитик, Фитоэксперт, Зооэксперт.

Экоборец — профессионал в области охраны окружающей среды.

Задачи Экоборца:

1) сформулировать термин «Красная книга» и рассказать об истории ее возникновения;

2) объяснить принципы построения Красной книги;

3) подготовить сообщение о «Красном списке угрожаемых видов» МСОП;

4) рассказать о законах, которые обеспечивают защиту природы;

5) высказать свое мнение о том, какие дополнительные юридические меры должны предпринять правительства разных стран, чтобы остановить уничтожение видового разнообразия планеты.

После выполнения перечисленных пунктов задания, участник квеста выполняет интерактивное задание, с целью проверки и закрепления полученных знаний.

Интерактивное задание для Экоборца: необходимо разместить события, представленные в виде знаков, символов и фотографий в хронологическом порядке.

Биоаналитик - профессионал, изучающий закономерности взаимоотношений организмов и их популяций с окружающей средой.

Задачи Биоаналитика:

1) сравнить и сделать вывод, чем отличаются Красные книги разных стран мира;

2) выяснить, какие лимитирующие факторы ограничивают численность организмов, занесенных в Красную книгу;

3) составить перечень статусов редкости видов Красной книги;

4) проанализировать методы спасения птиц, разработанные Владимиром Флинтом и Питером Скоттом;

5) оценить показатель угрозы исчезновения для разных классов организмов по информации Красного списка МСОП 2019 года.

Интерактивное задание для Биоаналитика: расположить события операции «Стерх» в логической последовательности, используя фотографии и символику.

Фитоэксперт - профессионал в области растений.

Задачи Фитоэксперта:

1) рассказать о значении растений на планете Земля;

2) проанализировать видовой состав покрытосеменных растений Красной книги вашей страны проживания и выяснить, почему растения получили статус - EN (Endangered) — Вид, находящийся в опасном состоянии;

3) привести примеры растений Красной книги, изображенных на монетах и марках разных государств и объяснить необходимость таких действий;

4) высказать свои предложения о том, как остановить обеднение растительного мира нашей планеты;

5) привести примеры растений Красной книги, с которыми связаны народные предания.

Интерактивное задание для Фитоэксперта: из предложенных марок выбрать те, на которых изображены растения из Красной книги.

Зооэксперт - профессионал в области животных.

Задачи Зооэксперта:

1) выяснить значение животных на планете Земля;

2) проанализировать видовой состав млекопитающих Красной книги вашей страны и выяснить, какие животные и почему получили статус - EN (Endangered) — Вид, находящийся в опасном состоянии;

3) рассказать о самой большой бабочке и жуке нашей планеты, которые занесены в Красную книгу;

4) определить причины выпуска марок с изображением редких животных Красной книги, привести примеры таких животных;

5) привести примеры того, как зоопарки спасают редкие виды животных.  Интерактивное задание для Зооэксперта: из предложенных марок выбрать те, на которых изображены животные из Красной книги.

Итоговое задание представлено в виде кроссворда, выполнение которого позволит, определить главный термин, находящийся в основе предложенной темы. По результатам исследования каждый участник квеста составляет и представляет компьютерную презентацию.

В финале квеста критерии оценивания учителем работ учеников:

  • Отлично (5 баллов). Игра пройдена полностью, использованы все предложенные источники. Презентация выстроена в логической последовательности. Участник квеста демонстрирует умение обобщать, делать выводы, высказывает личное мнение по предложенной тематике.
  • Хорошо (4 балла).  Выполнено 50% заданий, не все источники задействованы. Качество презентации, логика изложения информации нарушены. По окончании работы сделаны необходимые выводы. 
  • Удовлетворительно (3 балла). Выполнено меньше 50% заданий, не все источники задействованы, логика изложения информации нарушена. По окончании работы нет основных выводов. 

Важным пунктом игры является самооценка, при которой ученик анализирует свою работу самостоятельно по пятибалльной системе:

  • нашел всю необходимую информацию;
  • освоил предложенные и дополнительные источники;
  • обобщил полученные сведения и сделал выводы;
  • создал презентацию.

Ряд ссылок содержит региональный компонент.

Данный web-квест доступен с компьютера, планшета, смартфона.

Список литературы

  1. Сокол И.Н. Классификация квестов. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiyakvestov
  2. Шмідт В.В. Технологія веб-квеста при навчанні англійської мови студентів немовних спеціальностей [Електронний ресурс] | Шмідт В.В. || Академия наук. — 2Q1Q. — Режим доступу до ресурсу: http:||sconference.org|publ|nauchno_ prakticheskie_konferenciiIpedagogicheskie_naukiIteorija_i_metodika_professionalnogo_obrazovanijaI12−1-Q-174.
  3. Яковенко А.В. Использование технологии Web-quest в языковом образовании. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rusnauka.com/5_SWMN_2012/Pedagogica/1_100769.doc.htm
  4. https://learningapps.org/myapps.php