Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечении соответствующего воспитания и образования нового поколения. Экологическая грамотность подрастающего поколения является в настоящее время одним из основных качеств, необходимых при формировании личности в школе. Учителю необходимо провести работу с учениками, чтобы помочь сформировать основы экологической культуры, которая будет соответствовать современному уровню экологического мышления. Экологическое воспитание учит детей не только понимать себя, но и окружающий мир и взаимосвязь человека с природой.
Математика создает условия для развития умений количественной оценки состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении. Ниточкой, которая соединяет математику с экологическим образованием и воспитанием, является решение задач с экологическим содержанием. Текстовые задачи позволяют раскрыть вопросы о среде обитания, заботе о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении её природных богатств. В учебниках математики почти нет задач с экологической тематикой. Современная обстановка требует введения таких задач. Поэтому целесообразно некоторые задачи наполнить экологическим содержанием. Задачи необходимо брать простые и доступные для понимания учеников. Также необходимо привлекать учащихся к самостоятельной работе по поиску примеров применения полученных математических знаний. Пришкольный участок - место, где учащиеся приобретают основы экологических знаний, так как при создании любого парка или сада необходимо понимание того, как взаимодействуют растения между собой и с окружающей средой.
- На школьном дворе растет 158 тополей: черные и пирамидальные. Корневая система у тополя мощная, очень широкая, разветвленная и далеко отходящая от кроны. Это препятствует вымывания почвы из-под дерева. Сколько процентов от числа пирамидальных составляют черные, если пирамидальных 150 деревьев?
- На школьном дворе растет 51 клен. Ясенелистные, татарские и остролистые. Велико значение клена: он трансформируют энергию солнечных лучей в энергию АТФ, регулирует газовый состав атмосферы, защищает земную кору от выветривания, участвует в формировании климата на Земле, способствует очищению атмосферы (пылеудержание, газопоглащающие свойства и т.д.), играет большую роль в процессах почвообразования. Сколько татарских кленов на школьном дворе, если ясенелистные составляют 94% от общего числа, а остролистые 2% от ясенелистых.
- Площадь школьного двора 150 м2. По всей площади посажено 264 дерева. Зелёные насаждения пришкольного участка очищают воздух, воспитывают эстетические чувства, любовь к родной природе, к сельскохозяйственному труду. Сколько деревьев приходится на каждый 1?
- Чтобы защитить дерево от насекомых и солнца, примерно 1/6 часть дерева красят известкой. На покраску 1-го ствола уходит 0,9 литра извести. На школьном дворе растут черемухи, рябины и яблони. Всего 20 деревьев. Сколько литровых банок извести нужно приобрести на покраску всех деревьев?
- Для озеленения школьного двора приобрели семена бархатцев. Из 250 посеянных семян бархатцев взошло 170. Какой процент семян дал всходы (процент всхожести)?
- Для восполнения в почве запасов азота необходимо удобрять каждыми 150 граммами 1 приствольного круга. Сколько килограмм азотных удобрений потребуется для удобрения 7 яблонь на школьном дворе, если известно, что площадь каждого приствольного круга равна 5.
- Пришкольная территория является частью окружающей среды для школьного здания и всех его обитателей. Площадь школьного двора равна 150 м2. Газон составляет 0,7 площади двора. Какую площадь занимает газон?
- Школьный двор имеет длину 150 м, а ширину - 100 м. По всему периметру школьного двора на расстоянии 1 м от забора планируется посадить декоративные деревья. Сколько деревьев потребуется для этого, если сажать их на расстоянии 2 м друг от друга?
- В школе учится и работает 1587 человек. Исходя из того, что каждое дерево или кустарник обеспечивает кислородом 3-х человек определите, сколько деревьев и кустарников должно расти на школьном дворе.
- На территории школы растет 6 хвойных дерева, что составляет 2 % от числа лиственных деревьев. Хвойные растения являются источником кислорода и летучих противомикробных веществ. Сколько всего деревьев растет на школьном дворе?
- В Сибири ежегодно вырубают 600 тыс. га леса, столько же гибнет от пожаров. Искусственно восстанавливают 200 тыс. га в год. (Чтобы компенсировать вырубку, необходимо ежегодно сажать 1,5 млн га леса). Какой процент лесов восстанавливают от того, что необходимо?
- На территории школьного двора растет голубая ель. Ель живет в лесу до 400 лет, а в городских условиях в 2,5 раза меньше. Сколько лет может прожить ель в городе? Как вы думаете, почему снижается продолжительность жизни деревьев в городе?
- Город Екатеринбург с населением свыше 1 млн. человек занимает площадь около 20 тыс. га. За 1 год такая территория при хорошем озеленении производит в среднем 25 тыс. т кислорода. Однако для обеспечения здоровья горожан требуется не менее 10 млн. т кислорода. Во сколько раз нужно увеличить площадь зеленых насаждений, чтобы получить для города необходимый объем кислорода?