Использование нетрадиционных технологий изодеятельности при знакомстве детей с народным творчеством

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: д/с

Ключевые слова: средняя группа, народное творчество, поделки из бросового материала


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (37 МБ)


Программные задачи:

  • Продолжать знакомство и освоение детьми традиционных филимоновских орнаментов и узоров по мотивам росписи гжельских мастеров.
  • Учить детей узнавать Филимоновские игрушки и посуду мастеров Гжели, различать элементы их росписей, цветовую гамму узоров и способы их выполнения.
  • Продолжать учить детей рисовать узоры на силуэтных изображениях, используя как традиционные методы рисования, так и нетрадиционные, применяя тычки, ватные палочки, печатки.
  • Закреплять умение детей использовать в рисовании элементы узоров: цветок, зигзаг, полоски, линия, волнистая линия, точки.
  • Закреплять с детьми названия цветовой гаммы, используемой в узорах.
  • Закреплять с детьми умение ритмично чередовать два цвета в филимоновском узоре и симметрично располагать гжельский узор.
  • Создать условия для творчества детей.
  • Развивать у детей фантазию, цветовое восприятие и эстетический вкус.
  • Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе.
  • Активизировать словарь.

Материал:

  • филимоновские игрушки и картинки с изображением филимоновских игрушек;
  • посуда гжельских мастеров и картинки с изображением посуды гжельских мастеров;
  • кисточки, тычки, ватные палочки, печатки, краски, баночки с водой, тряпочки, подставки для кисточек, различные силуэты из бумаги по количеству детей;
  • образцы узоров гжельской посуды и филимоновской игрушки с названиями;
  • фартуки и банданы для детей.

Словарь:

  • Св. таблица: корова, барыня, коза, поросёнок, утка, дядя.
  • Св. таблица: чайник, сахарница, чашка, тарелка, конфетница, ваза.
  • Св. таблица: красный, зелёный, жёлтый, синий, оранжевый, голубой, розовый, коричневый, чёрный, белый.
  • Св. таблица: кисточки, краски, пластилин, дощечки, ножницы, кубики, фломастеры.
  • Св. таблица: цветок, зигзаг, линия, полоски, волнистая линия, точки.
  • Св. таблица: будем рисовать, будем писать, будем вырезать и т.д.
  • Св. таблица: я нарисовал (а), я написал (а), я наклеил (а) и т.д.
  • Узор, посуда, игрушки, тычки, печатки, палочки, одинаковый, не одинаковый, такой узор, не такой узор.

Ход занятия

Воспитатель: посмотрите как у нас сегодня красиво, настоящая ярмарка. Давайте посмотрим на эту красоту.

Филимоновская игрушка

Рассмотреть с детьми 3-4 игрушки, обозначить их словом (корова, барыня, коза, дядя, утка и т.д.)

Спросить детей, что можно делать с этими предметами? (играть)

Дать детям посвистеть в свистульки.

Посуда-Гжель

Рассмотреть с детьми 3-4 предмета и найти названия в св. таблице (чайник, чашка, сахарница, конфетница, ваза, тарелка).

Спросить, зачем нужны эти предметы (чтобы из них есть, пить, что то положить, налить, поставить в них), можно ли в них играть? (нет)

Воспитатель: ребята, подумайте и положите правильно таблички тут и там (дать таблички: посуда и игрушки).

Спросить детей, что нарисовано на чашке, чайнике, вазе, корове, барыне и т.д. (узор).

Спросить детей, какого цвета узор на посуде с росписью гжель (дети находят в св. таблице название цвета, соответствующего узору: синий).

Спросить детей, какого цвета узор на филимоновских игрушках.

(дети находят в св. таблице название цвета, соответствующего узору: красный, зелёный, жёлтый).

Воспитатель: посмотрите, я тоже нарисовала узоры (рассмотреть с детьми образцы узоров филимоновской игрушки и гжельской посуды, прочитать их названия: цветок, точки, зигзаг, полоски, линия, волнистая линия).

Обратить внимание детей на рабочие столы, спросить, что будем делать? (Будем рисовать - св. таблица) Спросить, почему дети так думают? Что на столах? (св. таблица: там  кисточки, краски, вода). Показать детям тычки, ватные палочки, печатки, обозначить их табличками, поставить на стол.

Спросить, зачем и что ими можно делать? (рисовать).

Воспитатель: будем рисовать, вы будете настоящими художниками (надеть на детей фартуки и банданы), но сначала разомнём пальчики, чтобы руки были послушными:

Раз, два, три, четыре, пять, будем пальчики считать.
Крепкие, дружные, все такие нужные!
На другой руке опять раз, два, три, четыре, пять.
Пальчики быстрые, хоть не очень чистые.
Много пальчикам хлопот: то играют в ладушки,
Лезут в соль и в компот, книжки рвут у бабушки.
Переделав все дела, тянут скатерть со стола,
Пальчики дружные, все такие нужные!

Спросить у детей кто дежурный. Дежурный раздаёт бумагу (дай Ане, Егору и т.д.). Предложить детям подумать и сесть к нужному столу (на одном столе синяя краска, на другом - красная, жёлтая, зелёная). Дети садятся и приступают к работе.

Во время работы детей Воспитатель помогает им, подсказывает и спрашивает, что они рисуют (цветок, линию, точки и т.д.).

По завершение работы дети отчитываются (Я нарисовал (а) утку, чайник, вазу, кошку и т.д.), предложить детям вытереть руки влажными тряпочками, положить работы на один стол.

Спросить детей, что они нарисовали? (узор) Где ещё есть такое? (образцы изделий и образцы узоров) Что тут? (узор)

Затем предложить детям положить свои работы на стол с филимон. игрушками или гжел. посудой. Спросить, почему они положили так? (тут такой узор, одинаково).

Спросить детей, одинаковые ли эти два вида изделий: гжельская посуда и филимоновские игрушки? (неодинаковые)

Похвалить детей, открыть сахарницу и угостить их конфетами.