Руководитель проекта:
Комарова Татьяна Игоревна,
социальный
Пояснительная записка
В настоящее время вместе с положительным эффектом компьютеризации следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющего на физическое и психологическое здоровье детей и подростков. Одно из них - компьютерная зависимость. В процессе работы над проектом выяснилось, что одним из рисков является компьютерная зависимость учеников.
Причинами данной проблемы являются:
- недостаточные условия для создания единых подходов к формированию информационной культуры обучающихся и ценностного отношения к своему здоровью;
- недостаточно разработаны механизмы использования ИКТ в современной воспитательной среде ОУ;
- недостаточный уровень готовности педагогических кадров и родителей;
- отсутствие у школьников критического отношения к собственной практике использования средств информационных технологий в системе образования и содержательного досуга;
- отсутствие навыков противодействия вредным привычкам безконтрольного использования интернет-игр, социальных сетей
Следовательно, необходимы профилактические меры, направленные на предотвращение рисков компьютерной зависимости.
Исследуя данную проблему, проведя анализ социологического опроса, было принято решение о создании общешкольного проекта для детей и подростков «Компьютерный мир без зависимости - наш выбор» в котором приняли участие учащиеся 5-11 классов.
Проект направлен на формирование, развитие информационной культуры школьников и ценностного отношения к своему здоровью, формирование умений рационально использовать инструменты и технические средства информационных технологий в системе образования и содержательного досуга.
Цель проекта: Разработка рекомендаций учащимся, их родителям и учителям по формированию информационной культуры и профилактике компьютерной зависимости школьников.
Задачи проекта
- Разработать систему мер по формированию информационной культуры школьника
- Повысить ИКТ-компетентность педагогов, родителей и учащихся
- Разработать систему мероприятий, направленных на формирование умений рационально и безопасно для здоровья использовать компьютер, мультимедийные ресурсы и ресурсы Интернет в системе образования и содержательного досуга
- Определить формы, методы и содержание деятельности органов ученического самоуправления по организации интересного, полезного досуга, формированию ценности здорового и безопасного образа жизни
Проект профилактики компьютерной зависимости среди учеников рассчитан на один учебный год.
Первый этап (ноябрь 2018 - декабрь 2018) – подготовительный,
Второй этап (январь 2019) – презентационный;
Третий этап (февраль 2019 г.) – практический,
Четвертый этап (март 2019) – обобщающий.
Проект реализуется через деятельность, направленную на создание условий для профилактики компьютерной зависимости, на организацию просветительской и информационной работы в этом направлении, на развитие системы воспитательной деятельности и дополнительного образования в ОУ.
Реализация данного проекта позволит:
- создать условия для формирования у школьников ценностного отношения к своему здоровью;
- создать условия для построения личного безопасного информационного пространства школьника.
Оценка результатов работы в рамках проекта осуществляется в соответствии с программой мониторинга, основными инструментами которой являются: социологические опросы, анкетирование, наблюдение, индивидуальные беседы, анализ результатов исследовательской деятельности, анализ педагогической документации и воспитательных мероприятий.
Краткое содержание деятельности по реализации проекта
1-й этап (ноябрь-декабрь) – подготовительный:
- анализ реальной ситуации по данной проблеме;
- диагностика интересов и направлений занятости учащихся во внеурочное время;
- составление плана реализации проекта;
- определение стратегии и тактики деятельности.
2-й этап (январь) – презентационный
- планирование презентации проекта;
- подготовка презентационных материалов;
- презентация проекта.
3-й этап (февраль) – практический
- организация и проведение воспитательных мероприятий (информационно-профилактических, творческих, исследовательских);
- разработка рекомендаций педагогам, родителям и ученикам по профилактике компьютерной зависимости;
- разработка памятки для учеников по использованию ресурсов сети Интернет
4-й этап (март) – обобщающий
- обработка результатов мониторинга;
- анализ результатов реализации проекта в соответствии с поставленными целью и задачами;
- определение перспектив и путей дальнейшего развития.
Управление реализацией проекта
Управление реализацией проекта отвечает следующим требованиям:
- обеспечение соответствия целей и результатов проекта общим целям ОУ;
- разработка оптимальной организационной структуры управления реализацией проекта;
- повышение эффективности работы всех целевых групп;
- обеспечение своевременного контроля эффективности реализации проекта.
Управление реализацией проекта предполагает:
- управление людьми (оказание влияния на поведение и действия людей, корректировка их деятельности, направленной на достижение цели).
Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные.
- управление деятельностью (выполнение функций анализа и планирования);
- создание системы мониторинга результативности и эффективности реализации проекта.
Литература
1. Азарова Р.И. Досуг современной молодежи//Внешкольник. – 2003.
2. Борытко Н.М. Досуг в пространстве воспитания//Внешкольник. – 2002.
3. Крылова Н.Б. Школа без детей. – М., 2002.
4.Караковский ВА. Стать человеком. Общечеловеческие ценности- основа целостного учебно-воспитательного процесса. Москва 1993г.
5. Куртышева М. Как сохранить психологическое здоровье детей. – СПб., 2005.
6. Корнеева Е. Компьютерная зависимость: «бермудский треугольник» за углом//Мир семьи. – 2004.
7. Кузнецов Г. Поход за силой//Компьютера. – 2000.
8. Леонтьева А Н. Россия молодая//Воспитание школьников. – 2003.
9. Никитина Н.И., Глухова М.Р. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2005.
10. Новосельцев В.И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема?//Директор школы. – 2003.
11. Польшакова Е.Ф. Досуг надо организовывать//Физкультура в школе. – 2002.
12. Прибылова Ю.О. Психологические проблемы современных школьников в области информационных технологий//Естествознание в школе. – 2005.
13. Розин В.М. Культурная деятельность подростка в контексте современной подростковой культуры//Школьные технологии. – 2000.
14. Собкин В., Евстигнеева Ю. Виртуальная атака//Первое сентября. – 2001.
15. Соболева Б. Влияние телевизора и компьютера на душу ребенка//Женское здоровье. – 2000.
16. Сонькин В.Н. Чем занимаются наши дети//Здоровье детей. – 2003.
17. Стукова О.В В компьютерной колыбели? В компьютерных сетях!//Аномалия. – 1996.
18. Федоров А.В. Школьники и компьютерные игры с «экранным насилием»//Педагогика. – 2004.
19. Цымбаленко С.Б. Российские подростки в информационном мире//ЮНПРЕСС. – 1998. - № 325. Чудинова В.П. Социализация ребенка и медиа//Школьная библиотека. – 2004.
Интернет-ресурсы, используемых при реализации проекта
Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером
http://www.tiensmed.ru/programmer4.html
Центр психотерапии профессора Малыгина
http://www.psypodderjka.ru/content/view/82/
Алкоголь, наркотики, азартные игры… К этим трём врагам человека стремительно присоединяется компьютерная зависимость...
http://www.sovety.kiev.ua/a94.shtml
Виртуальную зависимость порождает не компьютер, а та или иная форма дезадаптации к реальной жизни.
http://www.nezarazen.ucoz.ru/index/0-6
Как избавить детей от компьютерной зависимости? — Планета школ
http://www.planetashkol.ru/articles/19575/
В этой главе изложена структура психологической зависимости от компьютерных игр. Интерес представляет на только компьютерная игровая зависимость, но и зависимость от настольных интеллектуальных игр.
http://flogiston.ru/articles/netpsy/gameaddict2
Каковы причины компьютерной зависимости у детей и подростков?
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-22951/
Лечение компьютерной зависимости
http://www.kantuev.ru/igrovaya/
Тест на компьютерную зависимость
http://www.itclinic.ru/support/articles/test_comp_depend/
Психологи констатируют: человечеству угрожает компьютерная зависимость.
http://mosclinic.ru/articles/zoom/7238