Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
- Образовательная: знать исторические факты в развития города Белово; ввести понятие КПД тепловых двигателей; знать основные способы увеличения КПД тепловых двигателей; на примере паровоза рассчитать КПД; привить самостоятельность в поиске новых знаний. Привитие интереса к предмету; демонстрация применимости в жизни знаний; вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс; выработка предметных компетенций.
- Воспитательная: воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам одноклассников.
- Развивающая: расширение кругозора; повышение эрудиции; развитие умений выступления перед аудиторией.
Интеграция предметов: физика, математика, экология.
Оборудование и средства обучения: компьютер, проектор, экран для демонстрации слайдов.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Целеполагание
Добрый день, ребята!
Мы с вами несколько уроков в подряд изучали пепловые двигатели (схема на доске с магнитами - Приложение 1).
Какие вы знаете тепловые двигатели?
Двигатели внутреннего сгорания, роторные, реактивные
Какие механизмы на этих двигателях работают?
- ДВС - автомобили
- роторные - паровые турбины
- реактивные - самолёты, ракеты
Все эти двигатели работают за счёт чего? - совершение паром работы.
Какой самый примитивный механизм, который работает на расширении пара? - паровоз. (Видео - Движение паровоза).
Запишите на рабочем листе тему урока (Приложение 3): паровоз
Значит, на уроке сегодня будем изучать:
ЧТО – паровоз
КАК
- Строение
- Принцип работы
- Физические характеристики
ЗАЧЕМ - Чтобы познавать окружающий мир, знать как работает, на чём мы ездим, расширить кругозор ……
III. Изучение нового материала
Начнём с истории
Про историю создания паровозов и роль, которую сыграли паровозы в становлении нашего города, нам расскажет _______________ (Презентация и выступление учащегося).
То есть, если бы через наше поселение не прошла бы железная дорога, то станции Белово и города Белово могло бы не быть.
Поэтому для нашего города ПАРОЗОЗ сыграл огромную роль.
Чтобы понять, как работает паровоз нужно знать его строение. (Анимация) - на рабочем листе заполните поле, просматривая анимацию.
(КОТЁЛ, КОЛЁСА, ПОРШЕНЬ, ЦИСТЕРНА)
Принцип работы можно записать схемой:
У вас в рабочем листе нарисован схематически паровоз, давайте подпишем на рисунке части схемы:
Что служит нагревателем? - ТОПКА
Что является рабочем телом? - ЦИСТЕРНА С ВОДОЙ
Что является холодильником? - ТРУБЫ, ВЫПУСКАЮЩИЕ ПАР
Работа любого механизма характеризуется физическими величинами.
Характеристикой этого устройства является КПД – коэффициент полезного действия.
(%) – КПД
Любой механизм чтобы работать должен что-то тратить.
Например:
- Печка чтобы грела нужно её топить углём или дровами
- машина чтобы ехала нужно заправлять бензином, соляркой…
Так КПД это сравнение полезной работы с затраченной, а при сравнении в математике вы делите эти величины др.на др., получаем
.
Записываем в листе:
Ап (Дж) – полезная работа
Аз (Дж) – затраченная работа
Давайте вернёмся к первой схеме к первой схеме и допишем на листе:
автомобилей =20-40%
паровых турбин = 30-40%
самолётов ракет ≈ 60% и более
IV. Закрепление
Задача: На привокзальной площади (в городе Белово) у нас памятник паровозу Черепанова: рассчитайте КПД паровоза Черепановых, который находится на привокзальной площади города Белово, если он был в пути 40 минут и израсходовал 0,3 тонн угля. Оставшиеся данные взять на табличке, которая находится у паровоза. (Фото таблички на рабочем листе)
V. Самооценивание
Механизм паровоза в жизни нам необходим до сих пор, и люди ещё не один десяток лет будут пользоваться машинами, паровозами, ракетами, самолётами …..
Давайте представим к награде учёных, которые внесли вклад в создание тепловых двигателей, из которых строят паровозы, машины, ракеты, самолёты…, или представим к награде себя, за то как мы работали на уроке ….. (Приложение 2)
Возьмите грамоты на столе напишите - кому и за что вы их хотите вручить (на магниты на доску у некоторых).
Итак, сегодня на уроке мы:
- изучали____________
- узнали, что _________________
- нам эта информация необходима для того, чтобы ______________
VI. Итоги урока
Домашнее задание: § 24, стр. 70 задание (тема 5).
Спасибо за работу!
До свидания!